Нелегалы ждут решения
Как только закончатся пасхальные каникулы, Конгресс США снова приступит к обсуждению проблемы нелегальной иммиграции. Именно приступит, а не продолжит обсуждение, поскольку до начала каникул оно завершилось по существу нулевым результатом. Так что все придется начинать заново.
По опросам известно, что большинство избирателей недовольно деятельностью не только президента, но и законодателей. Мнение, в общем-то, справедливое, однако в данном случае нарекания нельзя признать обоснованными. Слишком остра и запутана проблема, ее корни слишком глубоки, а последствия любого решения могут оказаться чересчур болезненными. В наше время ошибки в политике допускаются так же легко, как и в прошлом, а вот их исправление дается трудней, чем прежде.
Как быть с 11 или даже 12 миллионами нелегалов, так или иначе вписавшихся в рамки и без того многонаселенной страны? Решительно пресечь поток нелегалов, продолжающий проникать через слабо охраняемые границы, или смириться с происходящим? Большинство граждан США требуют кардинальных мер по отношению к незаконной иммиграции: пресечь, наказать, депортировать. Это с одной стороны. С другой - пусть и меньшинство, но само по себе весьма значительное, настаивает на амнистии нелегалов, на предоставлении им права проживания на территории США. Мощные демонстрации, прокатившиеся на днях по улицам многих американских городов, показали, что нелегалы настроены решительно, по-боевому, и у них есть поддержка немалого числа законопослушных граждан. Вот и крутись, какой стороне отдать предпочтение. Если учесть все сопутствующие факторы, проблема выглядит близкой к разряду нерешаемых.
Конечно, народ хочет, народ не хочет – понятия не вполне определенные и не столь уж обязательные. В конце концов, опросы общественного мнения – это не референдум, возможны ошибки и преувеличения. Народ на то и выбирает власть, чтобы она мудро и умело вела его верной дорогой. Нелегальная иммиграция в Америку ведь не прерывалась никогда, и долгое время власти по этому поводу никакого волнения не испытывали. Приходят люди, скажем, из Мексики, где-то работают, как-то устраиваются, ну и пусть продолжают в том же духе, от нас не убудет. В прежние времена условия для устройства в США были жесткими не только для чужаков, своим тоже приходилось туго. По мере того, как страна богатела, росло и число желающих в ней поселиться. Далеко не всем страждущим удавалось получить право на въезд.
Поток нелегалов быстро возрастал, особенно в последнее время. Точных цифр, разумеется, никто не знает. Предполагается, что к 1996 году их в стране скопилось 5 миллионов, а к 2006 году – около 12 миллионов человек. Бешеный скачок. При этом почти 80 процентов прибывших без разрешения составляют выходцы из Мексики, а также из других стран Латинской Америки, страдающих от вековечной нищеты. Проблема становится необычайно острой и многогранной.
Прежде всего замечено, что многие из вновь прибывших не проявляют склонности к органическому слиянию с американским обществом. Живут своим миром, но от завоевания выгодных для себя позиций не отказываются, нередко добиваясь заметных успехов. Объединяясь с миллионами латиноамериканцев, проживающих в стране вполне легально, они даже помимо собственной воли постепенно теснят традиционную англо-саксонскую ментальность. В двух или трех штатах испаноязычные католики уже составляют большую часть электората. Голоса избирателей-протестантов перестают быть решающими.
В Америке это не всем по душе. Однако противники либерального отношения к нелегалам самыми главными считают другие доводы. Все чаще говорят о том, что нелегалы отбирают у граждан страны рабочие места, получают заработную плату наличными и, как правило, не платят налогов. Их дети пользуются бесплатным школьным образованием, если кому-то требуется срочная медицинская помощь, ее тоже оказывают бесплатно, за счет налогоплательщиков.
Все это верно, только не менее убедительно звучат и контрдоводы. Множество нелегальных эмигрантов занимаются трудной и грязной сезонной работой по уборке урожая фруктов и овощей, на короткое время нанимаются грузчиками, землекопами, получая обычно по 3 – 5 долларов в час. На тяжелую работу, да еще за такую плату никто из американских граждан, безусловно, не пойдет. Если же платить больше, многие фермеры и владельцы малых бизнесов вынуждены будут отойти от дел. Угроза банкротства нависнет даже над крупными сельскохозяйственными корпорациями и строительными фирмами. Понятно, что в этом случае нелегальных иммигрантов станет меньше, зато наверняка поднимется уровень безработицы, федеральные и штатные бюджеты изрядно похудеют из-за снижения суммы налогов и роста расходов на социальную поддержку нуждающимся.
Сенаторам и конгрессменам предстоит решить, что выгоднее для страны: изгнать нелегалов и впредь не допускать их присутствия на территории США или каким-то образом узаконить их положение. Оставить ситуацию без перемен невозможно. Задача чрезвычайно трудная. Она осложняется еще и в юридическом плане. Примерно две трети, около 64 процентов, детей у нелегальных эмигрантов родились в США. Иными словами, они по рождению являются американскими гражданами. Случается, дети, обладающие всеми гражданскими правами, успевают и колледж закончить, и на работу устроиться, а родители так и не добиваются законного статуса. Никакой суд не одобрит депортацию таких семей.
Можно понять законодателей. Им попросту страшновато принимать определенное решение и выбрать лишь один из нескольких одинаково плохих вариантов. Надо ведь еще и о близкой предвыборной кампании побеспокоиться. Куда ни кинь, немалую часть испаноязычных избирателей обязательно обидишь. Не всем уже ставших гражданами понравится, если для миллионов бывших соотечественников власть вдруг откроет прямую и ясную дорогу к легализации: мы помучились, пусть и им заветный сертификат достанется не так просто.
Как известно, администрация Джорджа Буша предлагает разделить нелегалов на несколько категорий – по сроку пребывания каждого на территории США. Кто проник в страну, скажем, два года назад, обязан будет вернуться на родину, оформить и послать документы, а дальше ждать решения своей судьбы. У кого «стаж пребывания» пять лет и более, может оставаться и подавать необходимые документы на месте. В Сенате и Палате представителей предложенную систему рассматривают с изрядной долей скепсиса. Система, действительно, выглядит довольно сложной и запутанной. Легко себе представить, какой трудной для понимания она станет, когда обрастет подзаконными актами, инструкциями, разъяснениями. Откроются дополнительные возможности для всякого рода подтасовок, лжесвидетельств, судебных тяжб и, конечно же, для подкормки адвокатов и коррумпированных чиновников.
Гораздо проще, а может быть, и справедливее законопроект, подготовленный двумя сенаторами, республиканцами Джоном Маккейном и демократом Эдвардом Кеннеди. Суть его в следующем. Все, кто в данный момент находится в США на нелегальном положении, получают право подать соответствующие документы, уплатить 2 тысячи долларов штрафа, пройти экзамен на знание английского языка, доказать, что они чисты перед законом, работают и получают легальный доход. Затем – шестилетний срок ожидания грин-карты. Одновременно сенаторы предлагают укрепить государственные границы и определить ежегодную квоту на иммиграцию в США – 400 тысяч человек.
Еще недели две назад казалось, что законопроект двух сенаторов будет принципиально принят – возможно, с какими-то уточнениями цифр и сроков. Соответствующие комиссии законодателей его одобрили. Президент Буш публично обещал подписать любое решение, принятое на Капитолийском холме. Однако в последний день перед каникулами консервативная часть обеих палат Конгресса настояла на том, чтобы продолжить обсуждение.
Ждать осталось недолго. Все понимают, что какое бы решение ни приняли законодатели, оно вряд ли полностью удовлетворит всех и единым махом покончит с проблемой нелегальной иммиграции. Однако важным шагом в правильном направлении оно, несомненно, станет. Будет гораздо хуже, если законодатели вообще не придут ни к какому решению, оставив статус-кво. Со временем проблема только обострится, вконец запутается, и справиться с многомиллионным потоком нелегалов будет еще трудней. А может и так случиться, что государство и общество уже не найдут в себе сил для радикальных решений. Если такое произойдет, потомкам нашим не позавидуешь.
comments (Total: 1)