Нелегалы за решеткой
Защитники прав нелегальных иммигрантов обычно преподносят своих подопечных, как благонамеренных, законопослушных и трудолюбивых людей, которые оказались в США с единственной целью - прокормить свою семью. Если «человек без документов» не соответствует этому идеальному портрету и нарушает закон, - его депортируют на родину. Поэтому даже нелегалы, склонные к правонарушениям, стараются не выходить за определенные рамки и в целом ведут себя лучше, чем граждане США или легальные иммигранты.
К сожалению, представления о законопослушных нелегалах и обязательной депортации провинившихся можно отнести к категории иммиграционных мифов. Далеко не все нелегальные иммигранты ладят с законом, и далеко не всех, нарушивших закон, возвращают обратно в родные страны. Да и те, которых высылают, нередко вновь проникают в Америку по ранее проторенным дорожкам. Да, в целом преступность в общинах нелегальных иммигрантов не очень высока, но многие из них оказываются за решеткой неоднократно, что свидетельствует об их преступных наклонностях.
«Русский базар» уже писал об опасных преступниках - убийцах, насильниках, грабителях, - которых выдворяют из Америки, но которые возвращаются обратно и разгуливают по улицам наших городов, пользуясь так называемым “sanctuary law” (законом, не позволяющим полиции задерживать подозрительных иностранцев и выяснять их иммиграционный статус). Сейчас речь пойдет о других нелегалах - сравнительно мелких правонарушителях, которых вовсе не депортируют, а содержат в американских тюрьмах, после чего не депортируют, а выпускают на волю.
Рядовых американцев (среди них русскоязычных), которые чтят закон и исправно платят налоги, эта печальная правда, конечно, возмутит до глубины души. Как? Люди нелегально пересекли нашу границу, и здесь, вместо того, чтобы жить ниже травы, тише воды, еще раз нарушили закон. И при этом им не дают от ворот поворот? Их сажают в тюрьмы и содержат так на наши, честных налогоплательщиков деньги? А потом освобождают и снова позволяют жить в нашей стране? Невероятно!
Невероятно, но факт. В 2005 году, по данным министерства юстиции, в американских тюрьмах сидели по меньше мере 270,000 нелегальных иммигрантов. Из них 108, 247 - в Калифорнии, 36,407 - в Техасе, 23,183 - в Нью-Йорке, 12,449 - во Флориде, 12,205 - в Аризоне, 6,977 - в Вашингтоне, 6,959 - в Нью-Джерси, 6,601 - в Колорадо, 5,718 - в Иллинойсе, и 5,714 - в Неваде. В федеральных тюрьмах находились 35,000 нелегальных иммигрантов, что составляет 19 процентов всех заключенных.
В некоторых штатах, городах и графствах, число нелегалов-заключенных и, соответственно, расходы на их содержание, растут пугающими темпами. Так, 25 процентов всех 22,000 заключенных в тюрьмах графства Лос Анджелес - люди без документов. И, под подсчетам представителя шерифа Стива Уитмора, их содержание обходится графству по меньше мере 80 миллионов долларов в год.
В тюрьмах Калифорнии, находящихся под эгидой администрации штата, содержатся, по меньшей мере, 22,000 заключенных нелегалов. А власти штата Колорадо в 2005 году потратили 46 миллионов долларов на содержание нелегалов за решеткой.
Можно, конечно, утешиться тем, что люди без документов, сидящие сейчас или когда-либо сидевшие за решеткой в Америке, не относятся к категории опасных, матерых преступников. В основном, это люди, попавшиеся на сравнительно незначительных правонарушениях вроде драки или вождения автомобиля в нетрезвом состоянии. Но содержат их в любом случае на деньги американских налогоплательщиков. И, что еще хуже, после положенного срока (а иногда и раньше) их отпускают на волю вместо того, чтобы, как положено, выслать из страны.
Почему? Потому что местные власти (а мелкие правонарушители обычно содержатся в местных тюрьмах) далеко не всегда могут выявить, каким статусом обладает тот или иной иностранец, оказавшийся у них за решеткой. А федеральные агенты далеко не всегда приходят местным властям на помощь. Кроме того, в некоторых тюрьмах и полицейских управлениях мест, попросту, не хватает, и нелегалов, попавшихся в руки копов, часто сразу отпускают, выдав им повестку о явке в суд. А в суд они, конечно же, не являются…
Проблема нелегальных иммигрантах - одна из самых «горячих» в нынешней Америке. И спорят о нелегалах везде - от Капитолийского холма до скамеек в парках, где коротают время пенсионеры. Правые требуют немедленной депортации всех «людей без документов», левые - их немедленной амнистии, умеренные предлагают множество промежуточных решений. Но в одном вопросе все участники дебатов, за исключением, может быть, самых сердобольных, объединяются: нелегальных иммигрантов, нарушающих законы, необходимо выселить из страны. Если же этого не происходит, значит, кто-то допускает серьезные ошибки.
В поисках справедливости (а может быть, в поисках виноватых) рядовые американцы обращают взоры к органам правопорядка, которые, по их мнению, мало что делают для выявления статуса преступников, попавшихся им в руки. А органы правопорядка, в свою очередь, указывают на федеральные иммиграционные власти, в чьи обязанности и входит распознавание нелегалов среди заключенных.
В настоящее время во всех штатах усиливается давление на федеральные власти, причем давят не только рассерженные налогоплательщики, но и стражи закона и порядка, которым вовсе не хочется выступать в роли козлов отпущения. Требования тех и других сводятся к следующему: выявлять нелегалов среди заключенных, и депортировать их хотя бы после выхода на свободу. Если нужна наша помощь, - мы готовы помочь.
Федеральные иммиграционные агенты, со своей стороны, жалуются, что огромный наплыв нелегалов и скудные средства не позволяют им отслеживать всех людей без документов, попавших в тюрьмы, и возвращать их в родные края. Депортируют только тех нелегалов, которые совершают тяжелые преступления и тем самым оказываются на виду. Правда, иммиграционные власти начинают поговаривать и о том, что они анализируют свои провалы и даже делают первые шаги навстречу переменам. Но пока что эти шаги для общественности остаются незамеченными.
В апреле этого года генеральный инспектор Министерства государственной безопасности предсказал, что до конца года около 302,000 нелегалов, совершивших преступления, будут отправлены в местные тюрьмы и депортированы после освобождения. Однако недавно разочарованный инспектор посетовал, что план этот осуществить не удастся. Отсутствие средств, кадров и даже коек в тюрьмах создают условия для неофициальной «мини- амнистии» нелегалов, нарушивших закон.
Джон Торрес, директор того отдела иммиграционной службы, который и занимается распознаванием и депортаций нарушивших закон нелегальных иммигрантов, тоже признал, что агентство не является всесильным. Поэтому его отдел отказался от поисков нелегалов среди заключенных маленьких городов и графств, сосредоточившись на мегаполисах, которые, как правило, и притягивают людей без документов.
Власти небольших городов и графств, однако, не сдаются, и тоже принимают меры, чтобы найти выход из положения. Так, шериф графства Лаример (штат Колорадо) основал программу, позволяющую ему сотрудничать с федеральными властями в выявлении нелегалов в местной тюрьме. Шериф Джим Андерсен каждый день посылает иммиграционному агентству списки иностранцев, находящихся в его тюрьме. Федеральные агенты регулярно навещают тюрьму, встречаются с заключенными иностранцами и определяют, кто их них должен быть выслан из страны. Нельзя сказать, что федеральные агенты охотно пошли навстречу Андерсену: они долго утверждали, что заняты охотой на более крупную дичь - опасных преступников без документов, которые, как правило, сидят в тюрьмах, находящихся под управлением администраций штатов. Но в конечном итоге агенты пошли навстречу Андерсену, и программа заработала. Кстати, она позволила Андерсену посчитать, что графство Лаример тратило на содержание нелегалов в тюрьме около миллиона долларов в год.
Несмотря на все эти подсчеты, цифры и требования налогоплательщиков, федеральные власти не задумываются о том, что, может быть, нелегалов, нарушивших права, следует немедленно депортировать, а не сажать в американские тюрьмы. Или высылать их до того, как они отсидят положенный срок. Или же, по крайней мере, давать им сравнительно короткие сроки заключения.
Конечно, всегда можно дать поблажки людям, совершившим вовсе уж мелкие прегрешения против закона. Например, нарушивших правила уличного движения или подравшихся с мужем (женой). Тем более что у многих нелегалов есть дети, родившиеся в США и являющиеся американскими гражданами. И депортацию их родителей, попавшихся на мелких правонарушениях, вряд ли можно считать мерой, соответствующей американским представлениям о гуманности.
Кстати, в штате Колорадо уже приняли закон о подобных поблажках. Закон этот требует у полиции докладывать иммиграционным властям обо всех задержанных нелегалах, - за исключением тех, которых арестовали за нарушение движения или домашние скандалы.
А законодатели штата подумывают о принятии закона, который запретит нелегалам пользоваться всеми службами штата, за исключением скорой медицинской помощи и «паблик скулз». Таким образом, нелегалам-преступникам будет перекрыт доступ к… тюрьмам. «Нам хватает своих, доморощенных бандитов, - сказал в связи с этим бывший губернатор штата Ричард Лэмм. - Зачем импортировать новых?»
Значит ли это, что арестованных нелегалов будут немедленно высылать из страны? Или их будут, по традиции, выпускать на волю?