Нелегалы - в эпицентре споров
Законопроект об иммиграционной реформе, принятый Юридическим комитетом Сената и противопоставленный законопроекту лидера сенатского большинства Билла Фриста, лишь обострил споры о «людях без документов». Спорят уже не только о нелегалах и их участи, но и о перспективах различных иммиграционных законопроектов и их содержании.
Какому из них отдаст предпочтение Сенат? Жесткому и одностороннему законопроекту Билла Фриста или более мягкому и вроде бы всеобъемлющему законопроекту Юридического комитета? В каком варианте будет принят тот или иной билль – с поправками или без? Действительно ли законопроект Фриста столь крут, а законопроект Юридического комитета – столь мягок, как кажется? Действительно ли законопроект Фриста сводится к насильственной депортации нелегалов, а законопроект Юридического комитета можно назвать их амнистией?
Пугающее и обнадеживающее слово «амнистия», подобно сухому полену, брошенному в огонь дебатов, заставило нелегалов воспрянуть духом, а ярых противников иммиграции - вспыхнуть от гнева. В числе разгневанных оказались не только политики-популисты, ура-патриоты и рэднеки из глубинки, но даже... легальные иммигранты, среди которых вдруг возросли антииммигрантские настроения!
На самом деле амнистия не видна пока даже на горизонте. Оба конкурирующих законопроекта будут еще долго перемалываться в жерновах процедурных механизмов Сената. Даже если между биллями будут найдены точки соприкосновения и в результате появится новый, компромиссный вариант, это станет лишь завершением первой серии. За ней последует вторая – поиск общего знаменателя между биллями Сената и Палаты представителей, а затем третья – поиск общего знаменателя между биллями Конгресса и президента.
Пока что консервативные республиканцы из Палаты представителей упорно стоят на своем, встречая в штыки и билль Юридического комитета, дающий нелегалам возможность легализоваться, и предложение президента Буша, позволяющее им временно работать в Америке. Мнение консерваторов выразил конгрессмен Боб Бопрез из Колорадо, назвавший билль Юридического комитета колокольчиком, приглашающим к обеду. «Мы создаем механизм, притягивающий нелегалов как магнит», - посетовал Бопрез в беседе с корреспондентом «Нью-Йорк таймс». Джордж Буш, напротив, движется по направлению к биллю Юридического комитета и даже биллю Кеннеди-МакКейна, на котором он базируется. Во всяком случае, таковы прогнозы экспертов. Да и сам Буш посылает предупреждающие сигналы Конгрессу, призывая обе палаты хранить верность традициям «страны иммигрантов» и «вести дебаты так, чтобы не настраивать одну группу людей против другой».
Сторонников Республиканской партии, конечно, смущает и даже пугает раскол в партии, тем более в год выборов. Но противники республиканцев, с некоторым злорадством наблюдающие за их расхождениями, считают, что они именно годом выборов и обусловлены. Конгрессменов больше волнуют настроения их избирателей, отнюдь не жалующих нелегалов, чем мнение президента, желающего поставлять дешевую рабочую силу богатым покровителям Великой старой партии.
В спор вмешался еще один влиятельный республиканец, вроде бы не имеющий никакого отношения к федеральным властям - Майкл Блумберг. С высокой колокольни прагматичного бизнесмена и мэра «столицы мира» он раскритиковал оба сенатских билля, назвав их далекими от реальности, близорукими и игнорирующими многие важные проблемы. «Мы не будем депортировать 12 миллионов людей, так что пора прекратить споры, относящиеся скорее к области фантастики, - сказал он, выступая по телеканалу CNN. – Давайте вернемся к реальности». Блумберг, который в прошлом был демократом, причем достаточно либеральным, решил пойти дальше Кеннеди и МакКейна, заявив, что проблему можно решить, лишь объявив настоящую амнистию и легализовав пребывание всех 12 миллионов нелегалов в нашей стране.
Ученые тем временем проводят исследования, подтверждающие или опровергающие расхожее представление о том, что нелегалы отнимают рабочие места у легальных иммигрантов и даже граждан США. Результаты некоторых подобных исследований были недавно проанализированы в «Нью-Йорк таймс». Согласно данным, приведенным в газете, работают две трети нелегалов – 7.2 млн. человек. 3.9 миллиона не работают, а еще миллион с лишним – дети. Работающие нелегалы составляют лишь 4.9 процентов трудящихся нашей страны, общее число которых достигает 148 миллионов. Причем даже в тех сферах, где подвизаются нелегалы, большинство трудящихся составляют работники, имеющие тот или иной легальный статус – от обладателя рабочей визы до гражданина Америки. Нелегалы составляют 24 процента работников ферм, 17 процентов людей, занятых уборкой, 14 процентов людей, работающих на стройках, 12 процентов работников пищевой промышленности, 9 процентов заводских рабочих и 7 процентов работников транспорта. В других сферах деятельности нелегалы составляют лишь 2 процента всех трудящихся.
Интересны и другие данные: за последние 13 лет число нелегальных иммигрантов в США выросло на 185 процентов. Причем большинство людей без документов, ныне проживающих в Америке, – выходцы из Мексики (56 процентов), 22 процента нелегалов – из других стран Латинской Америки, 13 процентов – из стран Азии, 6 процентов – из Канады и Европы, а 3 процента – из Африки. Ученые предсказывают, что бум нелегальной иммиграции уже достиг пика и впредь она будет постепенно сходить на нет. Рождаемость в Мексике (главном поставщике нелегалов) за последние три десятилетия резко упала. Если в 70-е годы прошлого века мексиканки рождали в среднем по пять детей (эти дети и перебегают сейчас нашу границу в массовом порядке), то в первые годы нового века они стали ограничиваться тремя детьми.
Не остаются в стороне от споров и «говорящие головы», то есть популярные радио-и телеведущие. Столь явное преобладание мексиканцев среди нелегальных иммигрантов заставляет одних тележурналистов (вроде Билла О’Рейли из Fox News) кликушествовать, предсказывая постепенное превращение англоязычной Америки в испаноязычную, а других (вроде Джона МакЛафлина из NBC) говорить, что проблема нелегалов – внешнеполитическая и решать ее следует президенту Бушу на встречах с мексиканским коллегой Висенте Фоксом. Что же касается Лу Доббса из CNN, сопровождавшего Буша во время переговоров с Фоксом и атаковавшего нелегальную иммиграцию под экономическим углом, то он сумел в короткий срок заметно увеличить число своих зрителей.
Что в это время делают правозащитники, в частности, защитники прав иммигрантов? Они, как и следовало ожидать, не дремлют. На днях мы с коллегой Михаилом Соболевым побывали на пресс-конференции, организованной Ассоциацией независимой прессы вместе с Нью-йоркской иммиграционной коалицией. Приглашенные двумя организациями деятели (одна из них, Анджела Келли, замдиректора Национального иммиграционного форума, находилась в Вашингтоне и общалась с нами по телефону) поделились своими мнениями о перспективах двух соперничающих сенатских законопроектов и их соответствии интересам нелегальных иммигрантов. По словам Анджелы Келли, в Сенате в ближайшее время будут рассматриваться различные поправки к обоим биллям, затем – две петиции, требующие сведения дебатов вокруг одного и другого билля к минимуму. Удовлетворение подобных петиций требует не просто большинства голосов, а как минимум 60 голосов, поэтому петиция об ограничении дебатов вокруг более популярного билля Юридического комитета имеет больше шансов. Если Сенату удастся преодолеть все противоречия и принять компромиссный законопроект, то впоследствии надо будет искать точки соприкосновения между ним и биллем Джеймса Сенсенбреннера, принятым в декабре прошлого года Палатой представителей. Если же точки соприкосновения нащупать не удастся, оба законопроекта будут отложены в долгий ящик, из которого их достанут уже после выборов и вынесут (возможно, с некоторыми коррективами) на рассмотрение Конгресса нового созыва.
Аарти Шанани из организации Families for Freedom разложила по полочкам и раскритиковала билль Юридического комитета, отметив, что многие его положения – те, что усложняют процесс легализации нелегалов, и те, что облегчают их депортацию, – слишком суровы и односторонни для того, чтобы считать этот билль основой для всеобъемлющей иммиграционной реформы. А Гектор Фигнероа из Service Employees International Union добавил, что правозащитники приветствуют скорее направленность законопроекта Юридического комитета, чем его содержание. Далеко не все положения билля учитывают интересы нелегалов, но в целом он выводит страну из трясины антииммигрантских настроений, заставляет реально взглянуть на проблему нелегалов и позволяет надеяться на лучшее.
Лучшее, по мнению правозащитников, не может быть достигнуто без борьбы. Исполнительный директор Иммиграционной колаиции Чанг-Ва Хонг и представитель Ассоциации независимой прессы Энтони Эдвинкула напомнили журналистам, что 10 апреля объявлен Всеамериканским днем Акции в защиту прав иммигрантов – National Day of Action for Immigrant Rights. В этот день по всей стране пройдут митинги и марши, направленные против драконских положений законопроектов Сенсенбреннера и Фриста. В Нью-Йорке акция протеста будет проходить перед Сити-холлом с 3 часов дня до 7 часов вечера. Не исключено, что противники легализации нелегалов проведут свою, параллельную акцию протеста. Споры вокруг людей без документов продолжаются.