Отгородиться не удастся
Предложение президента Буша привлечь к охране границ национальных гвардейцев (всего 6 тысяч человек на 2-3-недельный период с последующей ротацией) практически не вызвало возражений в Сенате. 83 законодателя поддержали главу государства, и только 10 выступили против него. В числе сенаторов, одобривших эту идею, оказались и оба представителя Нью-Йорка: Чарльз Шумер и Хиллари Клинтон. Ранее Сенат одобрил строительство защитной стены протяженностью 370 миль (595 км) на границе с Мексикой (билль Палаты представителей предусматривает «стену» протяженностью 698 миль). Предусмотрено также возведение автомобильных заграждений общей протяженностью 800 километров.
Напомню, однако, что американо-мексиканская граница тянется ни много ни мало - на 2 тыс. миль! Очевидно, что значительная её часть останется фактически неприкрытой.
Вот почему лично мне обе вышеуказанные инициативы представляются весьма сомнительным способом защиты американских рубежей от проникновения нелегалов.
Однако я не хочу быть голословным и предлагаю обсудить оба этих варианта, которые, я в этом нисколько не сомневаюсь, вызвали одобрение большинства наших читателей (среди респондентов телеканала CNN, кстати, таковых оказалось почти 80 процентов).
Внешне все выглядит действительно очень привлекательно: заборы, завалы, задействованная гвардия. А на деле?
В настоящее время численность сотрудников U.S. Border Patrol составляет 9 тысяч человек. Для сравнения - в рядах Федеральной пограничной службы Российской федерации находится 200 тысяч военнослужащих. Чувствуете разницу, господа?
Задачей 6 тысяч гвардейцев станет помощь в охране южной границы протяженностью в две тысячи миль, то есть теоретически, каждую милю в среднем будут контролировать трое гвардейцев. По мнению консервативных законодателей, и с ними нельзя не согласиться, 6 тысяч гвардейцев – это ничтожно мало. Их на границе с Мексикой должно быть, говорят они, как минимум пятьдесят тысяч человек. Только в этом случае южные ворота США, возможно, окажутся на «замке». «Но где взять столько людей, столько денег?» - возражают им оппоненты.
Нет денег - нет и людей. Использование же национальной гвардии для охраны границ, говорит сенатор-республиканец Чак Хегель, только усугубит состояние этого рода войск, составляющего значительную часть американского военного контингента в Ираке и Афганистане. Национальную гвардию, убеждал и продолжает убеждать своих коллег сенатор, следовало бы давно оставить в покое. На сегодняшний день восемьдесят тысяч ее служащих находятся на театре военных действий, включая более одной трети гвардейцев из Луизианы и Миссисипи. Эти люди могли бы оказать действенную помощь населению данных штатов во время удара урагана «Катрина», они были бы не менее полезны и при ликвидации последствий стихийных бедствий.
Мне могут возразить, что те из гвардейцев, кого бросили на ликвидацию природного катаклизма, оказались в итоге неспособными защитить жителей побережья Залива от насилия, грабежа и полного отсутствия общественного порядка. Тогда возникает резонный вопрос: почему же они оказались неготовыми выполнять свои прямые обязанности? Да потому, напрашивается ответ, что личный состав просто не учили, как действовать в столь критических ситуациях. Не собираются учить и впредь.
Как пишет «Нью-Йорк таймс», гвардейцы, которых направят на южную границу страны, станут проходить свой ежегодный тренинг (2-3 недели) именно там. Курс молодого пограничника будет проходит ежегодно около 156 тысяч национальных гвардейцев. Это вместо учений по оказанию помощи населению и умению эффективно действовать во время стихийных бедствий.
Многие из нас искренне уверены, что гвардейцы способны оказать содействие пограничникам. Однако, согласно планам Белого дома, им будет запрещено арестовывать нелегалов, преследовать их, применять оружие. В реальности они станут своеобразным аналогом ооновских «голубых касок», которые никогда ни во что не вмешиваются, исполняя сугубо декоративную роль. В любом случае, пишет в «Нью-Йорк пост» консервативный обозреватель Роберт Новак, привлечение к охране границ 6 тысяч гвардейцев позволит заниматься своими прямыми обязанностями 500 пограничникам. Овчинка выделки не стоит!
Хегель предложил другой вариант: резкое увеличение сотрудников пограничной службы - с 9 тысяч до 18-24 тысяч. Однако этот план вряд ли осуществим на практике. Дело в том, что президент Буш пообещал дополнительно профинансировать набор всего 2,5 тысяч пограничников (программа на шесть лет). Капля в море!
Но и этого количества новобранцев командование U.S. Border Patrol вряд ли дождется. Ведь в прошлом году, несмотря на все просьбы Конгресса, Белый дом согласился выделить финансы на дополнительный найм лишь 200 пограничников. Как ни уговаривали его сенаторы и конгрессмены, Буш не поддался давлению, утверждая, что в казне нет денег. Откуда же они возьмутся теперь, когда президент подписал очередной билль о сокращении налогов на 70 млрд. долларов? Белый дом явно блефует.
Но даже если бы Хегелю и удалось убедить своих коллег и президента увеличить число пограничников вдвое, охрану границы от наплыва нелегалов они не смогли бы обеспечить.
Исходя из подсчетов Дика Морриса, бывшего советника президента Клинтона, из 18 тысяч агентов (с учетом того, что охрана границы будет осуществляться сотрудниками пограничной службы 7 дней в неделю по 24 часа) только 4 тысячи смогут оказаться на своем рабочем месте в конкретный период времени. Их коллеги будут в это время отдыхать, находиться в отпуске, болеть. 4 тысячи пограничников ну никак не в состоянии проконтролировать территорию в 2 тыс. миль.
Национальные гвардейцы (если исходить из их обязанностей) – подспорье слабое. Задерживать нелегалов нельзя, применять оружие против них тоже нельзя. С таким же успехом можно было разместить на границе манекены в форме, используя их в виде пугала.
Не менее авантюрным, на мой взгляд, является и план возведения пограничной ограды, у которого нашлось немало сторонников. Так, Моррис считает, что только «защитная стена», аналогичная инженерным сооружениям, возводимым израильтянами на Западном берегу, способна стать не только физическим, но и моральным препятствием на пути непрошеных гостей.
В конце прошлого года Колин Ханна, президент WeNeedAFence.com, передал в Конгресс более 20 тысяч петиций от посетителей своего веб-сайта с требованием включить в законопроект об иммиграционной реформе пункт о необходимости сооружения на границе защитной стены. Проект, предложенный организацией Ханны, предусматривает сооружение, состоящее из двух параллельных заборов высотой 12-15 футов, с накрученной на них колючей проволокой. На заборах будут установлены камеры наблюдения, а между ними проложена дорога, по которой смогут перемещаться патрульные автомобили. На ней и вдоль нее в землю зароют чувствительные датчики.
Безусловно, какой-то части нелегалов стена безопасности воспрепятствует попасть на территорию США. Однако она ведь не станет сплошной преградой, которую невозможно будет просто обойти.
В свете рассматриваемой нами темы, интересно вспомнить какие неоднозначные результаты принесла во второй половине 90-х годов прошлого столетия «Операция сторож» (“Operation Gatekeeper”).
До 1998 года самым привлекательным для нелегалов местом американо-мексиканской границы был ее участок в районе калифорнийского города Сан-Диего: более 500 тысяч человек пограничники задерживали здесь каждый год. Благодаря жестким мерам в рамках этой операции, в том числе и возведению искусственных преград, количество задержанных в районе Сан-Диего резко сократилось. В прошлом году их было всего 125 тысяч человек.
Однако «Операция сторож» не привела к общему снижению числа лиц, нелегально пересекавших американо-мексиканскую границу, а стало даже больше. При этом работа пограничников по их отлову усложнилась, требуя больше времени и физических затрат. Дело в том, что нелегалы стали использовать не проторенные тропы, а новые маршруты, пролегающие вдали от больших городов, таких, как Сан-Диего или Эль-Пасо.
Ужесточение пограничного контроля привело к тому, что выручка контрабандистов, переправляющих нелегалов через границу, сильно увеличилась. Они (контрабандисты) легко адаптировались к новым условиям, начав взимать со своих клиентов уже не по 300 долларов, а по 1500 – 3000 долларов. «Операция сторож» привела к расцвету преступного промысла контрабандистов, называемых в Мексике «койотами». Они уже предлагали своим клиентам не просто переправить их через границу, а и доставить непосредственно в тот или иной американский город. Если койотов вместе с нелегалами задерживали пограничники и выдворяли из страны, контрабандисты вновь предпринимали попытки попасть в США, не требуя с клиентов дополнительной мзды.
Чтобы избежать ареста, многие койоты задействуют сегодня в своих операциях американских граждан, используя их в качестве прикрытия. Конечно, не бескорыстно. По словам пресс-секретаря отделения Министерства национальной безопасности в Сан-Диего Винсента Бонда, контрабандисты нередко наведываются в казино Сан-Диего, высматривая проигравшихся в пух и прах игроков. Обещая вознаградить за содействие, они затем с их помощью перевозят в машинах с американскими номерами партии нелегалов.
У экспертов нет сомнений в том, что и на этот раз нелегальную иммиграцию вряд ли удастся остановить половинчатыми мерами.
Ну какой толк от заградительных сооружений на участке в 370 миль, на которые придется потратить огромные деньги, если остальные 1630 миль пограничной территории будут, как и прежде, представлять собой «проходной двор»?
Трудно не согласиться с членом комиссии по иностранным делам мексиканского Конгресса Хуаном-Хосе Гарсия Очоа: «Данные изоляционистские меры не в состоянии сдержать нелегальную миграцию. Люди все равно будут идти через границу, пока в Соединенных Штатах для них существует обширный рынок труда. Просто из-за присутствия солдат и стен на границе прибавится смертей и трагедий».
Депутаты мексиканского парламента считают, что решение проблемы миграции кроется не в использовании иммиграционной реформы в политических целях, дабы ублажить часть американских избирателей, а в комплексной реформе, которая легализует право на труд в США нелегальных иммигрантов, разработает меры по координации и управлению миграционными потоками.
Разве они не правы?
comments (Total: 2)