«Закон МатфеЯ»
Итак, многострадальный билль под названием Deficit Reduction Act, против которого так настойчиво агитировали демократы, представители Американской ассоциации пенсионеров (AARP), активисты из American United, выступающей против приватизации Social Security, а также организации либерального толка, все-таки одобрен обеими палатами Конгресса.
Как и во время голосования в Сенате, в Палате представителей консервативным республиканцам удалось-таки, ценой огромных усилий добиться своего. Deficit Reduction Act поддержали 216 конгрессменов, 214 выступили против. Напомню, что в декабре прошлого года, только благодаря голосу поданному вице-президентом Диком Чейни, билль прошел в Сенате.
То, что судьба этого законопроекта висела, образно говоря, на волоске, стало возможным из-за позиции, занятой умеренными республиканцами обеих палат Конгресса. Отдадим должное этим политикам, не поддавшимся мощнейшему давлению со стороны руководства партии на Капитолийском холме и Белого дома. Они изменили партийной дисциплине, но вняли голосу разума. Не сомневаюсь, что разборки с ними со стороны республиканского истеблишмента еще впереди.
А ведь конгрессмены и сенаторы, голосовавшие против Deficit Reduction Act, были стопроцентно правы. Название законопроекта только на слух звучит многообещающе – “Сокращение бюджетного дефицита”. Однако сокращать его консервативные республиканцы если и намерены, то исключительно засчет малоимущих и людей с небольшими доходами. Простым арифметическим действием - урезанием субсидий на Медикейд и Медикер, финансовую помощь студентам и фермерам.
В преддверии голосования Congressional Budget Office (CBO) выпустил отчет, очень не понравившийся республиканской верхушке. Оно и понятно: сотрудники CBO честно предупредили нацию о серьезных последствиях, которые несет в себе Deficit Reduction Act. Эксперты подчеркнули: урезание дотаций Медикейду повлечет за собой значительное уменьшение числа клиентов данной программы и сделает невозможным участие в ней многих бедных семей. Ведь далеко не все малоимущие смогут оплачивать услуги, предоставляемые Медикейдом, внося различные доплаты (premiums, co-payments). К 2015 году доплаты за посещения докторов коснутся 13 млн. человек (из них 4 млн. – дети), за приобретение лекарств – 20 млн.
Комментируя данные CBO, сенатор Хиллари Клинтон вполне справедливо заметила: «Урезая помощь самым уязвимым слоям населения, республиканцы всячески оберегают страховые компании и фармацевтические предприятия и стремятся продолжить курс на сокращение налогов состоятельным слоям населения».
В унисон с ней прозвучали слова конгрессмена Луизы Слотер: «У детей отбираем, богатым отдаем».
Я, признаться, лелеял зыбкую надежду, что наиболее одиозные пункты закона, будут вычеркнуты из него. Например, разрешение штатам исключать клиентов Медикейда из программы, если они не смогли в 60-дневный срок внести положенные доплаты. Или другое драконовское положение, позволяющее врачам и больницам отказывать в услугах пациентам (гудбай, клятва Гиппократа?!), если те не в состоянии внести co-payment за предоставленное лечение. Увы, моим надеждам не суждено было сбыться.
Теперь - и на это прямо указывали составители отчета CBO - следует ожидать значительного сокращения посещаемости медицинских офисов клиентами Медикейда. Зато, говорят они, государство сэкономит немалые денежки. Президент ведь пообещал непрерывное снижение налогов и от своего слова отказываться не желает. А на эти цели нужны средства, и еще какие средства!
Состоятельные слои населения радостно потирают руки, малоимущие в унынии. Им ведь отчет CBO посулил резкое сокращение оплаты государством услуг окулистов, дантистов и психиатров. То есть как раз тех врачей, в помощи которых миллионы американцев особенно нуждаются.
То, что мы наблюдаем сегодня в нашей стране в социальной области, явно несет на себе печать «эффекта Матфея», открытого социологами в 60-е годы прошлого века (Б. Кагарлицкий «Восстание среднего класса»). В Евангелии от Матфея можно прочесть: «У кого есть много, тому прибавится, а у того, у кого мало, у того отнимется и то, что есть».
Урезание расходов на социальные нужды в размере 39,5 млрд. долларов коснется и десятков тысяч стариков, которые не смогут оформить свое пребывание в nursing homes. Если пожилые люди, имевшие что-то существенное на своем счету, перевели эти деньги, например, благотворительным организациям или подарили внукам на оплату учебы в колледже, в течение пяти лет, предшествовавших подаче заявления на nursing homes, попадание в последние станет проблематичным. «Мне остается лишь тешить себя мыслью, что на это положение закона многие конгрессмены не обратили внимания, - заявил один из руководителей AARP Джон Розер, - они проголосовали в пакете, не зная толком обо всех его пунктах».
Старикам, г-н Розен, от этого не легче.
Но это еще не все. Очень прошу обратить внимание на другое положение закона, которое может коснуться кого-либо из наших читателей или их родных и близких. Как пишет «Нью-Йорк таймс», из программы Медикейд могут быть исключены люди, не имеющие американского гражданства. Как это все будет выглядеть на практике, я пока не в состоянии ответить.
Власти также намерены лишать услуг Медикейда получателей вэлфера, если те нарушают режим отработок пособия.
Эту идею особенно настойчиво пропагандирует директор консервативной организации Council for Affordable Health Insurance Мэрилл Мэтьюз. В своей статье в газете USA Today, Мэтьюз заметила: “Как же так? Чтобы получить пособие, вэлферщик должен работать, а для получения Медикейда никаких предварительных условий, кроме как низкого дохода, не требуется”.
Радуйтесь, г-жа Хьюз! Вас, кажется, услышали...