«МАНОН»

Вариации на тему
№26 (532)

Последнюю неделю труппа Американского Балетного Театра танцевала балет английского хореографа Кеннета МакМиллана «Манон» (по роману Аббата Прево «Манон Леско» на музыку Массне).
Хореограф поставил этот спектакль в 1974 году для английского Королевского балета. Сегодня балет кажется очень громоздким, беспомощным, с рыхлой композицией и устаревшей во многом хореографией ( не говоря уж о чудовищной по безвкусице сцене изнасилования, насыщенной натуралистическими подробностями). Но танцовщики любят исполнять роли Манон и кавалера де Грие, публике нравится смотреть любовную драму, так что спектакль включен в репертуар многих крупных театров мира.
И вновь мы увидели этот уникальный дуэт - Диану Вишневу и Владимира Малахова. И самым невероятным оказалось то, что в рамках совершенного дуэта они станцевали любовников, абсолютно чуждых друг другу по темпераменту и душевному складу. Именно так: они не танцевали каждый свою тему и каждый сам по себе (как случилось, например, на спектакле «Жизель» с Вишневой и Корелла), но, повторяю, в рамках дуэта, как в замкнутом тесном кругу, два совершенно различных героя были связаны судьбой - и это было очевидно. Как это происходит, не берусь объяснять, это одно из таинств театра, «высший пилотаж» настоящего дуэта.
Диана Вишнева в роли Манон - совершенна: совершенна, когда танцует, совершенна в любой мизансцене и паузе. Не следуя за актрисой через все эпизоды спектакля, считаю нужным особо выделить вариацию и танец с кавалерами в доме Мадам и два дуэта - первое любовное свидание в спальне (дуэт, исполненный Вишневой и Малаховым, - как душевное и чувственное слияние героев) и заключительную сцену смерти.
Бросив де Грие ради богатого господина Г.М., Манон вновь сталкивается с поэтом в «салоне» содержательницы публичного дома, куда она приходит со своим новым любовником. Продолжая любить де Грие, но не желая терять богатого поклонника, Манон в этой сложной ситуации старается как бы отделиться от обоих. Сначала она танцует одна - и кто скажет, кому обращен танец этой обольстительницы? Манон Вишневой одновременно танцует и сама для себя, и о себе, и для влюбленных в нее мужчин, но ни для кого в отдельности. Подлинная сексуальность выражается не в задирании юбок, но в чуть заметном движении плеча, томном повороте головы, во взгляде из-под опущенных ресниц - мгновенном, едва уловимом, во взгляде, который сулит наслаждение каждому - и никому конкретно. Балерине удалось создать вокруг себя такую накаленную атмосферу, что она могла бы, как Саломея, потребовать голову Крестителя, и ее желание исполнили бы незамедлительно и с восторгом. А затем - «адажио» с кавалерами. Бесстрашно бросаясь из рук партнеров вниз, величественно «плывя» над головами мужчин, Диана-Манон, чувственная и по-прежнему одинокая, и в руках своих партнеров, казалось, танцевала предчувствие, предвиденье своей трагической судьбы. Зрители смотрели затаив дыхание.
Я видела многих исполнителей де Грие, включая английского танцовщика Энтони Доуэлла, для которого эта роль была создана. Малахов - лучший Кавалер из всех, кого я видела. Герой Малахова - прежде всего ДЕ Грие. Благородное происхождение чувствуется в нем с первой секунды. Де Грие Малахова - поэт не от мира сего. Вот кто действительно «луч света в темном царстве»! С первого выхода на площадь и на протяжении всего балета он - «чужой» в любой толпе. Беспомощный перед лицом реальной жизни, де Грие Малахова не способен даже защитить любимую девушку. Все, что он может сделать, - это последовать за Манон в позорную ссылку и умереть вместе с ней в ядовитых болотных испарениях Луизианы. Смерть де Грие не поставлена хореографом, но в том, что он умирает вслед за Манон, нет сомнений: как я писала, герои Вишневой и Малахова так связаны судьбой, что жизнь де Грие должна закончиться со смертью Манон.
Изумительная чистота и красота танца Малахова так и воспринимается, как выражение абсолютной чистоты душевной.
Необходимо отметить Геннадия Савельева, который танцевал брата Манон, Леско. Думаю, он вызвал симпатии всех зрителей искренностью актерской игры, превосходным техническим исполнением роли. Я всегда говорю, что танец Савельева надо было бы снять на видеопленку и показывать ученикам балетных школ, настолько Савельев хранит чистоту исполнения классического танца.
И, конечно, Виктор Барби, незаменимый в любой роли! В данном спектакле он исполнял роль господина Г.М., вызывая скорее симпатию, чем неприятие: настоящий мужчина, сдержанный, сексуально обаятельный, с чувством собственного достоинства.
В июне в балете «Манон» последний раз вышел на сцену МЕТ знаменитый танцовщик прошлого века Хулио Бокка. В следующем сезоне в роли Манон будет прощаться с публикой его постоянная партнерша, замечательная балерина - Алессандра Ферри.
Фото автора


Наверх
Elan Yerləşdir Pulsuz Elan Yerləşdir Pulsuz Elanlar Saytı Pulsuz Elan Yerləşdir