Грузию пугают «Сирийским сценарием»
В мире
Стрела громкого сенсационного скандала, пущенная грузинской оппозицией в правительственный стан, неожиданно обернулась бумерангом, превратившим обвинителей в оправдывающихся. И пока власти обвиняют своих оппонентов в служении российским интересам, общественность Грузии всерьез опасается, что правящая команда может применить силу для победы на предстоящих осенью парламентских выборах.
Заявление, обсуждение которого не сходит с телевизионных экранов и первых полос газет, сделал бывший постпред Грузии в ООН Ираклий Аласания (ныне он возглавляет партию «Свободные демократы», входящую в оппозиционную политическую коалицию олигарха Бидзины Иванишвили). Аласания утверждает, что в различных частях страны и, в первую очередь, в Самегрело, граничащей с Абхазией, по личному указанию Михаила Саакашвили создаются незаконные вооруженные отряды, что президент дал такое распоряжение прокурору региона Ролану Ахалая и его сыновьям, один из которых – министр обороны, а второй контролирует войска МВД. «В свою очередь клан Ахалая, обладающий абсолютной властью в Самегрело, дал конкретные задания должностным лицам правоохранительных органов, которые и формируют такие отряды», – утверждает оппозиционер. И ссылается на «детальную, подтвержденную проверкой информацию, полученную от обычных граждан» - о том, где располагаются, из кого состоят, как финансируются и чем вооружены эти отряды. Аласания не сомневается: именно эти формирования власти используют во время выборов «для запугивания, преследования, а в ряде случаев - и для физической расправы над инакомыслящими, сторонниками и активистами оппозиции». Более того, он опасается, что события могут пойти по «сирийскому сценарию»
Кстати, еще в октябре прошлого года мегрельская региональная организация движения «Защити Грузию» сообщала: власти создают криминальные вооруженные группировки для запугивания народа. По ее данным, «в зависимости от величины населенного пункта эти группировки состоят из 10-100 человек, частью – специально натренированных людей, частью – ветеранов с боевым опытом, частью – криминалов». Утверждалось, что они получают «определенное вознаграждение» и проходят подготовку на военной базе в Сенаки, что по Грузии их численность достигает 25 тысяч».
В отличие от тех заявлений, нынешний обвинитель властей не захотел в деталях обнародовать все, что ему известно - исходя из государственных интересов, мол, «Грузия практически находится в военном противостоянии с Россией». Поэтому полная информация была представлена только Совету национальной безопасности. Для немедленного реагирования. Пока там разбирались с полученными материалами, отреагировало руководство страны. Причем, в выражениях, далеких от политеса.
Саакашвили назвал заявление Аласания «идиотизмом, который хорошо созвучен планам одной конкретной страны» (легко догадаться, что это Россия), глава МИД Григол Вашадзе – «шизофреническим бредом, не достойным комментария», министр обороны Бачо Ахалая – просто «бредом». При этом последний сообщил, что в Западной Грузии попросту идет формирование резерва Вооруженных Сил, и ни о каких незаконных формированиях для использования в политических целях и речи быть не может. А президент еще и посоветовал «не играть с подобными темами даже в своих фантазиях и не угрожать Самегрело сирийским сценарием, который означает тысячи погибших, сотни разрушенных зданий и обезглавленных детей».
Примерно через неделю после этого Совбез сделал два шага – вполне ожидаемый и неожиданный. Как и следовало предположить, он опроверг существование тайных отрядов, но при этом опубликовал полученные материалы на своем сайте. Сообщив, что в них «всего лишь перечислены имена и фамилии действующих или бывших военнослужащих и полицейских».
«Было бы лучше, если бы Аласания выступил после того, как узнал нашу позицию, - заявляют в Совбезе. – В стране существуют полиция, армия и военный резерв, выполняющие свои функции. А провокационные заявления и попытка приклеить им ярлык незаконных вооруженных формирований безответственны и возмутительны».
По 12 адресам, где, по данным Аласания, должны базироваться отряды, хлынули журналисты. В зугдидской организации «Свободных демократов» им заявили, что власти угрозами привлекают сторонников свергнутого в 1990-е годы Звиада Гамсахурдиа. И что на следующий день после заявления, всколыхнувшего всю страну, приехали высокие чины Минобороны, «сменившие места дислокации «бандформирований». На сайте presa.tv все же появился репортаж о том, как в доме за большим забором собираются какие-то крепкие парни. Автор сюжета утверждает: у нее есть доказательства того, что у 90% членов таких групп - криминальное прошлое, и «еще Шеварднадзе использовал их в Абхазии, в войне за единство Грузии». Такие ж сообщения продолжают распространять в Интернете и пользователи социальных сетей.
Отдельная тема – то, что речь может идти о резервистах. Во время «разборок» с заявлением Аласания Совбез сделал еще одно сообщение. Оказывается, сейчас разрабатывается новая концепция резервной воинской службы двух видов. Первый предназначен для пополнения в случае необходимости пехотных войск, служба в нем будет обязательной, а «в ряде случаев» – добровольной. Второй будет состоять уже только из добровольцев, его задача – «территориальная самооборона, участие в определенных тыловых операциях и оказание помощи гражданским властям в критических ситуациях».
Для воплощения в жизнь всего этого «в будущем за концепцией последуют конкретная стратегия и доктрина создания резерва, которые, в итоге, получат вид закона».
Вот и возникает у оппозиции вполне законный вопрос: о каком уже формируемом в Самегрело военном резерве можно говорить, если все эти концепции, стратегии и доктрины только разрабатываются, если еще нет соответствующего закона, а значит - и бюджета на содержание подразделений.
В коалиции «Грузинская мечта» прямо заявили, что власти пытаются «поместить в правовые рамки беззаконие, которое творится в Западной Грузии». К тому же утверждается, что в «списке Аласания» - люди, судимые за тяжкие преступление, то есть, не имеющие права работать в силовых структурах, поэтому решено «узаконить их объединения».
И тут в самый разгар скандала сказала свое слово Москва. Заместитель министра, статс-секретарь МИД России Григорий Карасин заявил, что в последние месяцы обострилась обстановка на грузино-абхазской границе. Мол, там не только погибли несколько человек, но еще и «появились некие вооруженные формирования, что подтверждают и грузинские оппозиционные политики». В унисон ему высказались в Сухуми.
И в Грузии на Аласания с соратниками посыпались обвинения не только в безответственности и идиотизме, но и в прямом пособничестве главному противнику.
Особенно активен парламент, цитируемый всеми СМИ. Депутатское большинство считает: «Это антигосударственное заявление дало повод российской и абхазской сторонам сделать провокационные заявления, направленные против интересов Грузии. Когда политик затрагивает такую чувствительную тему, он должен с большей ответственностью думать о последствиях. Хотя нельзя исключить, что заявление Аласания и «Грузинской мечты» от начала до конца согласовано с российской стороной».
В Комитете по внешним связям идут еще дальше: «Уже стало традицией, что заявления команды Иванишвили звучат в унисон с заявлениями высокопоставленных должностных лиц Российской Федерации. Слова о вооруженных группировках и сравнение с Сирией не просто безответственны - они служат интересам нашего врага».
Оппозиционерам пришлось оправдываться и заверять, что их заявление сделано, так сказать, для внутреннего пользования. «Аласания лишь сообщил о существовании незаконных вооруженных формирований, и не говорил, что они представляют опасность для кого-нибудь, кроме грузинской оппозиции. Заявление было сделано в связи с внутренним положением в стране и любая другая интерпретация не имеет права на существование», - заверяет пресс-спикер «Грузинской мечты».
Ну а грузинское общество, в котором почему-то мало кто сомневается в истинности заявления Аласания, разделилось на оптимистов и пессимистов. Первые надеются, что отряды расформированы, так как их удалось вовремя разоблачить. Вторые не сомневаются, что все продолжается, изменены только места дислокации. А те, кто верят в идеалы демократии, предлагают создать общественную комиссию для детального изучения этого вопроса. Да только кто же позволит общественности совать свой нос в подобные дела, да еще накануне выборов?
comments (Total: 1)