И это все о нас
Считается, что американцы просто помешаны на своем «прайвеси» и более всего не любят, когда кто-то вторгается в их частную жизнь. На самом же деле нет другой такой страны в мире, где получить личные данные одних граждан другими - проще простого.
В странах ЕС при всей их открытости, действуют очень жесткие ограничения на передачу конфиденциальной информации в чужие руки. В октябре 2003 года вступили в силу общеевропейские стандарты защиты частной жизни и личных данных в средствах электронных коммуникаций, которые требуют от стран ЕС сурово наказывать за вольное использование собранных сведений о гражданах, находящихся в распоряжении интернет-компаний.
В США о необходимости принятия аналогичных законов говорят давно, а воз и ныне там. Ни демократ Билл Клинтон, ни республиканец Джордж Буш не пожелали отказаться от принципов свободного от государственного регулирования Интернета. Но дело, скорее всего, не только в этом, а в той пользе, какую дает такая неограниченная свобода американскому правительству, вернее, его спецслужбам. Они, как и рядовые граждане, могут обращаться в брокерские конторы, торгующие приватной информацией, используя их в качестве посредников. Платой за подобные услуги, о чем вслух, естественно, никто не говорит, является практически неограниченная свобода частных предпринимателей. Мол, контролируйте себя сами, господа. А взамен помогите, чем можете. [!]
Так, три года назад разразился громкий скандал, когда в распоряжении американского правительства оказались данные на 65 млн. (!) мексиканцев, содержащиеся в компьютерах системы регистрации избирателей нашего южного соседа. А попали они к американским спецслужбам благодаря компании ChoicePoint – одной из самых крупных в США на рынке сбора конфиденциальной информации. Данная фирма вместе с еще двумя гигантами отрасли - Acxion и LexisNexis зарабатывают миллиарды долларов ежегодно (оцените размах, господа), накапливая, а затем делясь полученными сведениями о жителях США и других стран с третьими лицами. Кстати, благодаря ChoicePoint американские спецслужбы смогли завладеть личными данными не только мексиканцев, но и избирателей Никарагуа, Коста-Рики и Гватемалы.
Согласно одному из исследований Federal Trade Commission, около 90 процентов проверенных ее экспертами американских веб-сайтов занимаются сбором информации на своих пользователей. При этом подавляющее большинство интернет-порталов об этом не предупреждают.
Приобрести личные данные на любого жителя США, просвещает нас эксперт Лиз Вестон, можно за смехотворную цену. Например, чтобы узнать домашний адрес нужного человека, фирма, располагающая этими данными, взыщет с клиента, обратившегося к ней, всего 25 центов. За номер вашего телефона, не указанного в общедоступных справочниках или базах данных, заказчик выложит от 1 до 10 долларов. Копию вашего брачного свидетельства или справку о банкротстве продадут за 3 бакса. Детальная информация о том или ином человеке, вплоть до сведений о его близких и родственниках (адреса, номера телефонов), обойдется в 40-50 долларов.
Приведенные выше цены – розничные, а оптовые, по которым рассчитываются крупные финансовые компании или collection agencies, намного меньше. Так, за возможность заглянуть в свой кредитный отчет (один раз в год такая услуга, согласно федеральному закону, предоставляется бесплатно) нам придется заплатить 8-9 долларов. Оптовому покупателю такие отчеты продаются из расчета 50 центов за штуку.
Если мы захотим познакомиться со сведениями, содержащимися в компьютерных файлах Department of Motor Vehicles (driving record), придется заплатить от 15 до 35 долларов - в зависимости от штата, в котором мы живем. Оптовая цена в среднем – 3 доллара за отчет.
За предоставление информации о номере сотового телефона с индивидуального клиента попросят в среднем 8 долларов, а с оптового – 15-75 центов.
Накопление конфиденциальной информации брокерскими компаниями – процесс сам по себе вполне легитимный. Однако затем эта информация перекупается мелкими конторами с сомнительной деловой репутацией. Эти уже готовы поделиться приобретенными секретами с кем угодно.
Как указывает Вестон, «в теории» существуют определенные ограничения на предоставление информации. Например, наш кредитный отчет может быть предоставлен третьим лицам лишь в том случае, если для этого имеются достаточные основания (“legitimate business need”).
К этим «третьим лицам» могут относиться заимодавцы, лендлорды, работодатели, страховые фирмы, государственные ведомства. Из них только работодателям следует попросить своих визави предоставить им письменное разрешение на знакомство с кредитным отчетом. Остальным подписанная нами бумага не требуется.
Однако в реальности многие фирмы, к которым обращаются за конфиденциальной информацией на интересующего их человека, доверяют своим клиентам на слово, закрывая глаза на “legitimate business need”.
Значительная часть находящейся на компьютерных файлах информации вообще не имеет ограничений на передачу ее частным лицам. Имеются в виду сведения, которые были собраны из доступных источников (public records), размещающих свои данные на Интернете.
По большому счету, хваленая американская «прайвеси» давно уже превратилась в миф. Зная только имя и фамилию, заинтересованная сторона способна выяснить о нас все, что ее интересует. Наберите на любом известном веб-сайте свои имя и фамилию: кроме номера домашнего телефона и адреса, предлагается карта, при помощи которой легко определить, где вы проживаете и как добраться до вашего дома. На веб-сайте yahoo.com вам предложат за определенную сумму познакомиться с другими фактами из вашей биографии. А их ой как много. Сведения из раздела Basic Background обойдутся в 29.95, из Complete Background – 49.95.
Подобная информационная открытость – вещь весьма опасная, так как известны случаи, когда легкий доступ к информации приводил к гибели людей. Ведь преступник без труда способен узнать все, что ему нужно о своей будущей жертве.
Еще один большой минус фактически неограниченного накопления конфиденциальной информации частными компаниями – трудности с обеспечением ее безопасности. И ChoicePoint, и LexisNexis подвергались атакам хакеров, в результате чего компьютерные воры получили доступ к базам данных этих корпораций. В том числе и к номерам Social Security.
Не менее серьезная проблема – ошибки, которые происходят при сборе информации. В результате чего возникают проблемы при устройстве на работу, съеме жилья в аренду или его покупке и т.д. Удалить же ошибки из файлов – задача архисложная, так как нет законов, которые бы обязали брокеров немедленно внести поправки в конкретный файл.
Эксперты считают, что Конгресс и Белый дом должны что-то срочно предпринять, отказавшись от политики невмешательства в дела компаний, торгующих сведениями об американских гражданах.
«Их бизнес – это дикий мир, - говорит Боб Сулливан, автор книги Behind the Identity Epidemic. - Никакого контроля, никакого надзора».