Журналисты... шпионы... предатели...

Тема номера
№12 (518)

В первые несколько лет пребывания Джорджа Буша в Белом доме у него сложились неплохие отношения с прессой. Кое-кто из репортеров называл их даже теплыми и дружественными.
Я охотно в это верю: вспомним только о высоком рейтинге главы государства после свержения режима талибов в Афганистане. В своей книге о Джордже Буше его спичрайтер Дэвид Фрам писал: «Прежде всем казалось, что он самый неподходящий человек для поста президента. Однако внезапный поворот судьбы вынудил его стать человеком, подходящим для этой роли».
Однако довольно скоро взаимоотношения СМИ и Белого дома стали портиться. Сначала последовали корпоративные скандалы, тень которых упала на Буша и вице-президента Дика Чейни, война в Ираке, напомнившая нации о кошмаре вьетнамской кампании, скандалы, связанные с пытками заключенных в тюрьме Абу-Грейб. Эйфория в отношениях президента со СМИ постепенно проходила. Трещинка углублялась, превратившись уже в настоящую пропасть после публикаций разоблачительных материалов об утечках информации из ЦРУ и Агентства национальной безопасности (АНБ). Скандалы привели к невиданному ранее падению популярности Буша.
Сегодня неприязненное отношение обитателей Белого дома к прессе скрыть уже невозможно. Впрочем, они и не пытаются этого сделать. Буш разделяет мнение большинства консерваторов, что американские журналисты придерживаются преимущественно левых взглядов, а значит, необъективны в оценке его политики. Утверждение, на мой взгляд, голословное, стоит только подойти к любому газетному киоску и пролистать хотя бы с полдюжины лежащих на стеллажах изданий. Консервативных и либеральных газет и журналов там почти поровну. Но если Буш во что-то уверовал, переубедить его практически невозможно. К тому же президент очень злопамятен и только внешне выглядит улыбчивым простачком, готовым снисходительно не замечать нападки на него со стороны каких-то там «щелкоперов».
«Он совсем не любезен, скорее наоборот - порой даже склонен к гневу», - отмечает Фрам. - Хотя даже самые главные его хулители признают, что президент необыкновенно любезный человек. Однако, находясь с ним наедине, понимаешь, что он совсем не так симпатичен, каким кажется на публике».
Я могу представить, какое бешенство вызывали и вызывают у Буша публикации и их авторы, живописующие его собственные деяния и деяния возглавляемой им администрации. Помните, как у городничего в бессмертном «Ревизоре»: «Разнесет по всему свету историю. Мало того что пойдешь в посмешище - найдется щелкопер, бумагомарака, в комедию тебя вставит. Вот что обидно! Чина, звания не пощадит, и будут все скалить зубы и бить в ладоши».
Применительно к поступкам нынешней администрации скалить зубы определенно не приходится. Все, что ей сегодня инкриминируется: тайные тюрьмы в Европе, пренебрежение правами обвиненных в терроризме, массовая, а вовсе не выборочная прослушка телефонов американских граждан, желание на все и вся наложить гриф секретности, дабы уйти от ответственности - может вызвать не смех, а возмущение общественности с требованием во всем этом балагане серьезно разобраться. А разборки могут очень далеко завести...
Понятно, что Буш и его неоконсервативная команда стремятся заткнуть журналистам рты. Отсюда и попытки убедить общественность, что вся пресса – левая, и главная задача либеральных «щелкоперов» - накопать больше дешевых сенсаций, способных нанести ущерб не только дорогому Джорджу Уокеровичу, но и всей стране. Ведь президент уверен, что мнение журналистов и редакторов газет о нем самом и его политике не совпадает с точкой зрения рядовых граждан. Последние верят ему, а не «бумагомаракам», пытающимся повредить его авторитету. А раз так, то к ногтю их, пока время есть и власть из рук не уплыла.
«С каким страстным желанием эти люди (обитатели Белого дома.– М.Т.) говорят о возможности заставить журналистов предстать перед Большим жюри, с каким упорством они стремятся не дать хода определенной информации, - подчеркнул в своем интервью коллегам из «Вашингтон пост» исполнительный редактор газеты «Нью-Йорк таймс» Билл Келлер. – В их угрозах так и слышится намек особо ретивым репортерам: смотрите, господа, как бы вам не оказаться обвиненными в предательстве и измене».
Келлер знает, о чем говорит. Напомню, что в декабре прошлого года он и издатель «Нью-Йорк таймс» Артур Сульцбергер были вызваны в Белый дом лично президентом Бушем с целью предотвратить публикацию информации о разрешенном им секретном прослушивании граждан на территории США. Не знаю, насколько радушным оказался прием, но материал в газете все-таки появился, вызвав громкий скандал, волны от которого расходятся до сих пор...
Безусловно, передача в СМИ материалов, на которых стоит гриф «секретно» - это нарушение закона. В то же время сама секретная информация также может оказаться нарушением закона. Пытки в тюрьмах, тайные остроги, прослушки граждан без санкции суда – звенья одной цепи. Как должен вести себя чиновник, госслужащий, столкнувшийся с фактами нарушения должностными лицами закона? Смолчать, умыть руки или все-таки донести до общественности правду?
Исходя из нынешней кампании по борьбе с утечкой секретной информации, сотрудникам федеральных ведомств (ФБР, ЦРУ, генпрокуратуры, АНБ) дали понять: если вы, господа, так уж хотите пострадать за правду – ваше дело. Но если уличим в передаче секретных сведений журналистам - пеняйте на себя.
Оправдание допросам и коллективным проверкам на «детекторе лжи» агентов ФБР, ЦРУ и АНБ дал лично президент. Во время посещения одного из госпиталей в Техасе он заявил журналистам в ходе импровизированной пресс-конференции: «То, что кто-то допустил в прессу утечку информации об этой программе, нанесло серьезный ущерб Соединенным Штатам. Эти люди совершили постыдный акт, оказав неоценимую услугу нашим недругам. А враг ведь не дремлет. Он читает газеты, слушает то, что вы говорите, и реагирует на это. Вполне логично, что мы знаем о некоторых телефонных номерах, которые используют “Аль-Каеда” и люди, связанные с этой организацией. Если кто-то из “Аль-Каеды” звонит вам, мы хотели бы знать, зачем он это делает».
Буш уверил репортеров, что закон не был нарушен. А им ведь, как и ему, было хорошо известно, что «Нью-Йорк таймс», ссылаясь на анонимные источники, отметила, что многие сотрудники АНБ отказались участвовать в секретной правительственной программе, считая ее незаконной.
Как пишет «Вашингтон пост», отдел безопасности ЦРУ проводит сейчас допросы сотрудников, а также проверяет их на «детекторе лжи», пытаясь обнаружить информаторов СМИ. Директор ЦРУ Портер Госс направил специальное послание отделениям своего ведомства в различных городах страны, потребовав от их персонала прекратить любые контакты с прессой.
Надо сказать, что Буш-младший - не единственный президент, который стремится искоренить информаторов в рядах собственного правительства. Так до него поступали другие президенты, например, Ричард Никсон и Рональд Рейган. Однако аналогов столь масштабной кампании против утечки информации с привлечением крупных сил ФБР Соединенные Штаты еще не знали. При этом никто из предшественников Буша не стремился привлекать к ответственности журналистов, грозить им следствием и тюрьмой.
С целью оказать нажим на журналистов Минюст объявил о своем намерении использовать принятый еще в 1917 году закон о борьбе со шпионажем (1917 Espionage Act). На основании этого документа Генпрокуратура грозится отдавать журналистов под суд, если те укажут в своих материалах секретную информацию.
В свою очередь, глава сенатского комитета по разведке, республиканец Пат Робертс заявил о своем намерении значительно расширить перечень секретной информации, за передачу которой сотрудники того или иного федерального ведомства могут быть привлечены к ответственности. Такие попытки уже предпринимались в прошлом. Президент Клинтон наложил вето на аналогичный билль в 2000 году, бывший Генпрокурор Джон Эшкрофт отказался поддержать подобный законопроект двумя годами позже. И вот теперь очередную попытку решил предпринять сенатор Робертс.
Несогласие с планами коллеги по комитету выразил сенатор-демократ Джон Рокфеллер IV. В своем письме Национальному директору по разведке Джону Неграпонте законодатель отметил, что в первую очередь следует наказывать не рядовых сотрудников спецслужб или журналистов, а высшие чины исполнительной власти. Ведь именно они слили в прессу информацию об агенте ЦРУ Валери Плейм. Не кто иной, как главный обвиняемый по этому делу, бывший глава аппарата сотрудников вице-президента Дика Чейни Льюис «Скуттер» Либби заявил буквально следующее. Приказ рассекретить разведчицу был ему спущен с самого верха (“superiors” authorized him to disclose a classified government report”).
Так, может быть, сначала сенатор Робертс (перед тем как начинать “охоту на ведьм”) - привлекать журналистов к ответственности “за шпионаж” в пользу своего же народа должен выяснить, кто же эти таинственные “superiors”, поделившиеся с прессой государственными секретами? Разве по отношению к ним не действует закон о шпионаже 17-го года?


comments (Total: 3)

Вся проблема в том, что менять-то не на-кого! Назовите хотя бы одного человека кто...

edit_comment

your_name: subject: comment: *
To:Olga <br>"Выбранный президент-возврату и обмену не подлежит..."<br> - Еще как подлежит! Уотер-Гейт, например. Или шуры-муры с дамочкой.<br> -А сколько десятков (сотен?) тысяч своих солдат и миллионы "противника" должны погибнуть, чтобы "сравняться" по значимости с прослушкой или этой страдалицей - Левиньски?

edit_comment

your_name: subject: comment: *
И все-таки... Выбранный президент-возврату и обмену не подлежит...

edit_comment

your_name: subject: comment: *

Наверх
Elan Yerləşdir Pulsuz Elan Yerləşdir Pulsuz Elanlar Saytı Pulsuz Elan Yerləşdir