Бунт против старости
Бэбибумеры, как известно, поколение нестандартное. В молодости они бунтовали против устоев общества; приближаясь к старости, заставили общественность говорить о грядущем крахе программ для пенсионеров – Social Security и Медикера.
Сейчас выясняется, что тревога, связанная с выходом бэбибумеров на пенсию, возможно, была ложной: перевалившие за пятый и даже шестой десяток бунтари вовсе не желают «наслаждаться заслуженным покоем», а хотят работать, не щадя себя, пока хватит сил.
Исследование, проведенное в прошлом году в John Heldrich Center for Workforce Development, работающем при Rutgers University, показало: большинство бэбибумеров (то есть людей, родившихся в 1946-1964 годах) считают выход на пенсию явлением старомодным и не слишком для них приемлемым. Более двух третей ныне работающих бэбибумеров намерены трудиться на благо общества (и самих себя) после 65 лет, 15 процентов собираются на старости лет открыть свои бизнесы, и лишь 13 процентов мечтают о размеренной, бестревожной жизни пенсионеров – уютный домик или квартира в тихом городке, бодрящие прогулки по утрам, ужины перед телевизором по вечерам. 12 процентов бэбибумеров признаются, что никогда не выйдут на пенсию и будут работать всю жизнь.
Благие намерения обусловлены не только бунтарским и вечно юным духом бэбибумеров, упорно не желающих пополнять категорию стариков, но и причинами экономического характера. К примеру, теми же предсказаниями о разорении пенсионного фонда Social Security или спадом на бирже в конце прошлого - начале нынешнего столетий. В результате этого спада сотни тысяч американцев потеряли деньги, вложенные ими в акции крупных и вроде бы надежных корпораций, деньги, на которые многие из наших сограждан рассчитывали жить после выхода на пенсию. Заманчивая картина спокойной старости (с домиком, прогулками и телевизором) была зачеркнута, и разорившимся немолодым людям пришлось перестраиваться, вернее, настраиваться на молодежный, активный, оптимистический лад. Впереди замаячила долгая, чуть не бесконечная трудовая жизнь.
Однако среди желающих жить этой долгой трудовой жизнью есть и люди вполне обеспеченные, имеющие возможность стать типичными, неработающими или слегка, для удовольствия, подрабатывающими пенсионерами. Тем не менее они тоже намерены трудиться после 65 лет, причем трудиться на полную ставку. А иные американцы, которых вынудили рано (в 55 лет) уйти на пенсию или попросту уволили, уже ищут и находят новую работу, переучиваются, начиная новую карьеру, или открывают свои бизнесы.
Надо сказать, что многие компании охотно берут людей, которым за 50, а то и за 60. Работодателей привлекают знания немолодых работников, их опыт, их знакомство с трудовой этикой, их надежность и неприхотливость. В отличие от молодых людей, которые могут в любой момент сорваться с места в поисках новой, более престижной, доходной или доставляющей больше удовлетворения работы, люди в возрасте 50 и старше крепко держатся за свое рабочее место и полностью выкладываются, чтобы оправдать ожидания боссов. Кроме того, немолодым людям можно меньше платить.
В соответствии с данными Bureau of Labor Statistics, в 2005 году 16.2 процента американских трудящихся (40 млн. человек) составляли люди, которым больше 55. К 2015 году, по предсказаниям социологов, число это увеличится, достигнув 20 процентов.
Желание немолодых людей работать и желание работодателей пользоваться их услугами заставляют перестраиваться агентства по трудоустройству. Даже самые крупные и респектабельные агентства, вроде Kelly Services и Manpower Inc., обращают взор на людей старше 50 лет и увеличивают за их счет свою клиентуру. Более того, во всех штатах растет число агентств, которые ищут работу именно для американцев данной возрастной категории. И представители этих агентств признаются, что люди звонят им отовсюду, даже из-за рубежа. Причем звонят не только в поисках работы, но и в поисках советов. В частности, просят посоветовать, как открыть такое же, ориентирующееся на немолодых людей агентство!
По словам Мелани Холмс, вице-президента Manpower Inc. по связям с корпорациями, ее агентство начало фокусировать внимание на немолодых людях пять лет назад, открыв программу под многообещающим названием Reinvent Retirement. «Ныне около 10 процентов наших клиентов – люди старше 50 лет, - сказала г-жа Холмс в беседе с корреспондентом «Нью-Йорк таймс». – И их число, по нашим оценкам, будет расти».
Сюзан Аллан, исполнительный директор Senior Employment Resources, агентства, обслуживающего немолодых людей в штате Вирджиния, утверждает, что у них ежегодно регистрируются около 700 человек, и 450 из них, как правило, находят работу.
В штате Мэриленд процветает агентство Over 60 Counseling and Employment Service, которое трудоустраивало около 1,200 человек ежегодно в течение последних пяти лет. Правда, большинство из ее пожилых клиентов находили работу на неполную ставку.
Растет число интернет-сервисов, ориентирующихся на людей старше 50 лет, причем самые популярные из этих сервисов - Retireecareers.com и Seniorjobbank.org – трудоустраивают своих клиентов не менее эффективно, чем традиционные агентства.
Не осталась в стороне и AARP – организация, помогающая американцам, которым за 50, решать многие, в частности, медицинские проблемы. Она вступила в партнерские отношения с Manpower Kelly Services, увеличивая таким образом шансы своих подопечных на трудоустройство. На вебсайте AARP (aarp.org) появилась даже специальная секция «featured eimployers», которая перебрасывает мосты между корпорациями и немолодыми, ищущими работу американцами.
Программ, помогающих 50-летним и 60-летним американцам переучиваться или повышать квалификацию, немного. Нонпрофитная группа Experience Works и сотрудничающая с AARP организация National Council on Aging имеют свои центры по трудоустройству по всей стране, и в этих центрах есть курсы, подготавливающие пожилых людей к работе в офисах. Но в целом число курсов переподготовки для тех, кто не желает идти на пенсию, ограничено. Более того, даже вышеупомянутые организации принимают на свои курсы исключительно людей небогатых, чьи доходы составляют не больше 125 процентов от официального уровня бедности (9,800 долларов на одного человека, 13,200 - на супружескую пару). А люди, не настолько бедные, чтобы попасть на программы для малоимущих, и не настолько богатые, чтобы пойти на дорогие частные курсы, остаются за бортом.
Правозащитники, отстаивающие интересы тех, кому за 55, считают, что администрация Джорджа Буша тоже оставляет их за рамками своего внимания. В текущем году на курсы переподготовки пожилых людей было выделено 432 млн. долларов, что позволяло обучить 92,000 немолодых американцев. В бюджетном плане на 2007 год на подобные программы предусмотрено выделить лишь 388 млн. долларов.
Правда, многие эксперты уверяют, что люди старше 50 лет и не нуждаются в особой переподготовке. Большинство из них успешно работали всю жизнь, и они вполне могут подогнать свои умения и навыки под особенности и нужды нового рабочего места.
Нужды самих немолодых американцев – тоже разные. Одни ищут более спокойную работу, не желая, как в молодые годы, трудиться по 12-15 часов в день. Другие, менее уставшие или более авантюрные, хотят попробовать себя в чем-то новом. А третьи, не дожидаясь помощи агентств по трудоустройству, открывают свои – небольшие или достаточно крупные - бизнесы. Судя по исследованию Kauffman Foundation, все больше американцев старше 50, и даже старше 60, начинают заниматься частным предпринимательством. Большинство пожилых новичков в бизнесе – люди, работающие на себя (self-employed workers), то есть предлагающие по контракту самые разные услуги – консультации, компьютеризация офисов и т.д. Однако с каждым днем растет и число немолодых американцев, открывающих полноценные фирмы с наемными рабочими и большой клиентурой.
Далеко не все эти люди - бизнесмены поневоле, занявшиеся частным предпринимательством в силу обстоятельств (потеря работы в том возрасте, когда начинать новую карьеру уже поздно, отсутствие сбережений, позволяющих безбедно доживать свой век). Многие из них признаются, что мечтали стать бизнесменами всю жизнь, но никогда не имели средств, чтобы открыть свою фирму. В 50 или даже в 60 лет, накопив определенные средства, они наконец реализуют свою мечту и целиком посвящают себя любимому делу.
Есть и те, кто уверен в том, что на старости лет открыть свой небольшой бизнес гораздо легче и выгоднее, чем найти нормальную, хорошо оплачиваемую работу. Пройдя краткий курс для начинающих бизнесменов, они смело берутся за дело, не дожидаясь звонков из агентств по трудоустройству, куда, на всякий пожарный, забросили свои резюме.
Добиваются ли немолодые начинающие бизнесмены успеха? И да, и нет. Некоторые получают большую прибыль, чем осмеливались надеяться, и ведут образ жизни, о котором в молодости даже не мечтали. Другие, напротив, с трудом сводят концы с концами, а третьи не богатеют, но и не стоят постоянно на грани разорения. В целом, по данным Center on Aging and Work, работающего при Бостонском колледже, немолодые люди, открывающие свои фирмы, получают большее удовлетворение, чем их сверстники, работающие по найму. Около 90 процентов бизнесменов, которым за 50, выразили желание и впредь заниматься своим бизнесом.
Как видим, бэбибумеры не сдают позиций и, как в молодости, бунтуют, но уже не против общества, а против старости и связанными с ней ограничениями. Надо надеяться, что их бунт увенчается успехом.