Несостоявшиеся выборы на “русской улице”: “ленивы и не любознательны”
В мире
Неожиданный трюк, приведший к созданию в Израиле правительства национального единства и резкому приросту коалиции за счет партии “Кадима”, перепутал все карты. Страна ушла спать, зная, что Кнессет распускается, и досрочные парламентские выборы состоятся 4 сентября сего года. А наутро она проснулась от известия, что никаких выборов в этом году уже не будет, все депутаты и министры остаются на местах, а к избирательным урнам придется идти аж в октябре 2013-го...
Биньямин Нетаниягу как всегда перехитрил всех, и обеспечил себе и “Ликуду” политическое будущее. А “мистер Зигзаг”, новый глава партии “Кадима” Шауль Мофаз, еще на днях ругавший Биби и его правительство почем зря, совершил очередной генеральский маневр и оказался в раскритикованном им правящем кабинете на посту вице-премьера.
Хорошо всем, кроме избирателей, которым не скоро еще удастся попытаться привести к власти новых людей, действительно болеющих за их интересы.
Но если не пренебрегать частицей “бы”, и представить себе, что Израиль все-таки подхватила бы предвыборная гонка? Что ждало бы граждан, голосующих за те или иные партии? И что пообещали бы сами партии израильтянам? Ведь, так или иначе, а через полтора года им придется это делать...
Итак, что сулили бы коварно отмененные сентябрьские 2012 года всеобщие выборы “русской улице” Израиля? Точнее говоря, чем стала бы для израильских партий борьба за избирателей с этой самой улицы?
Еще одной политической рыбалкой с наживкой в виде заведомо невыполнимых обещаний – как это было все последние двадцать лет?
Охотой на русскоязычных депутатов из других партий, так как проще переманить готового, благодарного и послушного чужого парламентария, чем выдвинуть непредсказуемого своего?
Или, может быть, израильские политики вообще не пошли бы ни рыбачить, ни охотиться на голоса сотен тысяч выходцев из бывшего СССР, которых они априори относят к “естественному электорату НДИ, партии Авигдора Либермана”?
Возможны все три варианта таких “промыслов”. Но какой вероятнее?
Во всем, что касается “русских” сограждан, израильский политик вполне соответствует знаменитой пушкинской характеристике русских, только уже без кавычек. Да, именно так: он ленив и не любознателен!
За двадцать лет ни одна из исконных или возникших позднее израильских партий не придумала новых форм предвыборной работы, кроме кормления русскоязычных пенсионеров бесплатными пирожками-”бурекасим” и так же ни гроша не стоящими комплиментами.
Еще, правда, популярны встречи с “властителями дум” – журналистами, писателями или деятелями искусств, которые тоже сопровождаются угощением и выпивкой в не самых дорогих ресторанах. Причем выглядит это порой очень потешно: многие еще помнят встречу с бывшим лидером партии “Кадима” Ципи Ливни, когда журналистам выставили несколько бутылок
водки “Абсолют”... в девять часов утра.
Действительно, чего мудрить-то? Накорми-напои иммигранта, сопроводи угощение рассказами о собственных российских (украинских, белорусских, бессарбских, литовских) корнях - и он твой! А если предки не отыскиваются, вспомни друзей-однополчан Гришу-Мишу-Сашу, зубного врача Ростислава Лазаревича и спой трогательную “Рину” на мотив “Сердце, тебе не хочется покоя”.
И непременно назвать волну репатриации из бывшего СССР “благословенной алией”, а поголовно всех бывших советских евреев – утонченными интеллигентами, надеждой нации и солью земли израильской. Ну и, разумеется, добавить несколько фантастически пустых обещаний.
Набор обычный, “джентльменский”. Социальное жилье для пожилых репатриантов и доступное - для молодых семей; пенсии для обокраденных хозяевами наемных работников, равенство в вопросе призыва на воинскую службу и одинаковые возможности для демобилизованных солдат; преодоление религиозного диктата, введение института светских браков и разводов.
Пообещать клятвенно, со слезой на глазах и слюной на устах, зная при этом, что ни за одно из этих дел браться даже не собираешься...
И хотя политтехнологии в мире два десятилетия не стояли на месте, можно не сомневаться, что приемы и на выборах-2013
в Израиле останутся примерно те же. Лень изобретать, любопытства нет...
А подумать-то надо бы. Хотя бы о том, что с начала девяностых социальный портрет “русских” заметно изменился.
В подлинный средний класс – с выкупленным хорошим жильем, несколькими машинами в семье, накоплениями для детей и на собственную старость и, главное, надежной работой по специальности - выбилась относительно небольшая часть репатриантов из бывшего СССР. Большинству же пришлось довольствоваться съемными или заложенными банкам квартирами, работой и заработками, не соответствующими ни образованию, ни опыту, ни самооценке.
Но вот что любопытно: “русские” все равно считают себя средним классом – если не имущественно, то по духу и надеждам. И, хотя в прошлогоднем протесте этого класса они и не приняли активного участия, про это предвыборное лето ничего с полной уверенностью сказать нельзя.
Не исключено, что многочисленные “русские” тоже выйдут на акции социального протеста, чем крепко подведут “Ликуд”, “Аводу” и “Кадиму”, правительства которых всегда водили средний класса за нос, уничтожая его ростом дороговизны и налогов. А еще хуже, если репатрианты из бывшего СССР, наконец, вообще потеряют остаток интереса к сменяющим друг друга во власти партиям и их “русским” депутатам.
Партии, не зная, как ловко проведут их Биньямин Нетаниягу и Шауль Мофаз уже было начали возню вокруг своих русскоязычных представителей в Кнессете. Поражение юриста Ципи Ливни и победа генерала Шауля Мофаза сулили ей недобор и половины мандатов, которыми она располагала последние три года. А это значило бы, что в ней не останется ни одного “русского” депутата, так как никто не позволит новому лидеру резервировать места в предвыборном списке под репатриантов.
Надежды могла питать разве что Юлия Шамалова-Беркович. Во-первых, она сразу перешла в лагерь Мофаза, во-вторых, прожила в Израиле в два раза дольше представителей алии-90-х, в-третьих, выходцу из Ирана Мофазу бухарская еврейка Шамалова поближе “русских” ашкеназов, не владеющих языком фарси.
Куда бы пошли отвергнутые “бывшесоветские” депутаты “Кадимы” – от старожила “русской ложи” Кнессета Марины Солодкиной (Москва) до дебютантов Роберта Тивьяева (Дербент) и Нино Абесадзе (Тбилиси)? Сегодня – никуда, так как партия становится коалиционной, и все они доживут в депутатском обличье до осени будущего года. Но ведь никто не гарантируем им места в предвыборном списке “Кадимы”-2013. И вот тогда наибольший интерес к оказывающимся за бортом проявит единственная оппозиционная партия - “Авода” во главе с новым лидером - журналисткой Шели Яхимович.
Партия Труда, дважды приходившая к власти за счет “русских” голосов, неизменно затем начисто игнорировала выходцев из бывшего СССР. Избиратели-репатрианты переставали интересовать Ицхака Рабина, Эхуда Барака и Амира Переца назавтра после выборов. Фракция “Аводы” в Кнессете почти всегда была “русишен фрай” – свободна от “русских”. Лишь однажды за последние годы, по воле случая, в депутаты от нее пробился бывший казанец Леонид Литинецкий, занимавший заведомо бесперспективное место в кандидатском списке. Не уйди тогда по болезни и иным причинам несколько депутатов, не сидеть Литинецкому в Кнессете даже тот короткий срок, который ему выпал. Ныне Шели Яхимович громогласно заявляет, что заинтересована в “русских” – и голосах, и мандатах. Сможет ли она преодолеть стойкую неприязнь и высокомерие по отношению к бывшим советским, которыми все годы славились израильские социалисты? Посмотрим...
“Ликуд” всегда был предельно скромен в своих “русских” запросах. Есть один-другой репатриант из бывшего СССР среди трех десятков депутатов этой партии – да и ладно. Зато, так уж и быть, оба получат высокие посты. Как, например, в этом созыве, где Зеэв Элькин был председателем коалиции, а Юлий Эдельштейн - министром пропаганды. Не беда, что эта партия всегда подчеркивала пропорциональное представительство в своих рядах всех классов, прослоек и общин! “Русских” это касаться не может, так как они не относятся ни к рыночным лавочникам и производителям восточного блюда фалафель, к которым лидеры “Ликуда” бросаются в объятья перед каждыми выборами, ни к крупной буржуазии и монополистам-олиаграхам, которых они в действительности представляют.
Ультралевый МЕРЕЦ сильно уронил себя в глазах репатриантов из бывшего СССР. Его пламенные “русские” идеологи внушили свои боссам, что едва ли ни любой родившийся в бывшем Советском Союзе человек - расист и носитель клейма сталинского тоталитаризма. Но более всего “русские” отвратительны этой партии из-за того, что в массе своей хотят жить там, куда приехали - в Государстве Израиль. А в лелеемой мечтателями из МЕРЕЦ “Изралестине” – нет. И в стране-общаге для миллионов фальшивых беженцев из Судана и Эритреи тоже не желают ютиться. Упрямцы великодержавные, тьфу на них! Ну, и ответ следует соответствующий...
Другие маргиналы, например, коммунистическая партия Израиля ХАДАШ, хотя ее лидер Дов Ханин и говорит, что полюбил бы “русских”, когда б у КПИ были на то деньги, тоже не рассматривается всерьез. Если не считать горстки старичков-ветеранов КПСС, задорно марширующих 1 мая с красными знаменами по Тель-Авиву и Хайфе.
Об ультрарелигиозных партиях тоже многого не скажешь. “Недокошерная” алия вместе с ее голосами нужна им, как говорил герой Бабеля, как невесте нужны прыщи на голове. Если не считать ситуаций, в которых раввинаты получают большое духовное удовольствие, показывая власть над “русскими” и не позволяя им ни жениться, ни замуж выйти в своей стране, ни в землю по-человечески лечь. А если взаимная любовь даже в загробной жизни не предвидится, то в политической откуда ей взяться?
Правда, появилась новая партия телезвезды Яира Лапида, сына покойного лидера партии “Шинуй” Томислава Лапида. И, кажется, в списках этой партии, звонко назвавшей себя “Еш атид!” (“Есть будущее!”), первый “русский” уже замаячил – чемпион Израиля и Европы по дзюдо Константин Развозов. Явно попытались бы попасть в кандидаты партии Лапида “русские” осколки других партий и новые искатели политической синекуры. Но это, в полном смысле слова, вопрос будущего. А после трюка с созданием коалиционного правительства это будущее стало весьма тревожным: тележурналистом глава партии Лапид уже служить не может, а депутатом ему не быть еще полтора года.
Кто остается? Спросите ленивых и не любопытных в “русском вопросе” израильских политиков, которые, как было сказано выше, ревниво записали всех выходцев из бывшего СССР в “электорат НДИ, партии Либермана”. И кто же в этом виноват?
comments (Total: 2)