ETA: есть или нету?
На минувшей неделе информационные агентства мира передали сенсационный репортаж: три лидера ETA в масках и баскских беретах, восседая на фоне традиционного знамени этой организации с изображением топора и змеи, заявили о том, что они и их соратники объявляют бессрочное прекращение огня. Многие комментаторы сравнивают заявление лидеров ETA с нашумевшей декларацией Ирландской Республиканской Армии, полагая эти два события похожими друг на друга. Увы, с этим согласиться невозможно.[!]
Во-первых, ИРА, если верить ее лидерам, попросту самоликвидировалась. Ее больше нет – по крайней мере, официально. В отличие от этой организации, ETA продолжает существовать – даже если только теоретически. Во-вторых, ирландские сепаратисты, в отличие от своих баскских коллег, принимая свое судьбоносное решение, исходили из совершенно иных предпосылок: впечатленные взрывами в Лондоне, которые совершили исламистские фанатики, они предложили британскому правительству объединить силы против нового, куда более опасного врага. Склады оружия и амуниции, принадлежавшие ИРА, пополнили арсеналы британских спецчастей, а сами подпольщики, в чем нет никаких сомнений, немалым количеством влились в состав этих самых подразделений.
Что же касается ETA, то здесь картина совершенно иная: за прошедшие годы испанские и французские власти буквально разгромили баскских сепаратистов наголову, причем разгром этот был виден невооруженным глазом еще в далеком 1989 году, когда ETA впервые заговорила о переговорах – и не получила их. Вторая попытка выйти на контакт хотя бы с равной позиции была предпринята басками в 1999 году – и снова безуспешно. Ни испанцы, ни французы не желали признавать в террористах равноправных партнеров по переговорам, руководствуясь принципом «С волками иначе не делать мировой, как снявши шкуру с них долой».
Объявленное баскскими сепаратистами перемирие 1998 года продлилось 14 месяцев, после чего в 2000 году ETA постаралась возобновить свою террористическую деятельность, однако особого успеха не добилась: ее структуры успешно выявлялись, взрывы предотвращались, а командные цепочки разрушались. Только за прошедшие три года испанские и французские полицейские арестовали более 750 членов этой подпольной организации. В 2002 году была запрещена деятельность баскской партии «Батасуна», которая не без оснований считалась политическим крылом ETA, а в 2004 году французские власти арестовали лидера сепаратистов Микеля Анца. По оценкам специалистов, в данный момент в рядах группировки находится не более сотни человек, причем они разбросаны по всей Европе и их контакты между собой очень затруднены. У них больше нет ни складов оружия, ни взрывчатки, ни даже толковых подрывников – в пользу этого предположения говорят последние три неудачные попытки «напомнить о себе», результатом которых стала... искореженная взрывом урна для мусора в безлюдном парке в Мадриде. Существуя, так сказать, юридически, ETA не существует более в действительности – то есть положение этой организации зеркально отражает положение ИРА, которая сохранила свои ресурсы, но самоликвидировалась. Сорокалетняя история крови и огня, похоже, подошла к концу.
При этом испанское центральное правительство под руководством Луиса Родригеса Запатеро в последние годы немало сделало для того, чтобы пойти навстречу требованиям самих басков: как известно, Страна Басков получила широкие полномочия автономии, баскский язык снова стали преподавать в школах, а положение населения баскского происхождения заметно улучшилось. Этим переменам способствовала интеграция Испании в европейские структуры, следствием которых стала возможность для правительства Страны Басков обращаться в Еврокомиссию и Европарламент через голову центрального руководства Испании. Интересно, что улучшение материального положения басков оказалось напрямую связано с ослаблением ETA: некому стало собирать с «угнетенных собратьев» так называемый «революционный налог» - попросту говоря, больше никто не вымогает с басков деньги за «крышевание». Так что и с этой стороны ETA проиграла вчистую, лишившись поддержки тех, за чьи права, предположительно, выступала.
Испанское правительство, высказывая «осторожный оптимизм» в связи с заявлением лидеров ETA, на ответные шаги не торопится. Если британский кабинет министров в качестве жеста доброй воли немедленно выпустил из тюрьмы пятерых лидеров ИРА, то «мотающих срок» баскских сепаратистов никто на волю отпускать не торопится. И неудивительно: от ETA требуется не «прекращение огня», а полная и безоговорочная капитуляция. Разговаривать с позиции силы эта группировка уже не в состоянии. Похоже, сами сепаратисты также понимают свое положение: в прозвучавшей декларации была выражена просьба к французским и испанским властям «воздержаться от репрессий» по отношению к оставшимся еще на свободе членам организации.