РЕВОЛЮЦИОННЫЕ РОЗЫ В ТРАУРНЫХ ЛЕНТАХ
Впервые после прихода Михаила Саакашвили к власти в Грузии многотысячная толпа собралась перед зданием парламента не для того, чтобы вместе с харизматичным президентом отметить один из очередных праздников. Здесь вновь звучало многоголосое: “Цади! Цади!” (“Уходи! Уходи!”) и вновь колыхались над толпой розы. Но призыв был обращен уже не к Эдуарду Шеварднадзе, а к недавнему всеобщему кумиру Саакашвили. У цветов же черенки были обвязаны черными ленточками – в знак крушения надежд, связанных с “революцией роз”. На том самом месте проспекта Руставели в Тбилиси, где за последние 16 лет народ протестовал и против Советской власти, и против президентов Гамсахурдиа и Шеварднадзе, торговый люд страны и оппозиционные партии провели грандиозную акцию протеста. По официальным данным, они собрали 6 тысяч недовольных, по их собственным – 14 тысяч, СМИ сходятся на средней цифре в 10-12 тысяч. Но эта разница не так уж принципиальна. Принципиально важно то, что молодой президент и его соратники в парламенте и правительстве получили в эти дни то, с чего сами начинали борьбу с прошлой властью, - мирную демонстрацию, имеющую претензии уже к их собственной власти.
Плачет на ярмарке ухарь-купец
Вообще-то недовольные люди пытались выйти на манифестации и раньше. Конечно, их было намного меньше, а сама власть тут же применяла к ним силу, не вступая в переговоры. Водители городского транспорта, еще в советские времена приехавшие в Тбилиси на работу и так и не дождавшиеся обещанных им квартир, уже пытались расположиться на матрасах перед мэрией на площади Свободы вместе с тбилисцами, чьи дома пострадали во время землетрясения 2002 года. Их разогнали, не считаясь с возрастом и полом, и сами власти потом признали, что командир спецназа дал приказ на чересчур жесткие действия. В прошлом году на проспекте Руставели от полиции досталось спортсменам, требовавшим освобождения известных борцов, задержанных за рэкет. Справедливости ради надо сказать, что тех задержали за дело. Но объяснить это разгоряченным людям никто не пытался, “слово” предоставили спецназу. В других городах страны дубинки то и дело применяются против торговцев, недовольных закрытиями различных рынков. Регулярно разгоняют беженцев из Абхазии, самовольно захватывающих дома и пытающихся перекрывать дороги. Кстати, именно перекрытие трасс и есть основной повод для всех разгонов: кричите, что хотите, но блокировать движение по магистралям законом запрещено! И за подобное блокирование в сельских районах разгоняли людей, протестующих то против проблем с электричеством, то против несправедливого распределения земель. С таким усердием при Шеварднадзе силовые меры применялись лишь против сборищ звиадистов – сторонников свергнутого президента Гамсахурдиа. А нынешняя строгость власти устрашила даже лихих водителей “маршруток”, которым запретили ездить по центру Тбилиси и которых сильно сократили в количестве. Они тоже грозили многолюдными акциями, но и до них дошли слова Саакашвили о том, что он еще потерпит демонстрации численностью до 2 тысяч человек, но если на акцию выйдет больше людей, то пусть они пеняют на себя. И вот в марте антиправительственная акция в центре Тбилиси все-таки состоялась.
Поводом к этому послужил закон об обязательном использовании кассовых аппаратов во всех торговых точках страны. А в этой стране, между прочим, десятки тысяч людей живут только тем, что перепродают товары, привезенные из Турции и России. Делается это, в основном, на “базробах” – оптовых рынках, рассчитанных на весьма скудный карман жителей Грузии. Торговцев повергло в ужас известие о том, что и на этих “базробах”, и на обыкновенных аграрных рынках им надо будет тратиться на кассовый аппарат ценой минимум в $150, платить за его использование, да еще выплачивать налог с учтенных этим аппаратом продаж. “Суди сам, - сказала мне Нино, торговка из Хашури, - аппарат покажет, что я продам товара лари на 100, значит, налог надо платить, исходя из этого. Но я же имею с этих денег лишь 50-60 лари, а товар получаю без всяких накладных и фактур так что, вскоре вовсе разорюсь... Ты слышал, чтобы где-нибудь в мире на базарах кассовые аппараты стояли? Все платят фиксированный налог, и мы хотим того же”. В унисон с простой торговкой против нововведения резко протестуют и владельцы небольших торговых точек. Газета “Алиа” объясняет это, исходя из специфики торговли в Грузии, не очень понятной странам с развитой рыночной экономикой: “С помощью кассовых аппаратов Налоговая инспекция сможет жестче контролировать доходы предпринимателей, и те будут вынуждены нанимать специалистов для правильной выплаты налогов и ведения бухгалтерии. Поэтому, чтобы сохранить прибыль, предприниматель поднимет цену на продукцию. В нее войдут налог от дохода, социальный налог, НДС, и она ляжет непосильной ношей на потребителей”. В общем, газета предрекает, что кассовые аппараты удорожат жизнь в стране на 67%.
А вот оппозиционная Лейбористская партия задумалась о том, почему власти так неуступчивы в этом вопросе. Ее представитель Сосо Шатберашвили заявил, что за четырьмя компаниями, завозящими кассовые аппараты в страну, стоят премьер-министр Зураб Ногаидели, председатель парламента Нино Бурджанадзе и начальник Финполиции Давид Кезерашвили. А тут еще у всех перед глазами печальный пример, о котором я уже писал. Когда от киосков, торгующих печатной продукцией, потребовали установки кассовых аппаратов, они вмиг закрылись, нанеся огромный урон распространителям и издателям газет и журналов. Что и вынудило парламент отложить новшество на год. Но для остального торгового люда такого исключения сделано не было. Закон о злополучных аппаратах должен был начать действовать с 1 марта. Но не начал, потому что торговцы вышли на улицы в Батуми, Хоби, Сенаки, Зугдиди, Марнеули, Гори, а потом и присоединились к своим собратьям в Тбилиси. Они утверждают, что раньше власти препятствовали их появлению в столице, запугивая водителей, которые должны были их везти. Но на этот раз они все же доехали – оппозиционные партии помогли с транспортом. Добрались до столицы и торговцы с самых крупных оптовых “базроб” в тбилисском пригороде Лило. Один раз они уже пытались протестовать у здания Госканцелярии, а вернувшись, увидели свои ларьки и будки заколоченными - постарались полиция с администрацией. Хотя министр финансов Алекси Алексишвили и утверждал, что руководители всех рынков последуют примеру директора одной из лилойских “базроб”, заявившего, что он возьмет кредит, закупит кассовые аппараты и продаст их в рассрочку своим подопечным. Сейчас торговцы и у заколоченных киосков, и в пока еще действующих базарных рядах хотят одного: отсрочить вступление в силу пугающего их закона и оставить для мелких предпринимателей фиксированный налог.
О том, как смягчить накал страстей, задумался за несколько дней до акции протеста не только глава Минфина. Спикер парламента Нино Бурджанадзе раскритиковала правительство за ажиотаж вокруг кассовых аппаратов: “Не было проведено никакой разъяснительной работы среди населения и мелких предпринимателей, им не раздали информационных буклетов, не проинформировали, какие плюсы и минусы у кассовых аппаратов”. Спикер убеждена, что “парламент часто принимает правильные решения, но ажиотаж поднимается, как правило, из-за того, что народ своевременно не информируется. Правительство обязано рассчитать все превенции». Ей вторит и вице-спикер Михаил Мачавариани: «Вместо того чтобы объяснить народу, что такое кассовый аппарат и зачем он нужен, людей начали запугивать». Бурджанадзе поручила Минфину разработать предложения о том, как «довести» необходимость кассовых аппаратов до сознания народа.
Власть моя, ты услышь меня!
Но народу так и не успели объяснить необходимость новации, и многотысячная акция протеста состоялась впервые за последние почти 2,5 года. Прошла она мирно, хотя в толпе были слышны и мат, и угрозы в адрес президента и правительства. Люди подчеркивали, что у них нет никаких политических требований – их волнует лишь обязаловка с пресловутыми аппаратами. Полиция выждала, пока протестующие не выплеснулись на проезжую часть проспекта, а затем патрульные машины вытеснили оттуда митингующих. Несмотря на накал кавказских страстей, на первый раз все обошлось без травм. Но лидер Консервативной партии Коба Давиташвили заявил, что акция проводилась с разрешения городских властей, значит перекрывать дорогу было можно: «Власти выбрали метод насилия, и мы отправимся к Госканцелярии, чтобы потребовать ответа от президента”. Следом за ним отправились тысяч пять. Стояние у рабочей резиденции президента особых результатов не принесло. И когда люди разошлись, на крайний шаг пошли парламентарии-оппозиционеры. Прямо в приемной премьер-министра демократы Коба Давиташвили, Звиад Дзидзигури, Бежан Гунава, Бидзина Гуджабидзе и представитель фракции “Новых правых” Кока Гунцадзе объявили голодовку, требуя создания специальной комиссии для переговоров с торговцами. Они еще раз подчеркнули, что пока не выдвигают политических требований, но если премьер, “который под разными предлогами отказывается от встречи со ждущими его в приемной депутатами”, не выйдет к ним, голодовка может приобрести политический характер, и “вся ответственность за случившееся будет возложена на правительство”. После долгих раздумий Зураб Ногаидели все же согласился на встречу, но диалога не получилось. Хотя Давиташвили напомнил ему, что, идя к власти, они вместе обещали содействовать развитию малого бизнеса и мелким торговцам. Из ответа премьера выяснилось, что кассовые аппараты имеют общегосударственное, стратегическое значение: “Если мы откажемся от их внедрения, страна вновь будет в том непонятном положении, в котором находится. Мы недосчитаемся денег, которые нужны для зарплат, пенсий, усиления армии. И мы не свернем с избранного пути, тем более что эти деньги торговцы платят, но они идут в чужие карманы, а надо, чтобы шли в госбюджет”. К этому Ногаидели добавил, что больше с оппозицией говорить не о чем, а торговцы должны подчиняться закону, а не устраивать акции протеста.
На следующий день протестующих было намного меньше, и они простояли лишь около двух часов. После чего оппозиция сообщила всем, что правительство собирается пойти на уступки и готово начать диалог с оппозицией: “Нам обещали, что штрафные санкции за отсутствие кассовых аппаратов у мелких торговцев пока применяться не будут”. Все разошлись, решив дать правительству срок до 15 марта и пригрозив вывести на улицы уже 30 тысяч человек. Но уже наследующий день вице-спикер парламента Мачавариани заявил, что ни правительство, ни парламентское большинство ни на какие уступки идти не собираются. Оппозиция объяснила это тем, что “Мачавариани погрозили пальцем, и он взял свои слова назад”.
Так что, когда вы прочтете этот номер газеты, в Грузии уже пройдут новые акции протеста. Причем торговцев, которые оказались главной протестной силой страны, поддерживают и другие обиженные. Участники военных действий в Абхазии и Южной Осетии, получающие мизерные пенсии, недовольны потерей льгот на коммунальные услуги, свертыванием программ по их трудоустройству, бесплатному медицинскому обслуживанию и грозят “привезти в Тбилиси столько людей, сколько будет нужно”. Азербайджанское население Восточной Грузии недовольно закрытием крупного оптового рынка в Садахло, на границе с Азербайджаном и Арменией. Там торговали представители всех трех стран. Неутомимый оппозиционер Коба Давиташвили побывал и там, назвав закрытие популярного рынка незаконным и пообещав “придать недовольству местного населения законные формы”. Кроме того, оппозиция может привлечь к своим акциям и медиков, и педагогов средних школ, и ученых, и преподавателей вузов – все они тоже очень недовольны радикальными реформами в своих сферах.
А что же делали власти в преддверии новых протестных манифестаций? Один из лидеров парламентского большинства Давид Киркитадзе назвал эти манифестации, конечно же, инспирированными из Москвы: “Они финансируются, организуются и управляются российскими спецслужбами, и на руку тем, кого не устраивает стабильность в Грузии - Москве и ее сателлитным партиям у нас”. Между тем даже при самой буйной фантазии очень трудно увидеть московских наймитов в грузинских лейбористах, новых правых, консерваторах, республиканцах и ветеранах войн в мятежных автономиях. А Лейбористская партия словами не играет. Она внесла официальное уведомление в Тбилисскую мэрию о проведении новых массовых акций протеста на проспекте Руставели в течение нескольких дней с 15 до 24 часов. И подчеркнула, что могла это сделать и почтой, но предыдущее уведомление почта в мэрию так и не доставила. Число же людей, которые оппозиция обещает выводить к парламенту, снизилось с 30 тысяч, названных ранее в митинговом запале, до 15 тысяч. Что более реально. И довольно опасно в перспективе на будущее. Ведь нынешняя власть, вознесшаяся на волне митинговых страстей, не может не помнить, что и она начинала с социальных требований. Которые известно, чем закончились, когда с протестующими не пошли на диалог.
comments (Total: 1)