Зачет по воспитанию
Воспитание детей – это то, с чем любой из нас сталкивался хотя бы раз в жизни, – в роли ребенка. И далеко не каждый вспоминает этот период своей жизни с радостью и удовольствием. Одного родители били (в воспитательных целях), другого строго наказывали, третьего жестко ограничивали во всем.
Зато, когда готовимся стать мамами и папами, мы уверены, что у нас-то все будет по-другому, что мы всегда найдем общий язык со своими отпрысками, а они будут во всем понимать нас. Короче говоря, мы твердо уверены, что будем своим детям верными и понимающими друзьями. В реальности все обычно происходит наоборот. И порой мы начинаем лучше понимать своих родителей, которых не считали идеальными воспитателями, чем собственных детей.
В итоге большинство родителей опускает руки, придя к выводу: «Видимо, так с этими детьми и надо поступать», - и переходит в лагерь взрослых, считая причиной своих воспитательных недоработок вечный конфликт отцов и детей...
Сегодня наш традиционный экспресс-опрос будет посвящен родителям-воспитателям, а вернее, их главным педагогическим ошибкам...
Какую самую большую педагогическую ошибку вы допустили в воспитании ребенка?
Гавриил, 61 год (дочерям 37 и 40 лет)
Трудно сказать. У меня прекрасные дочери, которых я люблю всем сердцем. Как и большинство стареющих отцов, я вижу в своих чадах только положительные черты.
Помню, когда мне было чуть больше сорока, я очень переживал из-за того, что мои небольшие заработки не могли в полной мере удовлетворить все запросы подрастающих дочерей. Тяжело вспоминать, но в жизни были моменты, когда мы с женой даже жалели о том, что у нас два ребенка, а не один.
Сейчас, конечно, я ни о чем не жалею. Встретить старость в Америке, смотреть за карьерным ростом целеустремленных дочерей – для меня это наивысшее счастье.
Леонид, 43 года (дочери 18 лет)
Я избаловал дочь своей любовью. Слишком многое прощал и позволял ей в юном возрасте. Теперь уже слишком поздно исправлять свои ошибки – девочка выросла эгоисткой. Сегодня к своему бойфренду она относится с большим уважением, чем ко мне. Более того, она даже стыдится меня, когда к ней в гости приходят друзья. Отец для нее уже мало что значит...
Горгий, 78 лет (сыновьям 54 и 53 года, дочери 48 лет)
Несмотря на то, что у меня трое детей и пять внуков, я считаю себя плохим отцом и плохим воспитателем. Я никогда не находил общего языка с детьми. Очень часто ругал их за мельчайшие провинности. У меня были дедовские методы воспитания. Не буду скрывать, что в воспитательных целях порол детей ремнем и многое запрещал.
Оглядываясь назад, могу сделать вывод, что дети меня больше боялись, чем любили.
Сейчас, конечно, все это уже неважно... Отпрыски выросли и воспитывают своих детей.
Ника, 34 года (сыну 9 лет)
В отношениях между подрастающим ребенком и родителями существует строгое правило – ребенок должен во всем слушаться отца и мать и не вступать с ними в спор ни при каких обстоятельствах. Родители, в свою очередь, никогда не должны идти на поводу у ребенка. Как раз этим правилом мы и пренебрегли. Сын чувствует, что может добиться своего криком и плачем. А мы иногда просто не в силах спорить с ним.
Людмила, 72 года (дочери 50 лет)
Не знаю, можно ли назвать это ошибкой, но в молодости я очень мало времени проводила со своей дочерью. Время было непростое, послевоенное. Я работала по 12 часов в сутки 7 дней в неделю. С ребенком обычно находилась бабушка, которая, по сути дела, и воспитала девочку.
Не успела моргнуть глазом, как дочь вышла замуж и покинула семейный очаг. Сегодня, слава Богу, живем в одном доме и любимую дочь вижу намного чаще, чем несколько десятилетий назад.
Борис, 40 лет (сыновьям 5 и 7 лет)
Мне пока еще рано делать выводы, насколько я хорош в роли воспитателя. На сегодняшний день мои заслуги таковы: я сумел привить своим малышам любовь к спорту – с трех лет мальчики начали заниматься хоккеем. Также регулярно провожу в детских рядах своего рода «профилактические работы», то есть учу подрастающее поколение дисциплине, порядку и уважению к старшим.
Скрывать не буду, я очень строгий отец. Жена иногда говорит мне, что я скорее напоминаю тренера-надсмотрщика, нежели родного отца.
Феликс, 46 лет (дочери 19 лет)
В конце концов, любое воспитание – это всего лишь насильственно прививаемое ребенку субъективное и ограниченное мнение родителей. В силу своей «детской глупости» и неопытности малыши считают маму и папу непререкаемыми авторитетами. Я считаю, что это в корне неправильно. Родители должны давать своим детям неограниченную свободу выбора. Как можно чаще знакомить ребенка с окружающим миром.
На мой взгляд, воспитание детей в том и состоит, чтобы направить генетически заложенные в ребенке склонности и предпочтения в правильное русло.
Вот мою дочь, например, с детства влекло к бальным танцам. И я сделал все возможное, чтобы ее мечта реализовалась. Сейчас она танцует и параллельно занимается художественной гимнастикой. Надеюсь, что из нее выйдет профессиональная спортсменка и танцовщица.
Главная цель воспитания – увлечь ребенка и поставить перед ним в жизни цель. Все остальное придет само собой.
Елизавета, 54 лет (сыну 24 года)
Я воспитывала сына одна, так как мой муж умер, когда ребенку исполнилось два года. Наверное, самая большая моя педагогическая ошибка состоит в том, что я всю жизнь пыталась вылепить из ребенка свой идеал. Мальчика тянуло к музыке и живописи, а я заставляла его сидеть за толстыми учебниками и зубрить математику, чтобы он смог поступить в институт и получить высшее техническое образование.
В России наши отношения развивались по схеме «подчиненный - начальник». Ребенок всегда исполнял мои указания. В Америке - все по-другому. Сын вырос, ощутил вкус американской свободы. Раскрылись большие возможности для творческой самореализации. Теперь он поступает так, как сам считает нужным. Мое мнение зачастую игнорирует.
У нас отличные взаимоотношения, но я все чаще и чаще осознаю, что долгое время заставляла ребенка идти против его воли и желания.
Аркадий, 33 года (сыну 7 лет)
Ошибкой можно считать желание родителей дать ребенку все то, чего они недополучили в детстве сами. Моя супруга, выросшая в детском доме и лишенная родительской любви, пытается реализовать все свои нерастраченные чувства на ребенке. Никогда не накричит на него, не поругает, не шлепнет. Ну разве это правильно? От такой чрезмерной любви он становится эгоистом.
Я совсем другой – строгий, жесткий и временами грубый. Мы с женой далеко не идеальные родители. Каждого из нас при воспитании сына бросает в крайности.
Единственный, кто, на мой взгляд, никогда не совершает педагогических ошибок – это мой отец, дедушка моего сына. На него мы и возлагаем всю ответственность за воспитание малыша в будние дни.
Ирина, 57 лет (сыну 35 лет)
Мы с мужем дали нашему сыну отличное воспитание. Он получил прекрасное образование, удачно женился, нашел престижную работу. Вместе с тем, он далеко не подарок. В его жизни были и проблемы с наркотиками, и проблемы с алкоголем, и неприятности с законом.
Насколько помню, во всех его бедах я всегда винила себя. Даже обращалась к психоаналитику в надежде выяснить, на каком же все-таки этапе воспитания мы допустили ошибку...
Только сейчас я понимаю, что, кроме родительского воспитания, в окружающем мире существуют и многие другие факторы, влияющие на поведение и поступки наших детей. Нельзя во всех бедах ребенка винить только себя.
Елена, 37 лет (сыну 11 лет)
Мой муж считает, что ребенку необходимо прививать любовь к деньгам, чтобы он знал их цену. Он часами готов рассказывать одиннадцатилетнему пацану о том, как можно открыть бизнес и честным трудом заработать миллион долларов. Удивительно, но ребенок слушает его с интересом и вниманием.
Я очень волнуюсь, как бы такие «бизнес-лекции» не отразились на психике мальчика. Ведь в его возрасте интересы должны быть совсем другими... Я, к сожалению, не могу спорить с мужем. Он в доме хозяин и основные функции воспитателя лежат на нем.
comments (Total: 3)