ПахуЧаЯ радуга
В конце прошлого года в парке бруклинского Метротех Центра под открытым небом была развернута новая выставка современного искусства под названием «Материальный мир». На ней представлены работы пяти молодых авторов. И хотя все они живут и работают в Бруклине, их произведения совершенно не похожи друг на друга.
Если заходить на территорию парка со стороны Джей стрит, то первой попадется на глаза большая шестиметровая каменная, а вернее бетонная дуга, названная автором Корином Хьюиттом «Legacy», то есть «Наследство» или «Наследие». Название несет достаточно глубокую смысловую нагрузку, если узнать, что свою «радугу» Хьюитт сработал из всяческого хлама, который был собран мусороуборочной машиной на улицах вокруг учебного заведения за семь следующих один за другим дней. Все семь слоев хорошо заметны, хотя и не сильно отличаются друг от друга по цвету, который колеблется от коричневатого до серого. Зато «наполнитель», который добавлен в бетон, во всех слоях уныло однообразен: это смесь бумажных обрывков, разнообразных тряпиц, обломков шариковых авторучек, расчесок, пластиковых стаканчиков, тарелок, бутылок, крышек от них и прочего городского мусора. А так как выставка продлится до сентября 2006 года, то боюсь, что в жаркое летнее время радуга будет не только видна, но и обоняема, когда выступающее наружу ее содержимое начнет преть и гнить под жаркими лучами солнца.
Создав радугу из городского мусора – то есть того, что мы обычно небрежно отбрасываем в сторону со своего пути, скульптор выставил нам на глаза острый, необычный, двойственный образ большого города.
Корин Хьюитт родился в Вермонтском городе Бёрлингтон. После окончания колледжа продолжил свое образование в Академии изобразительных искусств в германском городе Карлсруэ. Выставки его произведений проходили во многих художественных галереях различных американских городов, а сейчас его работы можно увидеть в нью-йоркских галереях «Taxter & Spengemann» и «DCKT Contemporary». Его произведения есть также в Музее американского искусства Уитни.
Работу Мэттью Дэй-Джексона, получившего степень мастера искусств в Ратжерском университете в 2001 году и имевшего несколько персональных выставок, из которых последняя состоялась в конце прошлого года в нью-йоркской галерее Перри Рубинстайн, можно сразу и не заметить среди кустов и невысоких молодых деревьев парка, сбросивших на зиму листву. Издали ее можно принять за тонкий стволик засохшего деревца с несколькими обломанными сучками на самом верху, между которыми странным образом застрял небольшой стеклянный шар и повисло ожерелье, сделанное из кусочков каменного угля. Называется эта скульптура «Staff of Lady Liberty», то есть «Посох леди Либерти». В основу своего произведения Дэй-Джексон положил наиболее известные памятники материальной культуры, портреты героев американской истории и различные объекты и предметы религиозного языческого поклонения. Пытаясь выявить то, как прошлое Америки продолжает влиять на текущие политические и социальные явления и как это может воздействовать на наше будущее, Дэй-Джексон создал работу, которая изобилует различными историческими и культурными символами, параллелями, намеками и аллюзиями.
Имеющий высоту примерно три с половиной метра, литой бронзовый «Посох» имеет в своем основании индейский тотемный столб с вырезанными фигурками мифических животных с цветными стеклянными глазами, и птиц с распростертыми крыльями. Далее идет относительно гладкий ствол, из которого местами выступают не всегда легко узнаваемые портреты Элеоноры Рузвельт, Авраама Линкольна, Бенджамина Франклина и Сакэджавеи. Там же выгравировано высказывание Э.Рузвельт: «Будущее принадлежит тем, кто верит в красоту своей мечты».
Свою скульптуру Дэй-Джексон сначала соорудил из деревянных обломков, затем добавил к ней найденные где-то куски кабеля и гравий, а также купленные в магазине обычные безделушки: сувенирный тотемный столбик, памятную монету в честь открытия Линкольн-туннеля с портретом президента, раскрашенный керамический бюст и другие предметы, извлеченные из хаоса старых вещей, чтобы создать очень приблизительный портрет американской культуры.
Оглядев «Посох» со всех строн, я двинулся в сторону Bridge street и неожиданно увидел на краю поляны сразу пять необычно высоких белых гидрантов. Сначала мне подумалось, что пожарная служба Метротеха слегка «перебдела» в борьбе с возможными бедствиями такого рода. Но подойдя ближе, я понял, что никие это не гидранты, а еще один экспонат выставки, автором которого оказался Питер Крейдер. В пояснительной табличке было написано, что произведения Крейдера располагаются где-то между обычным миром и неопределенной зоной волшебства, где могут случаться таинственные, непостижимые вещи. Недаром при ближайшем рассмотрении его инсталляции мне показалось, что он вытащил из-под фронтона какого-то старинного здания пять мраморных колонн, украшенных каннелюрами, и вместо капителей соорудил на их вершинах крышки от обычных уличных гидрантов, забыв, правда, при этом добавить также и переходники для подсоединения пожарных шлангов.
Крейдеру нравится трансформировать обыденные объекты путем преувеличения их обычных качеств в нечто новое. В этом смысле его работы можно сравнить с маленькой калиткой, приоткрыв которую мы можем по новому увидеть привычные для нас вещи.
Вот и для инсталляции в Метротех Центре он взял за основу обычные пожарные гидранты и удлиннив их, соорудил из них колоннаду. Ему хотелось бы, чтобы зритель воспринимал каждый элемент его композиции, как проклюнувшийся из земли гигантский проросток какого-то необычного растения, которое «выросло по своей собственной воле или под воздействием неизвестных сил».
Питер Крейдер родился в небольшом городке в Пенсильвании, получил мастерскую степень в позапрошлом году. Его работы выставлялись в квинсовском парке скульптур два года назад.
Сразу за гидрантами Крейдера расположила свое произведение Рэйчел Фуллон, удостоенная степени мастера искусств в 2004 году в Колумбийском университете. Она представила на суд зрителей оригинальную инсталляцию, которую назвала сконструированным ею словечком «Housescape». До этого ее работы выставлялись в некольких нью-йоркских галереях, а также в Венеции.
Работа Фуллон «Housescape» состоит из пяти объектов, расположенных на зеленой лужайке: миниатюрного бело-голубого двухэтажного симпатичного домика, игрушечной оранжевой палатки, небольшого участка танцевальной площадки, выложенной паркетом, спутниковой тарелки и потрепанного непогодой корыта, в которое обычно задают корм для скота. Все эти объекты выглядят несколько разномастными, не соотнесенными в размерах друг к другу, как бы пришедшими на поляну из разных временных эпох. В своей инсталляции Рэйчел Фуллон попыталась поместить сельское жилище в городской ландшафт и посмотреть, что из этого выйдет. Она сделала представленные объекты наиболее похожими на реальные, применяя в разных варинтах дерево, бронзу, резину, плексиглас и алюминий.
По моему мнению, все вместе это смотрится, как маленькая игровая детская площадка или декорации для какого-то кукольного спектакля. Не знаю, читала ли когда-нибудь Рэйчел «Сказку про рыбака и рыбку» А.С.Пушкина, но мне эта инсталляция ее напомнила.
Только в начале этой сказки, повествующей о нынешних днях, наша привиредливая современница обитала на берегу моря в брезентовой палатке, потом, ухватив удачу за золотой хвостик, перебралась в уютный дом, затем выпросила себе площадку для увеселений, добралась до спутникового телевидения, и, насмотревшись его, потебовала чего-то такого, что вынудило Золотую Рыбку вернуть ее обратно к разбитому корыту.
Наконец, на выставке представлены еще три скульптурные композиции родившейся в Японии Мимико Отсубо. Она окончила экономический факультет Калифорнийского университета, потом обучалась в художественном колледже в Пасадене и получила мастерскую степень в Йельском университете в 2004 году.
Отсубо берет обычные сцены из природы и представляет их в трехмерном изображении, используя абстрактные формы, чтобы подчеркнуть несответствие между природой и окружающей человека действительностью. Применяя различные синтетические материалы, Отсубо создает то, что она называет «смесью изображения чего-то возвышенного колоритного и живописного с тем, что мы видим из окна нашего автомобиля, проезжая по улицам города».
Три различные инсталляции Отсубо находятся в лобби здания номер 1 Метротех Центра. Одна из них походит на маленькую теплицу с прозрачными плексигласовыми стенками, заполненную ветками, сделанными из зеленой пластмассы и с лампой наподобие большого серебристого шара, символизирующего солнце.
Другая в виде небольших гладких разноцветных пластмассовых пирамид, напоминающих горные пики, установлена прямо на барьерчике, за которым сидят охранники и клерки в вестибюле здания. И, наконец, несколько лакированных овальных коробочек, расположены в окнах, рамы которых использованы, как рамы для картин. Две последние работы невелики по размерам, носят камерный характер и явно по этой причине были размещены внутри вестибюля одного из корпусов Метротеха.
Все три работы Отсубо не произвели на меня большого впечатления. Но это мое личное мнение. Может быть кому-то другому именно они больше всего понравятся. Мне же наиболее интересными представились произведения, выставленные в парке под открытым небом. Все они заставляют задуматься над разными сторонами нашей жизни, подавая некоторые обыденные вещи в необычном ракурсе.