Ленин на крыше
Если вы окажетесь когда-нибудь в районе манхэттенского Ист Сайда, пройдитесь по Ист Бродвей. Там можно увидеть много интересного, в том числе старое здание, в котором в течение шестидесяти с лишним лет размещалась редакция еврейской ежедневной газеты «Форвертс», издающейся на идиш. На верхней части фасада под башенными часами крупными, выступающими над фризом, позолоченными буквами, квадратным еврейским шрифтом выведено название газеты, а над входом в здание, на каменной плите белого цвета, уже по-английски написано - «Forward Building». Одиннадцатиэтажный Форвард-билдинг был построен по проекту Джорджа Бёма в 1912 году и являлся тогда единственным высотным зданием среди своих трех- пятиэтажных соседей. Сейчас это здание является ландмарком в 1986 году оно было занесено в национальный регистр исторических памятников.
Нижний Ист Сайд, где находится Форвард-билдинг, был центром еврейской эмиграции в конце XIX и начале XX веков. Непрерывно возраставшее число еврейских иммигрантов подтолкнуло наиболее активных их представителей создать свой печатный орган, некий рупор, через который новая община смогла бы заявить о себе в полный голос. В конце апреля 1897 года была создана ежедневная еврейская газета “Форвертс”, которая выступала в то время в качестве активного защитника завезенных из Европы идей социализма и профсоюзного движения. Газета быстро стала крупнейшей в мире еврейской газетой, а ее редактор Абрам Каган - одним из влиятельнейших людей в еврейской общине Нью-Йорка.
В самом начале прошлого века тираж газеты достиг 120 тысяч экземпляров, она приносила неплохие прибыли, тысячи долларов из которых выделялись Каганом на поддержку рабочих во время забастовок.
В двадцатых годах прошлого века, во времена своего расцвета «Форвертс» не только считалась интересной ежедневной газетой, но и широко занималась благотворительной деятельностью. На ее страницах публиковались такие авторы, как Исаак Башевис-Зингер, Эли Визель, художник и писатель Арт Шпигельман.
В здании на 173-175 Ист Бродвей располагались и другие еврейские организации, как, напрмер, Еврейский Социалистический Союз и Лига помощи в натурализации.
Однако в 1974 году редакция «Форвертса» под давлением растущего Чайнатауна, а также из-за резкого падения числа читателей переместилась в среднюю часть города. И в то время как на фасаде дома продолжала красоваться надпись на идише, с другой его стороны появились китайские иероглифы, которые означали: «Иисус есть путь, правда и свет», а фриз с надписью «Forward Building» был прикрыт транспарантом, приглашавших всех в «New York Ling Lang Church».
В 1999 году здание было куплено предпринимателями из Гонконга и переоборудовано под кондоминиум. После окончания реконструкции в 2001 году, незадолго до событий 9 сентября, новые апартаменты были выставлены на продажу. Однако после террористической атаки торги были отменены. Сейчас здание продано целиком.
После завершения очередной реставрации оно предстало перед ньюйоркцами в своем первозданном великолепном виде. И я, оказавшись на Ист Бродвее, довольно надолго задержался около него.
Созданный в кремовых и желтовато-коричневых тонах фасад здания отделан разнообразными украшениями из терракоты. Особенно красив арочный центральный вход, над которым на уровне третьего этажа находится фриз с изображенными на нем на голубом фоне полулежащими фигурами мужчины и женщины в классических одеждах. Между ними помещено нечто вроде геральдического щита. В его центре находится рука, держащая пылающий факел, символический образ которого многократно повторяется в оформлении фасада здания.
Но самым интересным и интригующим украшением Форвард-билдинга является полоска барельефов, расположенных над вторым этажом на уровне надписи, указывающей название здания. Оттуда из круглых медальонов на прохожих смотрят скульптурные портреты четырех людей. Одного из них, крайнего слева, я узнал сразу, правда, с некоторым удивлением. Это был барельеф Фридриха Энгельса. Остальных троих, вот так с налету, я распознать не смог. Однако сведения, вдолбленные в меня еще в школьные годы, о том, что Фридрих Энгельс и Карл Маркс были неразлучной парочкой, послужили отправной точкой для моих дальнейших рассуждений. Я решил, что по логике вещей, один из загадочной троицы должен быть Карлом Марксом. На эту роль больше всего подходил крайний правый портрет, хотя он не очень был похож на тот канонический образ создателя коммунистического манифеста, какой мы привыкли видеть на его изображениях, растиражированных в бывшем Советском Союзе. Борода несколько недотягивала.
- Но может он был изображен здесь в то время, когда свою бороду только отпускал, - нашел я оправдание не вполне точному сходству вида Карла Маркса на барельефе с его обликом, запечатлившимся в моей памяти.
Лица же парочки, оказавшейся между этими знаменитостями, были мне совершенно незнакомы. Но я, заинтригованный, тут же принялся за поиски ответа на загадку.
Все источники с уверенностью называли имена Маркса и Энгельса, а также и третьего человека в этой галерее. Им оказался Фердинанд Лассаль – создатель социалистической партии Германии. А вот личность четвертого продолжает вызывать споры даже сейчас - его никак не могут идентифицировать. Дело в том, что даже в таком справочнике, как «Guide to the Architecture of New York» американского института архитекторов, не указаны имена людей, изображенных на медальонах здания.
По этой причине имеется широкая возможность для самых разных предположений, а иногда и просто гаданий. Многие считают, что на четвертом медальоне изображен Вильгельм Либкнехт – немецкий социалист и журналист. Другие видят на фасаде здания портрет сына Вильгельма – Карла Либкнехта, того самого, которого расстреляли вместе с Розой Люксембург в 1919 году. Однако противники этого мнения считают это невозможным, так как Карл Либкнехт стал известным уже после того, как Фотвертс-билдинг был построен. На роль запечатленного в камне на фасаде здания предлагались также Фридрих Адлер - секретарь австрийской социал-демократической партии (1879 – 1960), Отто Бауэр – другой австрийский социалистический лидер (1881- 1938), а также Бруно Бауэр (1809-1882) – известный философ и Жан Жорес – основатель французского рабочего движения.
Я нашел в энциклопедии портреты всех вышеперечисленных деятелей и ни один из них, по-моему, не походит на того, кто изображен на барельефе Форвард-билдинга. Более того, и Либкнехт, и Жорес были бородатыми, а некто в медальоне обладает только усами. Так что ответа на вопрос, кто же замыкает эту великолепную четверку, у меня нет.
Неудивительно, конечно, что на фасаде здания, в котором когда-то размещалась редакция газеты, активно поддерживавшей социалистические идеи, были помещены скульптурные портреты вождей социалистического и коммунистического движения. Мало того, те, кто соскучился по образу великого вождя мирового пролетариата В.И.Ленина, могут отвести душу, прогулявшись по авеню А до угла Ист Хоустон-стрит в Манхэттене. Как раз в этом месте находится 13-этажный жилой дом, на крыше которого стоит почти шестиметровая скульптура Ленина. Созданная Юрием Герасимовым по государственному заказу, эта работа из-за распада СССР не была выставлена для публичного обозрения. Она была найдена во дворе одной из подмосковных дач компаньоном Майкла Шауля, который вместе с Майклом Розеном владеет домом на Ист Хоустон-стрит.
Бизнесмены купили скульптуру и водрузили ее в 1994 году на крышу своего дома, построенного пятью годами ранее. Для того чтобы отметить это событие, они выпустили почтовую карточку с надписью «Привет с Красной площади», на которой было изображено здание, с установленной на нем статуей Ленина, где наш бывший вождь изображен с указующей, естественно, в сторону коммунизма победно поднятой рукой. Майкл Розен заметил по этому поводу, что по его мнению, название для подписи на открытке было выбрано очень удачно, так как дом сложен из красного кирпича и имеет почти квадратную форму. А Майкл Шауль добавил, что Ленин обращен в сторону Ист Сайда, где были широко распространены идеи социализма. Однако в той же стороне находится и Уолл-стрит, являющийся общепризнанным символом капитализма, и Ленин, может быть, указывает на главного врага своих идей. За спиной у Владимира Ильича находятся башенные часы с двумя огромными, смотрящими на юг и запад циферблатами. На обоих цифры умышленно расставлены в случайном порядке. Например, цифры 2 и 9 поменялись местами, и только цифра 12 стоит на своем обычном месте. Не знаю, уж зачем это было сделано, но, может быть, для того, чтобы как-то подчеркнуть ту сумятицу в умах и мире, которую вызвало создание Лениным «первого на земле государства рабочих и крестьян», перевернувшего старый, устоявшийся порядок.
Я заметил, что фигуру Ленина, стоящего на крыше, часто фотографируют, хотя это нелегко сделать, а вот гораздо более доступные для съемки скульптурные портреты его учителей и единомышленников практически не замечают. Я думаю, мало кто из нынешних обитателей Манхэттена может распознать лица этих бывших коммунистических и социалистических лидеров. Да и новых владельцев дорогих апартаментов в здании, где когда-то размещалась редакция «Форвертса», вряд ли могут раздражать строго, а может и укоризненно, взирающие на них лица этих позабытых революционеров.
comments (Total: 1)