Республиканцы ищут свой шанс
В истории Соединенных Штатов такое наблюдалось нечасто. До очередных президентских выборов еще два с половиной года, а страсти уж начинают закипать. Видимо, обществу уж очень хочется поскорее увидеть у руля государственного корабля новые лица. Обе ведущие политические партии занялись подбором возможных претендентов на высокий пост, соизмеряя их достоинства и недостатки прежде всего со своими партийными принципами, а заодно и с интересами страны.
Особенно глубоко волнение в стане республиканцев. Сегодня они составляют влиятельное большинство во всех трех ветвях власти. Но президент не без помощи ближайшего окружения немножко подкачал. Из-за ряда болезненных ошибок и вследствие сложившейся мировой конъюнктуры, политической и экономической, рейтинг первого лица резко упал. Многим избирателям не по душе результаты деятельности администрации. Военной операции в Ираке не видно конца, государственный долг растет, доллар падает, бензин и продукты питания дорожают, авторитет державы в мире снижается. Все это может повлиять на исход выборов в Конгрессе, которые пройдут уже этой осенью и пока не сулят Республиканской партии большого успеха. Выбор и продвижение популярной фигуры на высокий пост в Белом доме способны в определенной мере вернуть республиканцам доверие электората.
Одна из таких фигур – Джон Сидней Маккейн. Ветеран Вьетнамской войны, к тому же переживший ужасы плена, он широко известен как опытный политик. Начиная с 1987 года, его четыре срока подряд избирают членом Сената США от штата Аризона. В 2000 году Маккейн имел неплохие шансы стать республиканским кандидатом в президенты. Однако уступил Джорджу Бушу, причем решающее поражение потерпел в Южной Каролине. Сенатор от этого штата Джерри Фолвелл приложил тогда немало сил и средств, чтобы отодвинуть несимпатичного ему Маккейна и отдать победу Бушу.
Понятно, что теперь республиканцам не до сведения личных счетов. Как сообщает пресса, Джерри Фолвелл ищет пути к сближению с аризонским сенатором. На днях он обратился к нему с вопросом, поддержит ли тот законопроект о внесении еще одной поправки в конституцию, а именно запрет на регистрацию однополых браков. Маккейн ответил отказом, но Фолвелл не обиделся и попросил однопартийца выступить перед студентами одного из патронируемых им евангелических учебных заведений. Последовало согласие, и студенческая аудитория в деталях узнала не только о политических взглядах Маккейна, но и о том, что между ним и Фолвеллом никакой вражды нет.
Пока далеко не все влиятельные республиканцы настроены столь же миролюбиво. Консервативное крыло партии отнюдь не желает прощать Маккейну длительного сотрудничества с демократом Эдвардом Кеннеди, критического отношения к ряду инициатив нынешней администрации Белого дома, поддержки Киотского протокола о противостоянии климатическим переменам на планете. Не всем пришлись по нраву его призывы ограничить влияние лоббистов на принятие законодательных решений. Разумеется, у сенатора из Аризоны имеется и немалое число сторонников в политических, деловых и религиозных кругах, примыкающих к Республиканской партии. Сбор необходимых средств на проведение предвыборной кампании тоже проблемы не представляет.
Как ни странно, один из мотивов, заставляющих даже крайне правых консерваторов оказывать поддержку Джону Маккейну, состоит в том, что они опасаются смелого и решительного шага со стороны демократов. Таким шагом может стать выдвижение кандидатом в президенты Хиллари Клинтон. Большинство американских политологов рассматривает подобный шаг как достаточно вероятный. Избиратель в Соединенных Штатах все-таки еще не готов к тому, чтобы вручить бразды правления женщине, пусть и такой энергичной, как супруга и помощник экс-президента. Впрочем, политологи ошибаются в прогнозах ничуть не реже предсказателей погоды. Все может быть. В конце концов, народы Европы в недавние времена женщин на высшие руководящие посты не ставили, теперь же ситуация круто поменялась.
У Джона Маккейна есть соперник и в своем партийном лагере. Часть республиканцев желала бы видеть хозяином Белого дома Рудольфа Джулиани, бывшего нью-йоркского мэра. Отдать ему предпочтение было бы крупной ошибкой. Руди Джулиани проявил себя отличным администратором и совершенно никудышным политиком. Он известен своим упрямством и прямолинейностью мышления. Ставить такого человека на капитанский мостик государственного корабля весьма рискованно. И экипаж будет вышколен, и палубы будут отдраены добела, но в бурлящих волнах современности весь корабль может двинуться совсем не туда, куда нужно.
В среде республиканцев наверняка еще появятся и другие претенденты на победу в ходе партийных первичных выборов. Заранее можно сказать, что у сенатора Джона Сиднея Маккейна масса преимуществ перед всеми ими. Кроме одного – он слишком рано родился. 29 августа 2006 года ему исполнится 70 лет, а ко дню выборов ему будет уже 72 года. Многовато для лидера могучей державы в наше беспокойное время.
comments (Total: 2)