Что читают девочки

Подруга
№16 (522)

К какому жанру вы отнесли бы книгу, если на первой же ее странице красочно описывается тело девочки-подростка и в придачу объясняется, почему это тело лучше смотрится без одежды, чем в таковой? К порнографическим романам для педофилов? К триллерам о серийных насильниках и/или убийцах юных красавиц? К детективам с крутым сюжетом, но счастливой концовкой (девочку возвращают родителям, а коварный растлитель оказывается на скамье подсудимых)?
Не угадали. Вышеупомянутая книга (называется она «Nobody Does It Better») принадлежит к сравнительно новому, но бешеным темпом завоевывающему популярность жанру – teenage romance. Жанр этот рассчитан на девочек-подростков 14-18 лет, но спросом, причем огромным, пользуется и у девчонок 11-13 лет. Teenage romances множатся сейчас как грибы и раскупаются, как горячие пирожки. Есть даже целые циклы романов или своего рода литературные сериалы для юных американок. Названия этих сериалов выразительны и заманчивы – «Gossip Girl» (“Девочка, о которой сплетничают”), «The Clique» (“Девичья клика”), «The Au Pairs» (юные бебиситеры), на обложках нередко изображены очаровательные полуголые девушки, а содержание не обманывает соблазнившихся упаковкой подростков, ибо сексуальные похождения их сверстников занимают в подобном чтиве центральное место...
Лет двадцать назад под young adult fiction (то есть литературой для юношества) в Америке подразумевались доступная молодому читателю классика, фантастика и невинные повести о школьной жизни. А самой популярной героиней юных американок долго оставалась Нэнси Дрю, 16-летняя девочка, увлеченно расследующая преступления и поддерживающая платонические отношения со своим бойфрендом Нэдом Никерсоном. В целом литература для юношества не относилась к самым доходным категориям на книжном рынке и, по меткому выражению одного из журналистов «Ньюсдей», напоминала умненькую девочку-очкарика на выпускном балу: все ее видят, но мало кто приглашает на танцы.
Революция, происшедшая за последние десять лет, превратила застенчивую девочку в сексапильную юную красотку, не слишком умную, но весьма популярную. Сегодня литература для юношества (точнее, для девочек-подростков) заполняет многие полки в книжных магазинах, некогда хиреющие издательства быстро набирают вес, а помешанные на телевидении и Интернете тинейджеры поворачиваются лицом к старому доброму виду развлечения – книге.
Возвращение к литературе, казалось бы, должно радовать родителей (особенно русскоязычных), долго жаловавшихся, что дети ничего не читают, за исключением школьных учебников. Однако, пробежав глазами книги, появившиеся на тумбочках и в портфелях их сыновей и особенно дочек, мамы и папы, возможно, пожалеют о том, что вообще научили детей читать. Ибо юные герои и героини этих книг активно занимаются сексом, употребляют наркотики, щедро пересыпают свою речь крепкими словечками и постоянно вступают в заговоры, подстраивая ловушки соперникам (соперницам) и предавая друзей.
Революции, которая привела к таким радикальным переменам в подростковой литературе, способствовали несколько факторов. Главный из них – новый бэби-бум, пусть и не столь масштабный, как тот, легендарный, длившийся с 1946 по 1964 год. Малый бэби-бум незаметно начался в 80-е год прошлого века, и его результаты стали видны лишь во время последней переписи населения. Выяснилось, что между 1990-е и 2000 годами число подростков 12 - 19 лет в Америке увеличилось на 4.5 млн. и достигло 32.4 млн. Такой прирост способствовал и увеличению расходов тинейджеров (в 2003 году юные американцы истратили около 115 млн. долларов), причем немалая часть затрат пошла на пользу книжной индустрии. С 1995 по 2004 год доходы от продажи книг для подростков выросли на 86.9 процента и ныне исчисляются в сотнях миллионов долларов.
Второй немаловажный фактор – изменение образа жизни американских подростков. Нынешние, рано взрослеющие, сексуально раскрепощенные тинейджеры мало похожи на своих родителей или тем более бабушек и дедушек в юности. И этим подросткам совсем не интересно читать о своих «допотопных», до смешного невинных сверстниках. Хочется встречать в книгах и кино таких же, как они, «горячих» молодых людей; хочется узнавать себя, своих бойфрендов и подружек в героях, проводить параллели между их пылкими романами и своими любовными приключениями.
Американцам и в целом присуща эта любопытная черта – они предпочитают читать книги и смотреть фильмы о таких же людях, как они сами. Свидетельство тому – многочисленные «профессиональные» и «возрастные» телесериалы – от Practice (о юристах) и ER (о врачах) до Golden Girls (о пожилых подружках) и Friends (о юных друзьях). Иммигранты в этом плане почти не отличаются от американцев. Многие мои русскоязычные знакомые признавались: они постепенно сползают от общей любви к литературе и кино к увлечению романами, фильмами и сериалами о себе подобных – жителях того же штата и города, представителях той же профессии, той же возрастной и даже имущественной категории. Нам, иммигрантам, возможно, даже в большей степени хочется отождествлять себя с героями американских книг и сериалов, ибо, ощущая себя американцами, мы обретаем почву под ногами.
При всем этом жители США, в том числе иммигранты и подростки, хотят встречать в книгах и кино людей, совершенно на них не похожих, ведущих совершенно иной, волнующий образ жизни. Отсюда непреходящий интерес к историческим романам, семейным сагам и приключенческой литературе, переносящей читателей в волшебный, почти сказочный мир умопомрачительных нарядов, экзотических стран и невероятных страстей.
В современных teenage romances присутствуют оба компонента. С одной стороны, книги вроде бы о таких же, «как все», девчонках, их проблемах и увлечениях. С другой - эти девчонки невообразимо красивы, очень богаты и ведут образ жизни, который рядовой американской школьнице может показаться сказочным.
Взять хотя бы самый популярный цикл романов для девочек-подростков – «Gossip Girl», принадлежащий перу Сесили фон Зигерас. Главные героини сериала – юные обитательницы нью-йоркского Верхнего Ист-Сайда, где, судя по зазывной аннотации на сайте Barnes & Noble, «девущки обворожительны, юноши шикарны, а летняя жара – идеальный фон для тусовок на крышах домов и в бассейнах». Наверное, летняя жара – идеальный фон и для любовных похождений, ибо одна из героинь едет в Лондон со своим ухажером – английским лордом, а другая возобновляет пылкий роман с бывшим бойфрендом. Третья, правда, думает скорее о карьере, намереваясь стать кинозвездой, но у кинозвезд, как известно, бурная любовная жизнь.
В сериале «The Clique» (автор - Лизи Харрисон) действие разворачивается в престижной частной школе графства Вестчестер, а герои цикла «The A-List» (Зоуи Дин) – отпрыски голливудской элиты, живущие в Беверли Хиллз. Героини еще одного популярного цикла – «Au Pairs» (Мелисса де ла Крус) – девочки вроде бы попроще, но бебиситерами они тоже нанимаются в богатые семьи, и приключения тоже разворачиваются на фоне богатых пригородов вроде Хэмптона...
Американские родители относятся к teenage romance по-разному. Одни встречают подобное чтиво в штыки, другим кажется, что оно вполне удобоваримо и реалистично. Мол, глупо обманывать себя и закрывать глаза на то, что наши дети рано приобщаются к сексу. К тому же основные моральные ценности они черпают не из книг, а в семьях. Терпимый и прагматичный подход к современной молодежной литературе можно было бы приветствовать, если бы речь в ней шла только о сексе. Но дело в том, что секс – лишь один из ее компонентов, и многих социологов, педагогов и библиотекарей пугает та гремучая смесь, которая образуется от сочетания секса с наркотиками, большими деньгами, непристойностями, враждой и предательствами. Кстати, толерантных американцев тоже насторожила книга “Rainbow Party”, (Пол Рудит), где главной темой был оральный секс среди подростков. А феминистка Наоми Вулф, прославившаяся благодаря своей книге «The Beauty Myth», назвала teenage romances «развратом в красивых пакетах».
Творцов и продавцов подобных пакетов мало беспокоит критика, даже самая жесткая. Главное – доходы. Издательства бегут наперегонки, пытаясь заработать как можно больше на новой золотой жиле. Более того, некоторые издатели подумывают о создании телесериалов, основанных на самых популярных романах, а телеканалы, в свою очередь, собираются выпускать книги на основе самых доходных шоу для подростков, таких, как “The OC” (Fox) или “Laguna Beach”(MTV). Телемагнаты вообще считают себя в некотором роде ограбленными, - ведь именно на экранах, задолго до книжных полок, появились «горячие» сериалы о юных искателях приключений. Издательства попросту перехватили идею у телевидения, и последнему не грех отплатить им той же монетой.
А девочки-подростки тем временем зачитываются «горячими» романами о юных искательницах приключений. Сайты книжных магазинов полны восторженных отзывов типа «Не могу оторваться», «С нетерпением жду продолжения», «Самая скандальная и самая волнующая книга!», «Великолепно! В книге столько драматизма!», «Героини богаты и живут такой насыщенной жизнью, а родители никогда их за это не отчитывают!», и т.д.
Может быть, благодаря этим «скандальным» и «великолепным» книгам наши дети, в частности девочки, действительно приучатся читать и даже полюбят литературу? А может быть, сомнительная мораль героинь teenage romances перевесит моральные ценности, какие прививаются нашим девочкам в семьях? Хочется надеяться на лучшее.


Наверх
Elan Yerləşdir Pulsuz Elan Yerləşdir Pulsuz Elanlar Saytı Pulsuz Elan Yerləşdir