В чужом дворе
Бытует мнение, что детям вновь прибывших иммигрантов адаптироваться к новой жизни в Соединенных Штатах не составляет особого труда. Мол, основной груз ответственности за «американизацию» взвален на плечи родителей. Именно родителям придется попробовать на вкус все «прелести» первой работы в США. Которая, как вы видели из нашего недавнего экспресс-опроса «Моя первая работа в Америке», в большинстве случаев не отличается разнообразием и оригинальностью.
Как оказалось, в реальности все намного сложнее. С помощью экспресс-опроса - проверенного способа изучения общественного мнения - мы решили выяснить, насколько сложно адаптироваться нашим детям и с какими основными трудностями они столкнулись в первые дни (месяцы, годы) новой американской жизни.
В опросе принимали участие дети и их родители.
Как тяжело ваши дети перенесли иммиграционную адаптацию?
С какими трудностями они столкнулись, попав в США?
Влад, 48 лет (отец)
ЖенЯ, 19 лет (сын)
Влад: Женя тяжело перенес переезд. Помню, как на третий день пребывания в Нью-Йорке он подошел к матери и сказал - «Мам, а может быть обратно поедем? Что нам делать в этой Америке? Мы же в Баку жили в сто раз лучше, чем здесь...» Мать не могла ему ничего ответить, потому что сын был совершенно прав. В Союзе у нас была трехкомнатная квартира. У Женьки - своя комната, куда он постоянно приглашал друзей, а их у него была куча. Там он был счастливым подростком с ярко выраженными лидерскими качествами.
И вот мы в Америке... Ютимся в тесной студии - все в одной комнате. Зарабатываем гроши. Я даже на карманные расходы сыну не мог дать денег, считал каждый цент.
В школе он постоянно дрался. Причем преимущественно с русскоязычными ребятами. Кто-то обзовет его - и он сразу бьет в зубы. Хотя авторитет у ровесников заработал быстро. Мальчишки тянулись к нему, чувствовали в нем силу.
Женя: Да я бы и сейчас с удовольствием уехал назад. Жить, конечно, можно в любой стране. Но лучше всего в той, в которой ты родился.
Первый раз я всерьез испугался иммиграции, когда увидел своего отца, властного и целеустремленного человека, в отчаянии. Он не ожидал, что все выйдет именно так. Работал на стройке. Приходил домой уставший, разбитый. Садился на диван и молчал. На него было страшно смотреть. Я понял, что он может сломаться в любой момент...
Мне было нисколько не легче. Меня раздражало абсолютно все - от разодетой американской молодежи до местной еды. Проблем было навалом. Главная - отсутствие надежных и преданных друзей. Только благодаря своей хладнокровности и упорству мне удалось «прижиться» в США.
Давид, 54 года (отец)
Игнат, 22 года (сын)
Давид: Детям намного легче адаптироваться к американской системе. Прежде всего потому, что их голова не забита главными заботами родителей - заработать денег и прокормить семью.
Дочка, ярая противница нашей иммиграции, через неделю проживания в Америке познакомилась с молодым человеком, который уже через 6 месяцев стал ее женихом. Безумная любовь помогла ей влиться в американскую струю. На одном дыхании выучила язык, закончила колледж и родила ребенка. Ведь главное в человеческой жизни - стимул. Если он есть, то любые горы будут покорены.
А вот сынишке пришлось несладко. На момент переезда ему только исполнилось 13. Поначалу он не мог нарадоваться, что находится в Штатах. Помню, как-то зашел с ним в магазин игрушек, купил ему какую-то игровую приставку. У него от радости аж глаза заслезились. Казалось, сбылись его мечты.
Но прошло некоторое время, и он стал впадать в депрессию. Возможно, из-за того, что мы не могли уделять ему много времени. Парень оставался один. Как-то он попросил нас подарить ему щенка. С ребятами общался с трудом. Он патологически боялся английского языка. Все изменилось, когда сын попал в детский летний лагерь, где были русскоязычные дети. Именно там, на мой взгляд, он освоился и осмелел.
Игнат: С самыми большими трудностями мне пришлось столкнуться в школе. Хорошо помню трех афроамериканцев, которые всячески измывались надо мной. Говорили что-нибудь гаденькое на английском, а я не мог понять, что именно. А они хохочут надо мной. Стыдно признаться, но я попросту боялся их. Вообще, в американских школах каждый сам за себя. Человек без надежных друзей просто обречен.
В начале 90-х США переживали баскетбольный бум. Все подростки, и девочки в том числе, играли в баскетбол. Я же даже мяча в руках никогда не держал. И вот эта игра в баскетбол - второе ужасное воспоминание из школьного отрезка жизни. Играл плохо. Ровесники меня ненавидели, когда из-за моих досадных ошибок мы проигрывали матч. С тех пор баскетбол терпеть не могу.
Инга, 46 лет (мама)
Анна, 18 лет (доЧь)
Инга: Когда мы приехали в Америку 7 лет назад, двум нашим дочерям было 14 и 11 лет. На мой взгляд, их адаптация к новой жизни прошла вполне спокойно. В «старом свете» они часто ссорились и спорили по пустякам. Здесь же стояли друг за друга горой. Сестринская дружба помогла преодолеть им многие трудности. Правда, первое время младшенькая, Анна, немного скучала по школьным подругам в Украине. Каждый раз ревела, когда смотрела на их фотографии.
Анна: Сейчас я уже многое подзабыла. Помню мне очень трудно было найти друзей в Америке. Все отворачивались от меня. Никто не хотел брать меня в свою компанию. В школе я общалась только со старшей сестрой Юлей. Она заступалась за меня, когда случались ссоры с одноклассниками.
А вот с английским никаких проблем не было. Еще в Харькове я неплохо выучила его благодаря своей тете - профессиональному переводчику. В Нью-Йорке уже я учила английскому родителей.
Дениз, 22 года
Мне было 17, когда мы иммигрировали в Америку. Первые восхищения Нью-Йорком быстро сменились страхом. Я поняла, что здесь нашу семью никто не ждал и чтобы чего-то добиться в США, нам придется пройти долгий путь.
Меня шокировала американская молодежь своей развязностью и беспечностью. Родители одноклассников работали в банках и крупных корпорациях, занимали высокие должности. Мой же отец зарабатывал копейки, работая хаускипером. Мама ухаживала за пенсионерами.
Окунувшись в американское общество, я поняла, что мы находимся в самом низу, относимся к самому бедному классу. Мы с мамой всерьез подумывали уехать назад в Беларусь. Только отец, который всегда все решал в семье, был категорически против возвращения.
Вы даже представить себе не можете, как мне было тяжело. Просто я тщательно скрывала свои переживания от родителей. Им и так приходилось несладко, а тут еще дочь истерики устраивает. Я терпела, стиснув зубы.
Джек, 12 лет
С первого дня в США родители каждый день говорили мне, чтобы я гордился тем, что отныне являюсь американцем. Еще папа сказал мне, что, если я буду хорошо учиться, он покажет мне Диснейленд, а его я мечтал увидеть всю свою жизнь. И вот прошлым летом мы ездили всей семьей в Орландо. Замечательно провели время.
Жить в Америке мне нравится намного больше, чем в России. Здесь больше развлечений, парков и аттракционов для детей. Кстати, в ближайшем будущем я смогу реализовать еще одну мечту - стать настоящим полицейским.
Никаких проблем в Америке не ощущал. Английский язык быстро выучил на специальных курсах, куда ходили такие же дети, как я. Дети здесь намного добрее и умнее, чем в России.
Ирэн, 24 года
Когда мы приехали в Америку, здесь уже восемь лет жил мой дед. Он все рассчитал и все подготовил для нашего переезда. Отец пошел работать таксистом, мать устроилась поваром. Дед же занимался со мной английским. Мне на тот момент было 18 лет. С ностальгией вспоминаю то время. Дедушка никогда не терял оптимизма. Вечно шутил и веселил свою единственную внучку. Хотя учитель английского из него, признаться, был никудышный.
Благодаря его оптимизму и постоянному присмотру за мной, первый год иммиграции пролетел довольно быстро. И это несмотря на то, что дед был единственным моим другом в Америке.
Учиться в колледж я пошла на третий год жизни в Нью-Йорке. Никакого дискомфорта в период учебы не ощущала. Это были лучшие годы моей жизни.
Если о тебе кто-то заботится, кто-то тебя любит, то жизнь всегда будет легкой. И неважно где - в Америке или России.
Ринат, 48 лет
Многие родители уверены, что дети переживают иммиграцию легко. Это так, если возраст вашего ребенка не превысил 9-10 лет. Если же вашему чаду 12-17, то избежать нервных срывов вряд ли удастся.
Здесь дети впервые не могут рассчитывать на своих родителей. Сами знаете, что иммиграция сильно бьет по авторитету вновь прибывших. Здесь уже без разницы, кем человек был в прошлой жизни. Физически крепким мужикам мытья посуды и переноски тяжестей вряд ли удастся избежать. Наши дети видят это и понимают, что их родители далеко не идеальны и не являются супергероями, способными спасти мир. Молодежи приходилось пробиваться в одиночку.
Подростки лишаются друзей и языка, то есть фактически становятся изолированными от общества. Мой 14-летний сын чувствовал себя изгоем во всем. Новое сразу становилось отвратительным. Помню, как мы намучились из-за занятий по физкультуре в американской школе. Ребят заставляли играть в бейсбол, американский футбол, регби. Советские дети даже названий некоторых видов спорта не знали. Но альтернативы не было. Приходилось играть в то, что тебе предлагают. Естественно, на общем фоне вновь прибывший ребенок-иммигрант выглядел белой вороной.
comments (Total: 4)