Увидеть Полларда

В мире
№17 (836)

 

В то время как я писал этот материал, израильский разведчик Йонатан Поллард все еще лежал в больнице федеральной тюрьмы США. Врачи говорят, что его состояние значительно улучшилось. Поллард самостоятельно дышит, находится в сознании и, хотя и с трудом, но все-таки может говорить. На прошлой неделе все было куда хуже. Эстер Поллард и вместе с ней миллионы евреев во всем мире продолжают жить надеждой на то, что президент Обама все же откликнется на письмо Шимона Переса и подпишет указ об амнистии...
 
Поллард был доставлен в больницу в крайне тяжелом состоянии после того, как в течение нескольких дней мучился от страшных болей и несколько раз терял сознание. Тюремное начальство не могло не знать об этом - там, где содержится израильский разведчик, регулярно, в том числе и в три часа ночи, проводится перекличка, во время которой заключенные обязаны стоять у койки. Поллард во время переклички не встал, потому что лежал без сознания, но никому не было до этого дела. Лишь после того как он, на какое-то время придя в себя, добрался до телефона и позвонил жене, что-то начало меняться, и то лишь потому как Эстер, встревоженная состоянием мужа, подняла на ноги израильских политиков, а затем и конгрессменов.
 
Все это, согласитесь, выходит за рамки представлений даже о самых бесчеловечных условиях содержания в тюрьмах и наводит на мысль, что речь идет отнюдь не о торжестве правосудия, а о жестокой мести. Мести, которая продолжается вот уже 27 лет.
 
Никто не спорит, Америка - демократическая страна, в которой соблюдаются права заключенных. И тюрьмы в этой стране, как нам известно из книг и фильмов, существуют разные, для разных категорий преступников. Но Полларда, совершившего пусть и тяжелое, но все же явно не самое тяжкое уголовное преступление, с самого начала поместили в тюрьму для особо опасных и склонных к побегу заключенных. Его сокамерником был и остается человек, совершивший зверское убийство. День в этой тюрьме расписан по минутам, и в это расписание входят бесчисленные переклички, работы по уборке тюрьмы, 15 минут на завтрак, обед и ужин в тесной столовой, в которую узники попадают, выстаивая больше часа в очереди под дождем или на морозе.
 
Свидания с родными заключенным этой тюрьмы разрешаются раз в месяц. Проходят эти свидания в огромном зале, где одновременно перекрикивают друг друга сотни людей, а перегородка между узниками и посетителями предотвращает любые физические контакты между ними. Ни поцелуй, ни даже рукопожатие тут невозможны...
 
Если учесть, что все эти годы Поллард соблюдает кашрут, то есть ни разу не прикоснулся к тюремным блюдам из мяса, да и вообще игнорирует большую часть тюремного рациона, нетрудно догадаться, что произошло с ним за время пребывания в тюрьме. Во всяком случае, 57-летний узник давно уже мало чем напоминает себя на тех фотографиях и видеокадрах, с которыми он у нас ассоциируется. Последняя видеосъемка Полларда датируется 1998 годом, когда его посетил в тюрьме тогдашний глава минздрава Израиля Дани Наве. После этого Полларда запрещено снимать и фотографировать, а ему самому запрещено фотографироваться. Так что, думается, Израиль испытает настоящий шок, когда нам наконец предоставят его снимки последних лет.
 
Любопытно, что сказали бы в мире, если бы в таких условиях, в каких Америка содержит Полларда, Израиль содержал убийц семьи Фогель или других зверей в человеческом обличье, которые отбывают сроки в наших тюрьмах?! Несложно представить себе, какие обвинения предъявляли бы нам в этом случае правозащитники во всем мире, не говоря уже о господах из “Красного креста”.
 
Но по отношению к Полларду позволено, видимо, все!
 
Уже давно известно, что вся его вина заключается лишь в том, что он предоставил Израилю информацию, которую американцы обязаны были вроде бы передать нам как союзники, но не передавали: информацию о том, что исламские страны начали работы по созданию своего оружия массового поражения. Не раз сообщалось, что приговор, вынесенный Полларду, даже в рамках американских законов не соответствует тяжести его преступления, и многие из тех, кто после него был уличен в аналогичных грехах, уже вышли на свободу. Но Поллард продолжает сидеть. Так Америка мстит за “нелояльность” не только ему, но и Израилю, и всем нам, евреям.
 
Сейчас, как верно отмечается в направленном на прошлой неделе письме президента Шимона Переса президенту Бараку Обаме, речь идет уже не о юридических аспектах этого дела. Речь идет о милосердии, которое американские власти должны проявить хотя бы во имя любви.
 
Да, во имя любви. История Йонатана и Эстер Поллард - это одна из самых прекрасных и трагических историй любви нашего времени. Напомню, что Джонатан Поллард и Айлин Зайц впервые встретились в Израиле, в молодежном еврейском лагере, когда им было по 20 с небольшим. Уже тогда между ними промелькнула искра любви, но, вспыхнув, тут же погасла. Она вернулась в Канаду, он - в Штаты, и молодые люди надолго потеряли друг друга из виду. Каждый из них строил свою жизнь, пока Джонатан не оказался в тюрьме, а Айлин не прочла в одной из газет призыв писать ему туда письма.
 
Захватывающий роман по переписке перерос в свидание в тюремных стенах, затем в хупу, потом в новые свидания, но ни разу им так и не дали остаться наедине. И снова я не могу не задаться тем же вопросом: а что было бы, если бы Израиль отказал сидящим в его тюрьмах террористам в “праве на уединение” с их женами?!
 
Но, говоря о мести со стороны Америки, не стоит забывать, что дело еще и в той циничной игре, которую ведут вокруг Полларда американские президенты вот уже многие годы. Достаточно вспомнить обещание президента Билла Клинтона освободить Полларда, если... будет подписано соглашение об окончательном урегулировании израильско-палестинского конфликта. Да и потом, во времена Буша, не говорю уже об Обаме, судьба израильского разведчика часто использовалась американцами как разменная карта. Освобождение Полларда в обмен на уступки палестинцам... На замораживание поселений... На возобновление переговоров... На что еще?!
 
Когда на прошлой неделе в ответ на письмо Переса официальный представитель американской администрации заявил, что позиция его страны по отношению к Полларду остается неизменной, у многих опустились руки. Но Эстер Поллард продолжает жить надеждой. Эту надежду дают ей слова Шимона Переса в ответ на отказ: “И все же я жду личного ответа от президента Обамы!”. Личного, а не через очередного официального представителя.
 
Обама прекрасно понимает, что в ближайшее время никакой договор между Израилем и палестинцами подписан не будет и что переговоры срываются не по вине Израиля, а значит использовать Полларда как средство давления на еврейское государство бессмысленно, - и это внушает надежду. Накануне выборов Обаме крайне важна поддержка еврейской общины США - и это тоже внушает надежду. Обама понимает, что авторитет Шимона Переса в мире очень велик, и просто проигнорировать письмо одного из самых выдающихся политиков ХХ века он не может - и это также дает надежду.
Вопрос в том, увидим ли мы, наконец, как Джонатан Поллард спускается с трапа самолета в аэропорту “Бен-Гурион”?
Господи, как хочется верить, что увидим! 
 
“Новости недели”

Наверх
Elan Yerləşdir Pulsuz Elan Yerləşdir Pulsuz Elanlar Saytı Pulsuz Elan Yerləşdir