Ставка на «большую восьмерку»

Факты. События. Комментарии
№19 (525)

Отношения между западными странами и Россией день ото дня становятся все хуже. Факт, к величайшему сожалению, очевидный, уже не требующий особых доказательств. Знаю, правда, что и по ту, и по эту сторону Атлантики немалое число бывших и нынешних соотечественников такой глубокой печали вовсе не испытывают. Напротив, им хотелось бы дальнейшего ухудшения этих отношений, вплоть до открытой конфронтации. Вот и термин «холодная война» возродили. К вящему удовольствию обеих сторон, одинаково одержимых ненавистью, готовых хоть сейчас на баррикады. В твердокаменности убеждений они мало в чем уступают большевикам. Сложностей современного мира для них не существует, все до предела просто: кто не с ними, тот против них, и точка!
Кажется, они даже обрадовались, когда узнали, что именно сказал Дик Чейни на недавнем Вильнюсском форуме глав государств Балтии и Черноморья. Раз болезненный удар нанесен - значит, есть повод для жесткого ответа, а там, глядишь, дойдет и до схватки. Надежды ненавистников пока не оправдались. Вице-президент США действительно обрушил град претензий на кремлевские власти. За отход от демократических завоеваний 90-х годов, за откровенное стремление к реставрации тоталитарного строя, пусть и без коммунистов, за третирование непослушных соседей. Политика нынешнего кремлевского руководства хорошо всем известна, ничего нового Чейни не сказал. Но в устах второй по значимости фигуры вашингтонской администрации упреки могли быть восприняты как официальное предупреждение. В Кремле собрались было дать решительный отпор, однако Белый дом и сам Дик Чейни, пребывая в Казахстане, поспешили смягчить формулировки, попросили не обращать внимания на жесткую риторику.
Вместе с тем окружению президента Путина впору задуматься не столько о словесных выпадах вице-президента США, сколько о том, как охотно и дружно эти выпады были поддержаны главами девяти стран, территориально прилегающих вплотную к российским границам. Получается, что с запада одна лишь Белоруссия лояльна к режиму могучего соседа. Остальные, да вдобавок еще Грузия с юга, настроены к нему настороженно, а то и враждебно. Ситуация для современной Европы неприятная и ненормальная.
Позиция ближайших соседей России понятна. На протяжении долгого времени большинство этих стран и народов испытывали тяжкое давление с востока, и от царской, и от советской России. Принуждение, диктат, оккупация, раздел, грубая аннексия – такое легко и просто не забывается. Любой властный жест, любая попытка Москвы оказать давление вызывают яростный протест. А Москва от подобных жестов и попыток отказываться не собирается. Неужели всерьез полагает, что в современном мире именно так следует доказывать свое право вновь называться сверхдержавой? Слишком наивно. Поневоле закрадывается мысль о намеренном, вполне сознательном стремлении Кремля обозлить близких и дальних соседей.
К той же мысли подводит и анализ действий российских властей в преддверии петербургской встречи «восьмерки». Все, включая самих россиян, признают, что Россия пока изрядно отстает от других участников влиятельного форума и потому не имеет формального права наравне с партнерами решать актуальные мировые проблемы. Режим в стране авторитарный, демократические свободы сведены к минимуму, предпринимательская инициатива зажата в тиски, экономика хромает, значительная часть населения попросту бедствует. Казалось бы, готовясь к встрече, да еще в роли председательствующего, Владимир Путин примет все меры для того, чтобы его режим хотя бы внешне выглядел достойным высокого собрания. Тут подкрасить, об этом помолчать, с этим повременить. При строгой вертикали власти достаточно только распорядиться, и все будет приведено в надлежащий порядок.
Трудно сказать, какие указания отдавал российский президент, только делалось и делается все по принципу «наоборот». Глава «Газпрома» Миллер вдруг стал угрожать странам Западной Европы: если не пойдете навстречу нашим притязаниям, повернем трубу на восток, а вы останетесь без газа. Последовал протест. Тогда в спор вмешался Путин. Он очень обиделся: когда к нам в Россию идут иностранные фирмы, ссылаются на глобализацию экономики, а когда то же самое делают наши фирмы, это называют угрозой. Однако президенту напомнили, что «Газпром» - государственная организация, по существу отраслевое министерство, отсюда и разница в оценке его действий.
Как демонстративный вызов партнерам по «большой восьмерке» был воспринят контакт Кремля с ХАМАС, который цивилизованный мир признал палестинским террористическим образованием. Представителей ХАМАС не только приняли с почетом в Москве, но и одарили 10 миллионами долларов помощи.
В Кремле отлично знают и о том, как внимательно и без одобрения следят в странах Запада за расправой с остатками ЮКОСа и судьбой бывшего главы нефтяной компании Михаила Ходорковского. Знают, но зачем-то решили подлить масла в огонь. На непомерно длительный срок заключения осудили сотрудницу ЮКОСа, мать двоих маленьких детей, хотя, по мнению многих российских юристов, вина ее так и осталась недоказанной. Не успокоились и каким-то образом ухитрились недоглядеть за сокамерником Ходорковского, и тот ночью ударил бывшего олигарха невесть откуда взявшейся заточкой. И опять показалось мало. На днях наложили арест на здание и земельный участок лицея, созданного фондом Ходорковского для детей-сирот, чьи отцы погибли при исполнении воинского долга. Наверняка обдумывают еще какую-нибудь пакость.
И уж конечно, партнеры по «восьмерке» не могли не заметить, что по времени подготовка встречи в Петербурге совпала с внезапным запретом на ввоз в Россию молдавских и грузинских вин, а заодно и минеральной воды «Боржоми». Не те вдруг оказались вина и не та вода. Никакие ссылки на результаты экспертных проверок не способны скрыть политической подоплеки запрета. Бывшим союзным республикам жестче, чем кому-либо другому, не прощают стремления к независимости. Но урок должен быть усвоен всеми – во имя достижения политических целей Россия в любой момент готова пожертвовать даже своими собственными экономическими интересами, не говоря уже об интересах других стран.
Вдобавок ко всему российские государственные телеканалы в последнее время явно усилили антиамериканскую и антибританскую пропаганду. Прильнувшие к кремлевскому денежному мешку политологи из кожи вон лезут, рассказывая миллионам телезрителей, как злонамеренные американцы и англичане науськивают чуть ли не весь мир на несчастную Россию. Еще три-четыре года назад такой оголтелой критики ценностей западного мира не наблюдалось. Видимо, иными были указания сверху.
Создается впечатление, что Кремль целенаправленно провоцирует западных партнеров. То ли проверяет меру их терпимости, то ли сознательно идет на скандальный разрыв. Скорее все-таки второе. Вряд ли на встрече с Путиным в Петербурге партнеры воздержатся от критических замечаний в его адрес. И если наше предположение верно, ответ российского президента будет решительным, безапелляционным, а может быть, и грубым. Есть определенные основания подозревать, что в окружении Путина весьма активно проявляют себя фигуры, которые вовсе не дорожат пребыванием страны в элитарной «восьмерке», да и вообще не желают близких контактов с Западом. Ничего неожиданного в этом нет.
На протяжении многих веков верхи российского общества вместе с церковными иерархами воспитывали в народных массах вражду к Западу. И своего добились. Лишь малая часть общества находила в себе силы освободиться от заскорузлого консерватизма, призывала к сближению с Европой и тем самым к преодолению отсталости страны. Случалось, им сопутствовал успех, но всегда кратковременный. Менялись правители или нет, общество снова и снова возвращалось на антизападные позиции, кляло католиков и протестантов, возмущалось европейским свободолюбием, завидовало благосостоянию европейцев, причудливо перемешивая зависть с презрением к богачам. Так бывало в прежние времена, не изменилось и во времена новые. Разве что центр внимания переместился из Европы в далекую Америку.
Обо всем этом наговорено и написано уже немало, повторяться не стоит. Обратим внимание на то, что происходит сегодня в общественном сознании российских масс. Им снова навязывают уверенность в каком-то особом пути развития страны, снова кормят рассказами о русском первенстве и кознях Запада. Дошло до проклятий в адрес западников – Чаадаева, декабристов, Герцена. Судя по опросам социологов, больше половины россиян считают главным врагом Америку, почти три четверти населения были бы не против вообще отгородиться от западного влияния. Не будем утверждать, что такое влияние во всех случаях благотворно. Однако отсекать добро от зла еще никому в истории не удавалось, а сопротивление глобальным процессам, с другой стороны, еще никому не приносило ощутимой пользы.
У тех представителей российской власти, кто, возможно, мечтает о новом «железном занавесе», есть две цели – масштабная и частная, куда более актуальная. Достижение первой несет с собой стабильность властных структур, простоту в управлении страной, безоговорочное подчинение низов верхам. Самих себя они, естественно, относят к верхам, которым все дозволено. Класс! Никакой тебе оппозиции, недовольных к ногтю, на критику со стороны наплевать. Объективно задача выглядит нерешаемой, в дремучее прошлое страну вернуть будет трудновато, но попробовать можно, чудеса на свете еще случаются.
Гораздо актуальнее цель частная. Близится дата президентских выборов, оставить Владимира Путина на третий срок по закону нельзя, а очень хочется. Кто бы ни пришел ему на смену, видные и теплые места во власти обязательно займут совсем другие люди, и последствия предусмотреть невозможно. Просто так нарушить конституцию сам Путин не согласится. Ну а если в стране к тому времени возникнет нестандартная ситуация? Если вдруг над любимой родиной нависнет угроза? Тут уж без Путина никак нельзя. Конечно, придется его всем миром уговаривать, взывать к чувству патриотизма, с воодушевлением возглашать, что воля народа превыше всего. Кругом враги, надо спасать отечество. Уговорят, и никуда Путин не денется.
В подобном сценарии обострение отношений с ведущими западными странами и ближайшими соседями вполне может стать кульминацией, прямиком ведущей к нужной развязке сюжета. Иными замыслами трудно объяснить, зачем вдруг потребовалась целая цепочка провокационных актов, да еще проведенных одновременно с подготовкой к саммиту в Петербурге. Для российской политической элиты риск невелик, а вероятный личный выигрыш очень даже привлекателен. Что будет со страной, это не их забота.
По-настоящему рискуют российские партнеры по «восьмерке». Дадут на саммите Путину решительную отповедь, пойдут на разрыв – часть их электората и оппозиция осудят. Спустят на тормозах и, как обычно, затушуют разногласия – та же самая оппозиция и другая часть электората взбунтуются. Попробуй угадать, кто возьмет верх.
Эх, хорошо авторитарным властителям! Что ни сделают, как ни поступят, все сойдет с рук... Печально, но факт.


comments (Total: 3)

а51, видимо вам никогда не довелось пить НАСТОЯЩИЕ грузинские вина...

edit_comment

your_name: subject: comment: *
"Если вдруг над любимой родиной нависнет угроза?" - по статье получается, что Чейни выполняет заказ российских чиновников на разрыв отношений США-РФ. Оригинально. Эх, вы писаки!

edit_comment

your_name: subject: comment: *
Неужели в Грузии, Казахстане и Азербайджане демократии более, чем в России? А в Китае? ЕС не хочет просто покупать российский газ, нет, она хочет, при этом, диктовать условия. А кому это понравится? Республики бывшего СССР - страны не способные на самостоятельную жизнь - они просто сменили одного хозяина на другого, более богатого. Кстати, о грузинских и молдавских винах. Это помои. Несколько раз покупал, дрянь редчайшая.

edit_comment

your_name: subject: comment: *

Наверх
Elan Yerləşdir Pulsuz Elan Yerləşdir Pulsuz Elanlar Saytı Pulsuz Elan Yerləşdir