Репетиторская лихорадка
После принятия закона No Child Left Behind Act в США началась своего рода золотая лихорадка. «Золотом» стали миллиарды, выделенные федеральным правительством для претворения этого закона в жизнь, а «золотоискателями» - многочисленные репетиторские компании, ринувшиеся на ловлю счастья и чинов, то бишь, денег.
До принятия упомянутого закона репетиторство в США было вполне респектабельной и процветающей, но не слишком популярной сферой бизнеса. Многие заботливые родители, конечно, и раньше нанимали для своих детей «тюторов» или пользовались услугами известных репетиторских компаний. Но для массового ученика, и особенно ученика малоимущего, такая роскошь как частный репетитор была непозволительна.
Правда, большинство русскоязычных родителей обеспечивали детей репетиторами даже вопреки стесненным обстоятельствам и экономили на чем угодно, лишь бы не допустить превращения своих сыновей и дочерей в двоечников. Да и репетиторов в нашей иммиграции найти было сравнительно нетрудно: бывшие преподаватели, которые по разным причинам не могли работать в американских школах, но горели желанием передать свои знания подрастающему поколению, охотно занимались с нашими мальчиками и девочками.
Вернемся, однако, к No Child Left Behind Act. Закон этот влил свежую струю в репетиторскую сферу, и после его принятия tutoring companies стали расти как грибы после дождя. Но вот оправдали ли эти компании возложенные на них надежды? Главным спонсором No Child Left Behind Act был, как известно, президент Джордж Буш, намеревавшийся с его помощью вытащить из болота систему государственных школ и повысить уровень среднего образования. Президент надеялся, что последствия принятия закона будут соответствовать его оптимистическому названию, и в американских «паблик скулз» ни один ребенок не останется позади, уныло плетясь следом за своими более успешными сверстниками. А подтянуться и встать в строй отстающим детям помогут энергичные и знающие тюторы, оплачиваемые федеральным правительством.
По No Child Left Behind Act школы, которые три года подряд не смогли решить поставленные перед собой академические задачи, должны предоставить отстающим детям возможность заниматься с репетиторами. В роли репетиторов могут выступать представители самых разных компаний, объединенных названием supplemental education service providers. Причем эти компании должны пройти педантичную проверку и получить от властей штатов сертификаты, дающие им право «натаскивать» ленивых или не слишком сообразительных школьников. В законе есть еще одна оговорка, – от самих детей не требуется, чтобы они в обязательном порядке занимались с репетиторами. Эта оговорка, конечно, соответствует духу свободной страны, но, как выяснилось, мешает успешному претворению закона в жизнь.
Судя по статистическим данным, лишь половина американских школьников, имеющих право на занятия с репетиторами, пользуются этим правом.
Что самое удивительное, равнодушие или недоверие к репетиторам проявляют не только дети, но и их родители. Казалось бы, они должны радоваться перспективам, которые открывает для их отпрысков No Child Left Behind Act. Федеральное правительство выделяет огромные суммы на оплату труда тюторов, так что родителям не приходится им платить. Зато родителям принадлежит решающее слово в их выборе, а выбор довольно широкий: частные компании, общественные организации, школьные округа и некоммерческие группы рады предложить мамам и папам квалифицированных (или не очень) репетиторов для их сыновей и дочерей.
По оценкам Center on Education Policy (Центра по образовательной политике), научно-исследовательской группе в Вашингтоне, 49% репетиторов – представители частных коммерческих фирм. Среди этих фирм есть широко известные, давно основанные и весьма респектабельные. Например, Huntington Learning Center, Princeton Review или Sylvan Learning Center. А есть и новички, всплывшие на гребне закона Буша и не всегда достойные доверия. Возможно, некоторые из них руководствуются благими намерениями, но других, безусловно, привлекает возможность получить федеральные деньги.
Впрочем, и среди новичков есть фирмы, уже успевшие завоевать популярность. Так, немалым успехом пользуется сравнительно новая всеамериканская сеть под названием Club Z Tutoring, которая предоставляет отстающим ребятам возможность в индивидуальном порядке, и притом на дому, заниматься с репетиторами.
Так почему же мальчики и девочки, не отличающиеся академическими успехами, а также их мамы и папы, далеко не всегда пользуются услугами тюторских фирм? Не исключено, что многие родители о новых порядках попросту не знают. Другим, наверное, безразлично будущее их детей. А третьи вполне могли разочароваться и в законе Буша, и в его последствиях.
Судя по докладу, который был на днях опубликован в Нью-Йорке, последствия эти в ряде случаев – самые плачевные. Автор доклада Ричард Кондон, возглавляющий агентство, которое занимается расследованиями в системе нью-йоркских городских школ, сосредоточился на деятельности тюторских компаний в 2003-2004 и в 2004-2005 учебных годах. И хотя в целом эта деятельность снискала одобрение Кондона, ряд отклонений от этических и моральных норм показался ему вопиющим.
Оказалось, что, в погоне за федеральными деньгами, многие репетиторские компании не гнушались средств и шли, как говорится, на все. Давали директорам школ взятки, завлекали детей с помощью подарков и даже нанимали людей с сомнительным, порой уголовным прошлым. Доверять детей бывшим преступникам, согласитесь, родителям не очень хочется. Лучше пусть ребенок останется двоечником, чем будет заниматься у тютора, вчера еще сидевшего за решеткой!
В придачу, оказалось, что и администрации школ не всегда проявляли бдительность или щепетильность. Сознательно или по ошибке они давали репетиторским компаниям конфиденциальную информацию о школьниках, включая номера их телефонов. А уж предприимчивые репетиторы знали, как этими номерами пользоваться: без конца звонили детям и их родителям и всеми правдами и неправдами пытались навязать им свои услуги.
По словам Дэвида Кантора, пресс-секретаря нью-йоркского департамента образования, репетиторская сфера неожиданно превратилась в своего рода Дикий Запад, а сотрудники департамента оказались в окружении бойких и настойчивых предпринимателей, которые, как мухи на мед, слетелись на заманчивую перспективу получить федеральные средства. Невольно вспоминается Паниковский, следующий по пятам за Корейко и назойливо требующий: «Дай деньги, деньги дай!»
По данным департамента образования, в 2004-2005 учебном году тюторские фирмы нашего города получили в общей сложности 74.3 миллиона долларов. При этом лишь половина из 215,000 отстающих школьников Нью-Йорка воспользовалась своими новыми правами и прибегла к услугам этих фирм.
Расследование Кондона, опросившего более ста человек и изучившего кипы документов, началось в сентябре 2004 года. Поводом послужила жалоба одного из городских чиновников на репетиторскую компанию Platform Learning, основанную в 2003 году. Чиновник этот утверждал, что представитель Platform ходил по школам и предлагал директорам взятки в размере до 5,000 долларов. Директора, со своей стороны, должны были предоставить этой фирме по 100-150 отстающих учеников. Впрочем, некоторые директора сами вымогали деньги в обмен на «души». Так, Каспер Касиоппо, директор одной из квинсовских школ, потребовал у представителя Platform Learning Майкла Дэйвиса дать ему 2,000 долларов в обмен на большую группу двоечников. В ходе расследования Касиоппо прикинулся дурачком и заявил, что считал подобную сделку дозволенной. Тот же Майкл Дэйвис вложил 500 долларов в стипендионный фонд другой, на сей раз бруклинской школы, хотя директор этой школы, Эверетт Хьюз, денег от него не требовал. Другой сотрудник Platform Learning внес 1,500 долларов в казну одной из школ в Манхэттене. А третий представитель этой «щедрой» фирмы предложил еще одному школьному директору оплатить его поездку в Пуэрто-Рико.
Такую же завидную щедрость Platform Learning проявляла по отношению к школьникам. Им раздавали подарочные карточки, плейеры, билеты на спортивные состязания. Когда подарки не срабатывали, в ход шли угрозы и обман. Узнав адреса школьников от директоров, представители Platform Learning наведывались к ним домой и утверждали, что если они не воспользуются помощью репетиторов, то не будут получать в школах бесплатные ланчи.
Но больше всего Кондона поразило, что некоторые репетиторы, нанятые Platform Learning и другой компанией Newton Learning, оказались на поверку бывшими уголовниками, которые сидели в тюрьме за такие серьезные преступления, как покушение на убийство, ограбление и торговля наркотиками.
Руководители репетиторских компаний, попавших под огонь Кондона, утверждают, что его обвинения несколько преувеличены и к тому же устарели. Мол, они, компании, уже исправили ошибки и теперь ведут борьбу за учеников честно, не прибегая к сомнительным методам и не приглашая на работу грабителей и убийц. А Кондон, со своей стороны, подчеркивает, что описанные им в докладе методы не были «достоянием» исключительно упомянутых двух компаний – к аналогичным методам прибегали многие другие.
Сейчас провинившихся представителей тюторских фирм не подпускают близко к школам, а департамент образования думает о том, как наказать провинившихся директоров. Борьба за детей и за федеральные деньги тем временем продолжается. Возможно, после доклада Кондона эта борьба действительно примет более цивилизованный характер, во всяком случае, в Нью-Йорке. Возможно, репетиторская лихорадка пойдет на спад, и Дикий Запад превратится во вполне безопасную зону. И возможно No Child Left Behind Act окажется в конечном итоге эффективным законом. Но пока в репетиторской сфере царит закон джунглей, поэтому родителям, при выборе тюторов для своих детей, следует быть очень осмотрительными.