Отпустите меня в Антарктиду!

У каждого свое хобби
№26 (532)

Чего только не просят люди у своего правительства! Особенно в Грузии, где что ни шаг - то основание для просьбы и даже для мольбы, от выполнения которой зависят и минимальные человеческие условия жизни, и попросту выживание. А вот 66-летний тбилисский инженер-электронщик Джумбер Лежава собирается просить деньги на поездку в Антарктиду. Для того, чтобы проехать к Южному полюсу на... велосипеде. На этом транспортном средстве кандидат математических наук и автор 24 изобретений уже проехался по страницам Книги рекордов Гиннесса, где его имя упоминается целых 12 раз.
Рекорды приговоренного
к смерти
Между тем большую часть своей жизни Джумбер Давидович никого ни о чем не просил и ни о каких рекордах не думал. Обычная судьба “технаря”: Госплан, руководство отделом информатики в одном из министерств, наивысшее достижение - Госпремия Грузии за разработку и внедрение автоматизированных систем государственной статистики. И не было бы счастья в рекордах, да несчастье со здоровьем помогло. В 46 лет врачи поставили ему страшный диагноз: обширная запущенная гангрена внутренних органов. И, не надеясь на положительный результат, для очистки совести сделали две операции, вырезав более четырех метров кишок. А когда Лежава чудом выжил, предрекли инвалидность, назначили постоянный прием лекарств для поддержания работы сердца и печени и запретили любые физические нагрузки, даже хождение по лестнице. Но строптивый пациент сказал себе: “Раз тебя отпустили с того света, значит, на этом все будет хорошо”. И на прогулках все чаще стал переходить на быстрый шаг, потом - на бег трусцой, а главным оружием в борьбе с болезнью сделал отжимания от пола. “События не форсировал, нагрузку увеличивал постепенно, - вспоминает он сегодня. - Через полгода и боли прекратились, и кровь нормализовалась, и сердце пошаливать перестало. А через год запросто отжимался сотню раз. Потом больше, больше...
Так увлекся, что не заметил, как счет пошел на тысячи. И тогда решил сделать подарок себе на 50-летие”. Как раз подоспела командировка в Москву. Перед вылетом Лежава договорился встретиться там с представителями Книги рекордов Гиннесса и отжался перед ними 34.955 раз за 12 часов. Так и попал в рекордсмены. Когда же англичанин Педди Дойл за сутки сделал 35.350 отжиманий, он вызвал его на заочный спор и отжался 43 тысячи раз. А вскоре довел этот показатель и до 44.141. Дальше - больше...
В 1992 году список достижений человека, которого врачи приговорили к малоподвижному образу жизни, выглядел в Книге рекордов Гиннесса так: за час - 5.011 отжиманий, за 5 часов -16.274, за 6 часов - 19.176, стодневный марафон с ежедневными шести-семичасовыми отжиманиями - 1.717. 300, годовой суммарный - 4.800. 000...
Ну а потом сын друга спросил у Лежава, может ли такой сильный человек, как он, объехать всю Землю на велосипеде? И попал в точку . Разрулить дерзкий проект помогли тогда правительство и министерство спорта. Ведь путешествие имело и политическую нагрузку - прославить маленькую Грузию на всю планету, и научную - проверить организм на выживание в одиночестве, в труднейших климатических условиях. Подключились и грузинская диаспора в разных странах, и МИДы Грузии и России.
Подготовка заняла 8 месяцев - надо было разработать программу, одобренную парламентом Грузии и руководителями Книги рекордов Гиннесса, составить маршрут. Финансовую поддержку оказал друг детства Жиули Шартава, ставший соратником Эдуарда Шеварднадзе и возглавлявший легитимную власть во взбунтовавшейся Абхазии. А когда он погиб в Сухуми, велосипедисту помогал фонд его имени. Конечно же, не остались в стороне и многочисленные друзья, собравшие все необходимое снаряжение. Они же ежемесячно высылали путешественнику в разные страны по $300.
“Но ни разу даже глазом не моргнул...”
В августе 1993-го Джумбер Лежава стартовал из Тбилиси в Турцию. И вернулся через 9 лет и 3 месяца, объехав 232 страны и 6 континентов, преодолев на колесах 264 тысячи километров, 149 раз поменяв шины и 300 раз самостоятельно отремонтировав велосипеды, которые менял 9 раз. Самым надежным из них оказался американский “Каннондейл” - подарок знаменитого путешественника и журналиста Джимми Уокера. На каждом континенте Лежава пробыл 1,5 -2 года, лишь для Антарктиды вполне хватило и трех дней. Наивысшая точка, на которой побывал, - 5.250 метров в Эквадоре, самая низкая - 356 метров ниже уровня моря в Израиле. В США он стал почетным гостем Олимпиады-96, объехал 39 штатов, перебрался в Южную Америку, а оттуда - в Антарктиду. Из запланированных стран не удалось побывать лишь в шести - Афганистане, Брунее, Ираке, Ливии, Саудовской Аравии и Северной Корее. Там отказались выдать визы. Ну а в других местах приключений было столько, что ими могли бы пресытиться даже герои Жюль Верна.
В Зимбабве Лежава еле ускользнул от стаи гиен, в пустыне Гоби чуть не замерз и был спасен монгольскими пастухами, в Габоне под проливным дождем за 10 дней проехал 460 километров по непроходимым джунглям, в Австралии спасатели эвакуировали его из эпицентра циклона “Бобби”. В Намибии врачи 22 дня лечили его от малярии, на Байкале он удивил любителей подледного лова, поплавав в проруби. А в Швеции обморозил ногу, и от ампутации его спас чудодейственной мазью врач грузинских гандболистов, с которыми он встретился уже в Финляндии. В Свазиленде, Индонезии и Румынии Лежава пытались ограбить, но ему помогли уроки боевого каратэ. А в Шри-Ланке, получив отпор, бандиты прыснули ему в глаза ядовитой жидкостью, и с тех пор в его багаже появились очки. В Йемене его захватили бедуины, требовавшие выкупа, и им пришлось долго втолковывать, что Джорджия - не только штат США, но и совсем не богатая страна, и что, кроме велосипеда, у пленника ничего нет. В Бирме Джумбера приняли за шпиона, постоянно допрашивали и разрешили передвигаться только в сопровождении полицейских, а в Швеции посчитали нелегалом и продержали в кутузке до установления личности. Кстати, в той же Швеции да еще в Норвегии и в Новой Зеландии довелось добровольно и бесплатно ночевать в пустующих тюремных камерах, и у шведов он наутро узнал, что отлично выспался в бывшей камере смертников. А вот в Камбодже известные своей жестокостью полпотовцы привели его в свой лагерь, накормили да еще еды на дорогу дали... Но путешественнику всего этого было мало, он еще и сам ставил на себе эксперименты - сколько сможет пробыть без воды и пищи, сколько километров проедет за день. И в Чили установил еще один рекорд для Книги Гиннесса, проехав 12 часов без остановки. А в Австралии при температуре +43 продержался без сна, еды и питья двое суток, одолев 300 с лишним километров. И во всех своих странствиях заблудился лишь один раз, причем не в джунглях и не в пустыне, а в Калужской области России - гаишники неправильно показали дорогу.
Естественно, что куда бы ни попадал грузин, он всюду искал земляков. В Австралии подружился с Михаилом Гикашвили, уехавшим туда более полувека назад и научившим грузинскому языку жену-латвийку, в Мехико поднимал тосты с Ираклием Гвахария - руководителем кардиологической службы этого города, в Таиланде гостил у начальника местного аэропорта Давида Гахокидзе. Самый же неприятный осадок остался после поездки по Аляске с другим велосипедистом - японцем. Три дня в тундре Лежава кормил его своими запасами, отдал ему свой шлем, чтобы тот не мерз. А когда припасы Джумбера истощились, японец преспокойно открыл рюкзак и стал обедать, не предложив попутчику ни крошки. А вот настоящее счастье он испытал, когда Министерство спорта Грузии отправило на встречу с ним обеих дочерей, одну - в США, другую - во Францию...
Я снова буду гнать
велосипед!
На родину Джумбер Давидович вернулся через 3.333 дня после старта, побив рекорд канадца, объехавшего 158 стран. Грузия встретила прославившего ее человека не просто восторженно. Лежава приняли тогдашний президент Шеварднадзе и Католикос-Патриарх Всея Грузии Илия II. Его наградили высшей наградой - орденом Вахтанга Горгасали I степени, дали двухкомнатную квартиру, избрали академиком двух академий. Парламент вручил ему свидетельство, что он является путешественником-дипломатом. А международным признанием, помимо Книги рекордов Гиннесса, стал диплом “Спортсмена ЮНЕСКО по миру”.
Но дед четырех внуков и внучек недолго почивал на лаврах и стал готовиться к новому рекорду. На этот раз - к путешествию по Антарктиде вместе с Леонидом Микулой из Донецка. Тот - тоже известный непоседа-затейник. Да еще и изобретатель. И свои изобретения, рассчитанные только на силу мускулов, уже 35 лет использует на необычных маршрутах. Создав дюралюминиевые ходули, превращающиеся в палатку, поднялся на них на самую высокую вершину Украинских Карпат - Говерлу, потом на Везувий и Олимп. Есть у него и раскладной 4-местный катамаран, и “вертоплав” (водный велосипед, плоские колеса которого лежат на воде). А теперь он воплотил в велоковчеге “Пингвин” свою мечту: создал средство передвижения и по земле, и по льду, и по снегу, и по воде. В этот усовершенствованный велосипед-тандем украинец и пригласил Джумбера Лежава, о котором узнал из газет.
Готовились они 3 года, а свои силы и психологическую совместимость проверили, сплавившись зимой из Тбилиси на 180 километров вверх по течению бурной, порожистой Куры.
Просчитав все детали 65-дневного путешествия, старт назначили на октябрь прошлого года. И тут, как это часто бывает, благое романтическое начинание уперлось в прозаическую материальную проблему. Для того чтобы стартовать хотя бы в октябре этого года, многократный рекордсмен Книги Гиннесса собирается обратиться за помощью к правительству. Да что там к правительству - он просится на прием к самому Михаилу Саакашвили: “Может, хоть он поможет. Ведь президенты Грузии и Украины - друзья. Мы с Микулой на полюсе флаги установим, наша победа станет подтверждением грузино-украинской дружбы».
Если высочайшее разрешение на финансирование экспедиции будет получено, оно станет лучшим подарком ко дню рождения Джумбера Давидовича - 23 июля ему исполняется 67 лет. Леонид Микула не намного моложе. И в истории человечества люди такого возраста еще не достигали Южного полюса. Может, хоть это обстоятельство стимулирует деньги имущих, если им не так уж важны авторитет рекордсмена, возможность прославить свою страну на весь мир и перспектива появления национального флага на самой южной точке планеты? Ведь возраст в Грузии всегда уважали. А уж такой беспокойный возраст, как у Джумбера Лежава, нельзя не уважать вдвойне.


comments (Total: 5)

приукрашено

edit_comment

your_name: subject: comment: *
приукрашено

edit_comment

your_name: subject: comment: *
КРУТИЗНА НЕОПИСУЕМАЯ!! Кто бы знал без него и таких как Д.Л. на что способен человек!

edit_comment

your_name: subject: comment: *
норма

edit_comment

your_name: subject: comment: *
dffffffff

edit_comment

your_name: subject: comment: *

Наверх
Elan Yerləşdir Pulsuz Elan Yerləşdir Pulsuz Elanlar Saytı Pulsuz Elan Yerləşdir