Обожженная земля Нью-Йорка
Недавно, читая повесть Виктора Некрасова «Записки зеваки», я наткнулся там на утверждение, которое удивительно совпадало с моими собственными мыслями. Некрасов написал: «Дома нужно рассматривать, как книжки. И тогда тебе многое откроется».
Проявление моего любопытства началось, как это часто бывает, случайно. Пошли мы однажды с женой в магазин «TELCO», что на 18-й авеню в Бруклине. Пока она занималась покупками, я вышел на улицу. Мое внимание привлекло нечто над входом в большой универмаг, (угол 18-й авеню и 64-й улицы), напоминающее широкий фриз из молочно-белой глазурованной керамики, украшенное сразу тремя бюстами Шекспира и двумя бюстами Байрона. Это показалось мне странным, так как ни в коей мере не соответствовало тому, что размещалось внутри этого здания.
Загадочное несоответствие меня настолько заинтриговало, что я начал поиск его объяснения. И оказалось, что здание, в котором сейчас размещается универсальный магазин, было построено в 1927 году по проекту архитектора Чарлза Сэндблома для театра, который получил название Walker Theater (в честь тогдашнего мэра Нью-Йорка Джеймса Уолкера), со зрительным залом на 1400 мест - с балконами и красиво расписанным куполообразным потолком. На сцене театра ставились водевили, драматические спектакли и проходили концерты оркестров, исполнявших легкую музыку. Так что было совершенно логично украсить фриз над главным входом в театр бюстами знаменитых драматургов и поэтов. Правда, с бюстами Шекспира вышел явный перебор, но, вероятно, у заказчика просто не хватило денег на изготовление скульптурных портретов других писателей, поэтому изготовили один, но в трех экземплярах. С течением времени театр был преобразован в кинокомплекс с четырьмя кинозалами. Где-то в семидесятых годах и он был закрыт, а здание переоборудовано под магазин.
После такого моего расследования, я начал регулярно фотографировать архитектурные украшения из керамики и терракоты на улицах города, став настоящим охотником за этой разновидностью строительного материала.
Особенно много зданий, украшенных терракотой, сохранилось в Манхэттене. Все их совершенно невозможно описать. Упомяну для примера лишь находящийся на углу улиц Lafayette и Great Jones Шермерхорн-билдинг, который был построен в 1888-89 годах предпринимателем Уильямом Шермерхорном по проекту архитектора Генри Харденберга. Это массивное здание, возведенное в стиле неороманского возрождения с многочисленными арками и колоннами, предназначалось для цехов по пошиву детской одежды, то есть фактически являлось промышленной постройкой. Однако, благодаря своим архитектурным особенностям, мастерской кладке наружных стен из желтого и красного кирпича и великолепным украшениям из терракоты, оно приобрело уникальный облик. В 1966 году Шермерхорн-билдинг был признан историческим памятником Нью-Йорка. Только около одного этого здания можно ходить очень долго, находя все новые и новые орнаменты и детали из терракоты, ибо, по-моему, оно подобно картинной галерее.
Первый раз в США терракота была использована в 1853 году при строительстве здания «Corn Exchange Bank», спроектированного знаменитым американским архитектором Ричардом Апджоном. Однако эта попытка окончилась полным провалом, так как неправильно обожженная глина развалилась от морозов в первую же зиму. Это, естественно, оттолкнуло архитекторов и строителей от использования терракоты. Возникшее предубеждение удалось развеять лишь английскому специалисту Джеймсу Тейлору, который приехал в Штаты в 1870 году. Благодаря его усилиям терракота заняла достойное место среди строительных материалов того времени и особенно после того, как он в содружестве с О.Поттером организовал «New York Architectural Terra Cotta Company». Джеймс Тейлор по праву считается отцом американской терракоты. И хотя в Нью-Йорке нет памятника ему персонально, но по сей день сохранилось много замечательных зданий, ставших городскими и федеральными историческими достопримечательностями благодаря тому, что были украшены изделиями его компании.
Использование терракоты наложило неизгладимый и своеобразный отпечаток на архитектуру и облик городов на всей территории Соединенных Штатов. Фасады домов, отделанные этим декоративным материалом, приобретали неповторимую индивидуальность. При этом терракота могла быть как естественного, натурального цвета желтой или красной глины, из которой она производится, так и ярко окрашенной, глазурованной или иначе - поливной. Живые цвета глазури - зеленый, красный, голубой, темно-синий - и их многочисленные оттенки подчеркивали богато орнаментированные детали. В течение сотни с лишним лет глазурованная керамика и ее более простая разновидность - терракота были неотъемлемой, хотя часто и не очень замечаемой, частью американского архитектурного стиля.
Производство терракоты в Америке началось в Чикаго, а первое предприятие на Восточном берегу открылось в нью-джерсийском городе Перт Амбой в 1879 году. В нашем штате первые очень небольшие заводы по производству терракоты появились в конце XIX века на Стэйтен-Айленде в районе Тоттенвиля. Однако глина, имевшаяся на острове, была худшего качества, чем та, которую добывали в Нью-Джерси.
Это послужило одной из причин того, что 1897 году заводы, расположенные в Тоттенвиле, Перт Амбой и окрестностях Атланты в штате Джорджия, были взяты под единое управление, в результате чего возникла очень крупная «Atlantic Terra Cotta Company», ставшая вскоре важнейшим производителем строительных деталей, облицовочной плитки и украшений из терракоты для громадных нью-йоркских проектов. Сюда входили не только здания, но и новые станции нью-йоркской подземки. Изделия компании пользовались спросом также в Филадельфии и других городах восточного побережья США. Они даже экспортировались в Японию.
В течение первой четверти ХХ века «Atlantic Terra Cotta Company» считалась крупнейшим производителем архитектурных украшений из терракоты в мире. К 1906 году на компанию только в Тоттенвиле работало почти 500 человек, что делало ее одним из основных работодателей на Стэйтен-Айленде. Терракотовые украшения сорока процентов зданий Нью-Йорка, возведенных на основе металлических конструкций, были изготовлены на предприятиях «Atlantic Terra Cotta Company», и немалый вклад в это внесли мастеровые люди со Стэйтен-Айленда.
За период с 1900 до 1912 года производство терракоты в Соединенных Штатах выросло в 4 раза и продолжало развиваться вплоть до начала 20-х годов. Терракота, являясь относительно легким, доступным и простым в производстве материалом, обеспечивала самые изысканные потребности строителей и дизайнеров, наряду с традиционными камнем и металлом.
Пластичность терракоты позволяла изготовителям приспособиться к любому стилю. Распространившийся тогда геометрический дизайн зданий оживлялся имевшей богатую цветовую гамму текстурированной или орнаментированной терракотой. К тому времени производство этого материала было механизировано, что позволило наладить массовый выпуск терракотовой облицовки зданий и для их украшения, и для защиты от огня.
Однако разразившаяся к концу 20-х годов прошлого века Великая Депрессия не могла не сказаться на производстве терракоты. Новые строительные технологии и нехватка финансовых средств побудили архитекторов использовать более современные строительные материалы - сталь и стекло. В итоге «Atlantic Terra Cotta Company» закрылась в 1943 году. Тем не менее в Тоттенвиле 41-метровая дымовая труба завода, принадлежавшего компании, простояла после этого еще почти полвека и была снесена лишь в 1988 году.
Закончить статью я хочу упоминанием еще об одном здании, богато украшенном терракотой. Это старое пожарное депо на Джей-стрит, недалеко от улицы Уиллоуби в Бруклине, резко выделяющееся своим архитектурным стилем романского возрождения от окружающих современных домов. Здание было построено в 1892 году по проекту одного из самых креативных бруклинских архитекторов Фрэнка Фримэна. При возведении этого депо были использованы гранит, кирпич, песчаник, терракота, красная керамическая плитка и медь, что позволило создать богатую и контрастную цветовую палитру, придавшую всей постройке броский и нарядный вид. Сквозь центральную, богато украшенную терракотой арку когда-то выезжали пожарные повозки, запряженные лошадьми. Однако теперь терракота над проездом разрушается. Ничто не вечно под Луной.
Недаром в наши дни возникла организация «The Friends of Terra Cotta, Inc.», созданная для изучения и сохранения архитектурных памятников, украшенных терракотой и керамикой. Однако, к несчастью, до творения Фрэнка Фримэна у друзей терракоты еще не дошли руки, хотя меры по спасению этого замечательного здания нужно предпринимать незамедлительно.