Медикейд, Медикер и... швейцарский сыр
Битвы, развернувшиеся в Конгрессе вокруг иммиграционной реформы, на время заслонили проблемы двух государственных медстраховок -Медикейда и Медикера. Нельзя сказать, однако, что Конгресс вообще о них забыл, забросил в долгий ящик или даже отодвинул на задний план. В бюджетном комитете Палаты представителей начался очередной (надо надеяться, последний) раунд дебатов вокруг бюджетного плана на 2007 финансовый год, причем в центре этих дебатов – судьба именно двух насущно необходимых для пожилых людей медицинских программ - Медикера и Медикейда.
Палата представителей, в которой тон задают консервативные республиканцы, намерена занять жесткую позицию в данном вопросе, во всяком случае, более жесткую, чем Сенат, который уже принял бюджетный план 16 марта. Как мы уже отмечали («РБ» №518), бюджет Сената, где тон тоже задают республиканцы, не предусматривает сокращения расходов на Медикер и Медикейд. Отказавшись потеснить обе программы, сенаторы пошли против воли президента Джорджа Буша, ратующего в данном вопросе за «экономную экономику», и многие политологи восприняли такое инакомыслие как очередное проявление раскола внутри Великой старой партии.
Палата представителей тоже пошла против Буша в вопросе о нелегальных иммигрантах и приняла весьма жесткий законопроект, приравнивающий нелегалов (и помогающих им людей) к уголовникам. В вопросе о государственных медстраховках, однако, нижняя палата проявила завидную лояльность по отношению к президенту, решив смело атаковать и Медикейд, и Медикер.
Когда конгрессмены предполагают начать атаку? Этого они как раз и не могут решить. Более консервативные республиканцы предлагают начать ее уже в текущем году, тогда как республиканцы более умеренные (или более практичные) считают, что надо немного повременить. На носу –выборы, и урезание фондов важнейших социальных программ может оттолкнуть многих избирателей, в частности, тех же пенсионеров, которые, как известно, проявляют большую политическую активность. Бюджетному комитету Палаты представителей надо разработать компромиссный план, который удовлетворит консерваторов, но не отпугнет умеренных деятелей. Эксперты предполагают, что комитет предложит сократить расходы на государственные медстраховки на 10 миллиардов долларов в течение ближайших пяти лет. Но и этот осторожный план натолкнется на яростное сопротивление демократов.
Тем временем продолжается запись получателей Медикера и Медикейда на план Медикер D, оплачивающий рецептурные лекарства. Мы уже не раз писали о том, какими эксцессами сопровождается претворение в жизнь этого плана, предложенного президентом Бушем. По подсчетам Министерства финансов, в январе и феврале Медикер потратил 5.1 млрд. долларов на рецептурные лекарства, оплачивая не менее миллиона медикаментов в день. Но утихла ли хоть немного гроза, разразившаяся с появлением Медикера D на горизонте? Стал ли процесс перевода пенсионеров и малоимущих пожилых людей на этот план менее хаотичным и более упорядоченным? Довольны ли им сами пожилые люди или до сих пор считают, что их заманили в какой-то темный лабиринт, выйти из которого практически невозможно? Социологи и журналисты дают разные ответы на эти вопросы. Так, недавно газета the New York Times выяснила, что есть группы пожилых людей, вполне удовлетворенных новым планом и считающих, что игра стоила свеч, то есть первоначальных страхов, волнений и растерянности. Ибо в конечном итоге им удастся сэкономить тысячи долларов, которые они ранее тратили на лекарства.
Пенсионеры, одобряющие новый план, живут в местах, отдаленных от Вашингтона, Белого дома, Капитолия и проходящих в его стенах яростных дискуссий. В основном это жители тихих, провинциальных штатов вроде Оклахомы, которые не имеют своих щедрых программ, оплачивающих рецептурные лекарства. Поэтому пенсионеры из глубинки приветствуют любую программу, позволяющую им сокращать расходы на медикаменты. Но, что самое главное, большинство одобряющих Медикер D пенсионеров сразу записались на самые выгодные из сотрудничающих с ним частных планов, причем сделали оптимальный выбор потому, что предварительно посоветовались со знающими родственниками или специалистами по медстраховкам. Да и сами эти пожилые люди в основном достаточно грамотны, достаточно обеспечены и достаточно настойчивы, – им хватает и знания английского языка, и денег, и упорства, чтобы найти выход из упомянутого лабиринта без особого для себя ущерба.
Пожилые люди, страдающие от тяжелых заболеваний, малоимущие и (или) не владеющие английским языком в достаточной степени, оказались в куда менее выгодной ситуации. Людям слабым и больным не хватает ни энергии, ни сил, ни даже умственных способностей, чтобы продираться сквозь дебри частных планов, сотрудничающих с Медикером D. Большинство же людей небогатых и не владеющих английским языком получали Медикейд и были автоматически, без спроса переброшены с него на упомянутые частные планы. Этим людям не был дан выбор, их не обслуживали высококвалифицированные и дорогостоящие специалисты, а их родные и близкие не всегда находили время, чтобы им помочь, или не всегда обладали нужными знаниями. К сожалению, именно ко второй категории относится большинство наших пожилых иммигрантов, записавшихся (вернее, записанных) на Медикер D. Да и вообще большинство пожилых иммигрантов.
Газета Los Angeles Times выразительно описывала недавно, как пожилые иммигранты, живущие в больших городах, роятся вокруг медофисов, общественных центров и аптек в надежде получить хоть какую-то помощь и разобраться в документах, полученных ими по почте. Многие из этих людей не только не знают, что делать, но и не могут формулировать вопросы, на которые ждут ответов. Паника пожилых иммигрантов усиливается и потому, что срок записи на Медикер D истекает 15 мая, и каждому хочется к тому времени выбрать самый оптимальный для себя частный план. А эти планы, так же как и администрация Медикера, не очень-то подстраиваются под нужды иммигрантов – не нанимают переводчиков, не составляют документов на языках хотя бы самых крупных этнических групп и т.д. По словам Джин Файнберг, адвоката из National Senior Citizen Law Center, федеральное правительство совершенно не учло особенностей этой группы населения, и в результате получатели Медикера ничего не понимают в новой программе. Особую обиду испытывают иммигранты, которые работали в Америке, а теперь чувствуют, что их как бы исключили из всеамериканской программы, или, во всяком случае, предоставили плыть по ее бурным волнам без спасательного круга.
Недовольство Медикером D, в частности, его отношением к пожилым иммигрантам, выразил и президент Medicare Rights Center Роберт Хейс. «Шесть миллионов самых хрупких, самых бедных американцев, потерявших Медикейд 1 января, записаны сейчас на второсортные, ненадежные планы, оплачивающие лекарства, - сказал он, ознакомившись с данными Centers for Medicare and Medicaid Services. – 16 миллионов американцев, получающих Медикер, до сих пор не имеют таких планов вообще». По мнению Хейса, «мы тратим слишком много и при этом оказываем слишком мало помощи американцам, которые в ней отчаянно нуждаются. Число людей, записывающихся на частные планы, растет, но растут и недовольство, и разочарование этих людей. Пожилые люди, которые нам звонят, жалуются на неадекватность и ненадежность планов».
На прошлой неделе представители администрации Медикера решили, наконец, принять во внимание нужды пожилых иммигрантов и стали налаживать контакты с обслуживающими их общинными центрами. Кроме того, они выделили средства на бесплатные горячие линии, которые будут принимать звонки людей, говорящих на испанском, китайском, корейском и вьетнамском языках. «У нас еще есть время для исправления ошибок», - сказала в беседе с корреспондентом Los Angeles Times Энн Эвери, эксперт по медстраховкам, сотрудничающая с Медикером. А представитель CMS Питер Ашкеназ заявил, что и частные планы, сотрудничающие с Медикером D, намерены учитывать нужды пожилых людей, не говорящих по-английски.
А тут – будто проблем не хватало, – обнаружилась еще одна. Газета USA Today сообщила, что в недавно опубликованном докладе Government Accountability Office содержалась тревожащая информация. Выяснилось, что конфиденциальная информация, собранная Медикейдом и Медикером (адреса и даты рождения их получателей, номера Social Security, истории болезней и т.д.), может попасться в руки мошенников, занимающихся identity theft, ибо компьютерные системы обеих государственных медстраховок не слишком надежно защищены. К примеру, в них не установлены или не обновлены антивирусные программы, толком не контролируются пароли, а доступ к базе данных открыт для всех. К тому же работников оба учреждения нанимают без особой проверки их прошлого, а наблюдающие за их работой камеры либо не установлены, либо не исправны.
Узнав об этом, председатель Финансового комитета Сената Чак Грассли (республиканец из Айовы) сердито проворчал: «Вместо того чтобы воздвигнуть брандмауэры вокруг конфиденциальных данных, мы их окружили оградой из швейцарского сыра...» Сравнение, конечно, меткое. Но вот задумался ли Грассли о том, как можно залатать дырки этого швейцарского сыра? А заодно – как можно разрушить брандмауэры, преграждающие пожилым людям путь к Медикеру D? Урезание фондов Медикера и Медикейда, предложенное однопартийцем Грассли Джорджем Бушем и почти одобренное его верными сторонниками из Палаты представителей, вряд ли можно считать выходом из положения.