Америка, дай отдохнуть!
В 50-е - 60-е годы прошлого столетия, отмечает популярный журнал New Yorker, среди американских экспертов в области социального прогнозирования существовало мнение, что к концу XX века у рабочих и служащих Соединенных Штатов появится столько свободного времени, что они не будут знать, как им правильно распорядиться. Подобные футурологические предсказания основывались на том, что американцы стали проводить на рабочем месте меньше времени, чем прежде. С 1900 по 1950 год этот показатель сократился на 25 процентов. Футурист Герман Кан заявил в 1967 году, что в 90-е годы XX века продолжительность отпуска американцев будет составлять 13 недель при четырехдневной рабочей неделе. К сожалению, Кан ошибся. Сегодня американцы отдают работе столько же времени, сколько и в 1967 году. Что же касается отпуска, то кановские 13 недель - что-то вроде радужного сна футуролога.
По сравнению с Западной Европой мы, американцы, - загнанные лошади. Продолжительность рабочей недели во Франции на 28 процентов короче нашей, в Германии она меньше на 25 процентов.
Наверное, каждый из нас слышал расхожее мнение, что много работать - в крови у американцев, воспитанных на суровой протестантской этике. Однако если мы вернемся во времена Германа Кана, то окажется, что сорок лет назад в той же католической Франции работники проводили на своих предприятиях на 10 процентов больше часов, чем американцы. Выходит, не в культурной традиции дело. В чем же тогда?
Лауреат Нобелевской премии по экономике Эдвард Прескот считает, что суть проблемы - в росте размеров налогообложения, который существенно увеличился в Европе в 70-е годы прошлого столетия по сравнению с США. Действительно, если в Западной Европе налоги были подняты на значительную величину, в нашей стране после налоговой реформы Рональда Рейгана они существенно сократились. Прескот полагает, что рост налоговых ставок во Франции, Германии и других странах ЕС сделал невыгодным для рабочих и служащих трудиться сверх определенного отрезка времени.
Однако одного желания работать меньше, а отдыхать больше - мало. Экономисты Алберто Алесина и Эдвард Глезер указывают на другие факторы сокращения рабочего времени в Западной Европе, с которыми можно согласиться. Они выделяют две основные причины: мощные профсоюзы и активное вмешательство государства в регулирование отношений на производстве.
И Западная Европа, и США, указывают ученые, пережили в 70-е годы прошлого столетия сильный энергетический кризис, вызванный политикой стран - экспортеров нефти (ОПЕК). Кризис привел к росту цен на энергоносители, высокой инфляции, снижению производительности труда.
Однако в США выход из кризиса сопровождался значительным падением престижа организованного рабочего класса. На другом же конце Атлантики все происходило с точностью наоборот. Западноевропейские профсоюзы смогли добиться от своих правительств, во-первых, сокращения рабочей недели без уменьшения зарплаты, во-вторых, увеличения числа отпускных дней как компенсации за нулевой или низкий прирост жалованья.
И что же мы имеем сегодня?
По сравнению с жителями практически любой другой страны, указывают эксперты из компании Hay Group, занимающейся вопросами мировой практики прав и привилегий работников, американцы работают больше и интенсивнее, а отдыхают меньше. Почему? Потому что США — одна из немногочисленных высокоразвитых индустриальных стран, в которой правительство практически не контролирует условия работы в частном секторе.
Американцы работают сегодня не только больше европейцев, но даже больше известных своей трудолюбивостью японцев.
Методы определения количества отпускных дней в странах Европы и США существенно различаются. В США это осуществляется работодателями преимущественно в зависимости от продолжительности службы работника, в то время как в странах Европы обычно его величина регулируется постановлениями соответствующих правительственных служб.
Как пишет New Yorker, в среднем американцы имеют четыре недели отпуска (включая праздники). В Западной Европе – те же четыре недели. Однако New Yorker упускает один важный нюанс. Американские рабочие и служащие получают четырехнедельный отпуск в среднем через 15 лет службы или даже больше. Что же касается малого бизнеса, а это становой хребет американской экономики, четыре недели отпуска не может себе позволить не то что рядовой сотрудник, но даже босс. Согласно данным Hewitt Associates, лидирующее положение по продолжительности ежегодного отпуска занимает Дания, где обычным является отпуск в течение 31 дня; за ней с небольшим отрывом идут Австрия и Финляндия — там продолжительность отпуска исчисляется 30 днями. Во Франции и Норвегии этот показатель равен 25 дням, в Германии — 24, в Бельгии, Ирландии, Великобритании, Швейцарии и Нидерландах — 20. В Бразилии - 22 дня, Австралии — 20 дней, Новой Зеландии — 15 дней. США стоят в этом списке вторыми от конца. У нас минимальная продолжительность гарантированного ежегодного отпуска составляет около 10 дней. Такой же по величине показатель имеют Канада и Япония. Пожалуй, только в Мексике он еще меньше — всего 6 дней.
В вопросе предоставления отпускных дней американские компании действуют по одной и той же схеме. Непродолжительные отпуска объясняются необходимостью выживания в конкурентной борьбе на рынке. Причем этот довод вовсю эксплуатируют процветающие, крепко стоящие на ногах фирмы. Такой безжалостной политике способ-ствует отсутствие профсоюзов. Согласно данным Министерства труда, рабочие и служащие в нашей стране в среднем имеют по 9,6 дня оплаченного ежегодного отпуска за первый год работы в компании, 11,5 — после второго, 13,8 — проработав 3 года и 16,9 — после 5 лет работы.
Ссылки на культурные особенности американцев, которые якобы предпочитают больше работать, чтобы разбогатеть, были не так давно опровергнуты в широкомасштабном опросе журнала Parade. Большинство опрошенных, отвечая на вопрос, что бы они предпочли: повышение жалованья на 5 тысяч долларов в год или увеличение продолжительности отпуска, выбрали второй вариант.
Результаты исследования Parade не должны нас особенно удивлять. Так, по данным совместно проведенного опроса (газета USA Today, телекомпания СNN и служба Гэллапа), у 14 процентов американцев абсолютно не остается времени на отдых. Четверо из десяти респондентов пожаловались на ограниченное время отдыха.
Согласно проведенному по заказу веб-сайта headhunter.net опросу, американцы просто устали жить ради работы. Они все больше предпочитают работать для того, чтобы жить. Девять респондентов из десяти признали, что считают важным «качество жизни» на работе. В этот термин вкладываются и взаимоотношения с коллегами и боссом, и предоставляемые льготы, и возможность полноценного отдыха. Шесть опрошенных из десяти готовы поступиться ради этого снижением зарплаты. Почти треть респондентов заявила, что работа должна приносить удовлетворение и стимулировать развитие производственных и творческих навыков.
Вот так. А то - протестантская традиция, протестантская традиция...
comments (Total: 2)