Что ждет нелегалов?
В дебатах о судьбе нелегальных иммигрантов в США участвуют все – от рядовых американцев (в том числе русскоязычных), любящих поспорить и почесать языками, до политиков, политологов, социологов, экономистов, журналистов, правозащитников и священников. Дебаты вызывают скандалы в семьях, расколы в политических партиях и расхождения между верными идеологическими союзниками.
В минувший понедельник Юридический комитет Сената проголосовал за иммиграционный законопроект, который дает 11 миллионам нелегальных иммигрантов, ныне находящихся в США, не только возможность работать, но и перспективу получить со временем американское гражданство. И если многие консерваторы встретили этот билль в штыки, назвав его «амнистией нелегалов», то политики более умеренные отнеслись к нему благосклонно, подчеркнув, что он предусматривает долгий и трудный путь к гражданству. Юридический комитет проголосовал также за программу временных рабочих виз, которая предусматривает приезд в страну до 400,000 работников-иностранцев в год. Законопроект комитета, однако, не сбрасывает со счетов укрепление границ и борьбу с новыми потоками нелегалов-перебежчиков. Таким образом, билль можно рассматривать, как компромиссный, примиряющий разные точки зрения.
Мы уже рассказывали нашим читателям о различных иммиграционных законопроектах, которые рассматривались в Юридическом комитете Сената. Среди них – умеренно-либеральный билль сенаторов Эдварда Кеннеди и Джона Маккейна, неумеренно-консервативный – сенатора Билла Фриста и якобы центристский, но на деле аморфный – председателя комитета, сенатора Арлена Спектера. В конечном итоге члены комитета нашли точки соприкосновения между всеми этими вариантами, но это еще не значит, что принятый ими компромиссный законопроект будет одобрен Сенатом.
Билл Фрист, республиканец из Теннесси и лидер большинства в Сенате, всячески противился тому, чтобы этот умеренный билль вообще обсуждался в Сенате. Накануне голосования в Юридическом комитете он поставил жесткое условие: если все республиканцы в комитете не одобрят компромиссный вариант, то он, Фрист, не позволит вынести его на рассмотрение в самом Сенате. Зато он вынесет на голосование – без дебатов – свой собственный законопроект.
Компромиссный билль поддержали лишь четверо из восьми республиканцев Юридического комитета – сенаторы Арлен Спектер (Пенсильвания), Линдси Грэм (Южная Каролина), Майк ДеВайн (Огайо) и Сэм Браунбэк (Канзас). И это расхождение отражает более масштабный раскол в Республиканской партии по вопросу о нелегалах. Если состоятельные спонсоры партии поддерживают умеренные версии иммиграционного закона, то ее электорат склоняется в пользу версий жестких. Если крупные корпорации желают присутствия в стране работников-иностранцев, чей труд стоит недорого, то многие рядовые республиканцы жаждут очистить страну от всевозможных чужаков и пришельцев.
Законопроект Билла Фриста - почти зеркальное отражение другого законопроекта, принятого в декабре прошлого года Палатой представителей. Его авторы, конгрессмены-республиканцы Джеймс Сенсенбреннер и Питер Кинг, попытались стать святее Папы Римского, то есть консервативнее американского президента – своего однопартийца и единомышленника Джорджа Буша. Буш, проявивший в отношении нелегальных иммигрантов пресловутый «сострадательный консерватизм» (а возможно, принявший во внимание интересы богатых покровителей Республиканской партии), включил в свой вариант иммиграционного закона так называемую guest-worker program, которая дает нелегалам возможность получать временные рабочие визы. Сенсенбреннер и Кинг, напротив, отказались от гуманности и сострадания, призвав бдительно охранять границы, быстро депортировать попавшихся нелегалов и даже... наказывать всех тех сердобольных американцев, которые оказывают им какую-либо помощь.
Билл Фрист тоже включил в свой вариант законопроекта положение, согласно которому и проживание в США без документов, и помощь людям без документов рассматриваются как уголовные преступления (на сегодняшний день пребывание в стране на птичьих правах считается гражданским, но не уголовным правонарушением). И если после принятия Палатой представителей законопроекта Сенсенбреннера-Кинга в спор вмешались экономисты и религиозные деятели, то после появления на горизонте законопроекта Фриста даже политики стали придавать своим выступлениям религиозный оттенок.
Как мы уже отмечали в статьях, посвященных проблемам нелегалов, экономисты доказывают, что популистский законопроект Сенсенбреннера - Кинга (а значит, и законопроект Фриста) напрочь игнорирует интересы экономики США, нуждающейся в дешевой рабочей силе. Религиозные же деятели (в частности католики) утверждают, что жесткий законопроект Фриста противоречит библейским моральным нормам. Католическая церковь была верной сторонницей республиканцев в таких вопросах, как аборты и однополые браки, но нелегалы оказались яблоком раздора, рассорившим недавних союзников.
Участники многотысячных митингов протеста в защиту нелегалов, проходивших по всей стране, тоже ссылались на Библию и обращались к законодателям с несколько видоизмененным требованием Моисея: «Дайте нашему народу остаться!» И даже сенатор Хиллари Клинтон, обрушившись с критикой на законопроект Билла Фриста, вспомнила Книгу Книг. «Трудно поверить, что лидеры республиканцев, которые постоянно твердят о моральных ценностях и вере, предложили такой злобный законопроект, - сказала она. – Он никак не соответствует Писанию, как я его понимаю, потому что он приравнял бы к преступникам доброго самаритянина и даже самого Иисуса Христа».
Примешивание религии к политике, как и следовало ожидать, привело к разговорам о лицемерии. Так, известный обозреватель CNN Лу Добс, комментируя принятый Юридическим комитетом законопроект, заявил, что в вопросе о нелегалах лицемерят все – демократы, которые на самом деле охотятся за голосами, республиканцы-бизнесмены, которые на самом деле нуждаются в дешевой рабочей силе, и даже Католическая церковь, которая на деле заинтересована в увеличении числа своих прихожан за счет перебежчиков из Мексики. По мнению Добса, страдают от всех этих игр небогатые работающие американцы и средний класс. Страдает и вся Америка, которой содержание нелегалов обходится в сотни миллиардов в год.
Оппоненты Добса и иже с ним считают, что лицемерят не республиканцы-бизнесмены, а республиканцы-популисты, которые охотятся за голосами нетерпимых провинциалов – «реднэков» и апеллируют к их низменным чувствам, в частности, к их ксенофобии. Ибо на самом деле нелегалы не отнимают рабочие места у рядовых американцев, а делают ту черную работу, до которой американцы не снисходят.
Итак, политики, экономисты, священники и правозащитники спорят. А 11 миллионов нелегальных иммигрантов тем временем ждут исхода этих споров, от которого зависит их судьба...
Мы попросили известных политиков поделиться своими мнениями об иммиграционных законопроектах и своими прогнозами на исход споров в Конгрессе, задав им следующие вопросы:
Какой из законопроектов, предложенных конгрессменами и сенаторами, вы поддерживаете и почему?
Будет ли законопроект Юридического комитета вынесен на рассмотрение Сената?
Какой законопроект предпочтет Сенат – предложенный Биллом Фристом или составленный Юридическим комитетом?
Есть ли у вас своя, альтернативная идея решения проблемы нелегальных иммигрантов?
Хиллари Клинтон, сенатор США:
Наша иммиграционная система переживает кризис. По статистике, в нашей стране находятся 11 млн. иммигрантов без документов, из них 1.7 млн. детей. Нынешние иммиграционные законы не отражают реальной ситуации. Они ставят под угрозу нашу безопасность, позволяют нечистоплотным работодателям использовать дешевый труд нелегалов, мешают воссоединению семей и взваливают тяжкое финансовое бремя на плечи местных властей. Наша иммиграционная система вышла из строя, и мы должны найти практическое решение для того, чтобы она снова заработала.
Я не поддерживаю нелегальную иммиграцию. Но я не поддерживаю и бесплодные проекты, которые призывают наказывать церкви и госпитали, осмеливающиеся помогать тем, кто действительно нуждается в помощи. Эти проекты не выведут нас из тупика.
Я поддерживаю всеобъемлющую иммиграционную реформу, основанную на следующих положениях:
- укрепление границ, благодаря чему мы в некоторой степени оградим себя от террористов, и использование нашими пограничниками новейшей технологии;
- более тесное сотрудничество с нашими соседями, в частности, с Мексикой, для решения проблемы нелегальной иммиграции;
- новые иммиграционные законы, одновременно суровые и справедливые;
- суровые наказания, предусмотренные для тех работодателей, которые эксплуатируют иммигрантов без документов;
- более справедливый иммиграционный процесс для желающих приехать в Америку, особенно для тех, кто хочет воссоединиться с семьей;
- возможность получения гражданства теми иммигрантами без документов, которые уже находятся в США, работают, не щадя себя, платят налоги, уважают законы и готовы взять более высокую планку для того, чтобы стать американскими гражданами.
Таким образом, я буду поддерживать законопроект, который будет содержать все эти положения. Я буду поддерживать законопроекты эффективные и рациональные, а не апеллирующие к страхам и предрассудкам американцев. И я буду противостоять тенденциозным, односторонним законопроектам, которые кажутся «крутыми», но в реальности ничего не делают ни для защиты границ, ни для миллионов иммигрантов без документов, которые уже находятся в нашей стране. К таким законопроектам относится предложенный конгрессменом Джеймсом Сенсенбреннером билль (H.R.4437), который приравнивает к уголовным преступникам не только иммигрантов без документов, но и людей, которые им помогают.
Я буду и впредь работать с моими коллегами над созданием всеобъемлющей иммиграционной системы, которая будет уважать и наши законы, и наши традиционные ценности.
Эдвард Кеннеди, сенатор США:
Юридический комитет Сената принял всеобъемлющий законопроект об иммиграционной реформе.Он включает главные положения другого билля, чьими авторами являемся мы: сенатор МакКейн и я. И я считаю это большой победой нашего справедливого, хоть и достаточно сурового плана.
Страна высказала свое мнение, и Сенат к нему прислушался. Ни одна проблема не затрагивает в такой степени сути, сердцевины страны, как проблема иммиграции. Наш законопроект видит укрепление национальной безопасности США в более эффективной защите наших границ. В то же время наш законопроект отражает подлинные ценности страны иммигрантов и не отнимает у последних иммигрантов их традиционную привилегию – возможность стать гражданами Америки. Наконец, законопроект реально отражает и экономическую ситуацию в стране в целом и, тот вклад, который иммигранты вносят в экономику, способствуя нашему прогрессу. Я горжусь моими коллегами из обеих партий, которые приняли вызов и нашли общее решение иммиграционной проблемы.
Мы с Джоном МакКейном и я разработали стратегию эффективной реформы: более жесткие меры по укреплению нашей национальной безопасности; эффективная программа для временных рабочих, которая может регулировать будущие притоки иммигрантов; наконец, путь к легализации статуса для тех иммигрантов без документов, которые уже находятся в стране.
Я настроен оптимистично, и надеюсь, что Сенат примет законопроект, отражающий самые главные ценности нашей страны и нашего народа – справедливость, предоставление определенных возможностей иммигрантам и уважение к закону.
Джерролд Надлер, конгрессмен США:
Я поддерживаю законопроект Маккейна - Кеннеди. Этот билль признает, что иммигранты без документов вносят большой вклад в нашу экономику. Кроме того, этот билль дает иммигрантам возможность со временем стать американскими гражданами. Чрезмерно жесткие, карательные законопроекты, которые приравнивают людей без документов к уголовникам, – совершенно не эффективны. Они не принимают во внимание реальные нужды нашей экономики и противоречат традиционным американским ценностям.
Уильям Колтон, депутат Ассамблеи штата Нью-Йорк:
Иммиграция, бесспорно, очень важная проблема, которую нашему правительству необходимо решить должным образом. Я принимаю и поддерживаю идею защиты наших границ. Но я считаю, что меры, нацеленные против людей без документов, которые сейчас живут и работают в США, могут иметь самые негативные последствия для нашей экономики. Стабильность и жизнеспособность нашей экономики, а, по большому счету, ее многогранность и конкурентоспособность, во многом зависят от иммигрантов без документов. Законопроект, принятый Палатой представителей, предусматривающий суровые наказания для нелегальных иммигрантов, а также для священнослужителей и социальных работников, которые оказывают им помощь, безусловно, не выход из положения, не ответ на вопрос. Нельзя создавать ситуацию, при которой миллионы работающих иммигрантов не смогут пользоваться услугами госпиталей, школ, церквей, социальных служб и общественных организаций только из-за своего иммиграционного статуса. Нельзя создавать ситуацию, при которой эти люди даже мечтать не смогут об американском гражданстве. Америка не может позволить себе будущее, при котором дети, родившиеся в нашей стране и ставшие гражданами США, будут бояться стать полноправными членами нашего общества только потому, что их родители приехали в Америку без документов.
comments (Total: 1)