Лавка древностей и скамья подсудимых
В мире
Иерусалимский антиквар Одед Голан празднует победу. Нет, он пока не сделал какого-то великого открытия в области археологии. Да это и не совсем его дело: Голан всего лишь собиратель и торговец древностями. Но в эти дни он победил следственные органы Израиля, не сумевшие доказать, что коллекционер подсунул всем фальшивую реликвию. А между тем, этот священный предмет мог перевернуть многое в умах и сердцах христиан. Да и не только их, но и всех людей, которым не безразлично происходившее на Святой земле две с лишним тысячи лет тому назад.
Речь идет о раке (по-гречески – оссуарии), то есть, погребальной урне, на табличке которой было написано, что здесь покоятся останки Иакова, сына Иосифа и брата Иисуса. Рака эта была обнаружена в конце прошлого века, затем попала в одну из небольших арабских лавок древностей, которых в Старом городе очень много. Поэтому Голан, якобы, точно не помнит, в какой из них он сделал в 2002 году самую важную в своей жизни покупку. В его памяти осталась лишь цена приобретения – 200 долларов.
С того момента коллекционер из Иерусалима стал обладателем реликвии, о чем поведал “городу и миру”. А точнее, своему знакомому Андрэ Лемэру, преподавателю Сорбонны. Он-то и смог прочитать и перевести с арамейского те самые слова. Ну, и, разумеется, разнес весть о находке, сделав ее поистине бесценной. Впрочем, сам Голан примерно оценивал стоимость “раки Иакова” в несколько миллионов долларов. И вскоре был обвинен в подделке одного из важнейших подтверждений земной жизни Иисуса Христа, Иешу из Назарета.
Судебное разбирательство длилось долгие годы, не раз заходя в тупик. К делу были привлечены серьезные научные силы, как из Израиля, так и из-за рубежа. Возражений против того, что сама урна является древней и относится к началу прошлого тысячелетия, не было. Оссуарии на территории современного Израиля находят во множестве. Древние иудеи практиковали так называемые вторичные похороны. После смерти человека его тело обворачивалось в свивальник и помещалось в погребальную пещеру, через год кости и череп извлекались оттуда, складывались в каменный короб и возвращались в пещеру. Так экономилось место, и создавались целые семейные склепы. То есть, по поводу раки, приобщенной к делу Одеда Голана, все ученые были согласны, что в ней когда-то хранились человеческие останки.
Эксперты не могли прийти к единому мнению по главному вопросу: подлинна ли надпись: “Яаков, сын Йосефа, брат Иешу”? Победила группа исследователей, считавшая, что последние слова были искусно подделаны. Одним из их доводов было то, что имена умершего и его отца были выполнены как рельефные знаки, а имя брата прорезано или выцарапано. Иными словами, оно могло было быть добавлено когда и кем угодно. Что же касается имен вообще, то Яаков, Йосеф и Иешу были едва ли не самыми распространенными в Галилее тех времен. Кроме того, если имя отца, то есть отчество, после имени покойного на урнах значилось всегда, то добавление имени брата было крайне нехарактерно. Тот аргумент защитников подлинности надписи, что отступлении от традиций могло быть сделано ввиду особой значимости родства умершего Иакова Иисусу Христу, коллегами принят не был. Короче, сошлись на том, что Одед Голан пытался продать реликвию сомнительной ценности.
Это дало следствию основание обвинить коллекционера в фальсификации с целью введения в заблуждение и спекулятивной перепродажи предмета старины. Попутно ему было вменено в вину хранение археологических находок неясного происхождения и торговля антиквариатом без соответствующей лицензии.
Целых восемь лет потребовалось следствию, чтобы передать материалы в суд. И вот 14 марта 2012 года Иерусалимский суд постановил: Одеда Голана по главному обвинению оправдать за недостаточностью улик. Заключение судьи Аарона Фаркаша звучит весьма двойственно: с одной стороны, подделка надписи бездоказательна, с другой – нет подтверждений, что она является подлинной. На Одеде Голане остались лишь обвинения в незаконной торговле антиквариатом, что грозит ему штрафом.
Сам подсудимый назвал такой исход процесса подтверждением “истинной веры” и поблагодарил суд за “вознаграждение”. Награду он видит в том, что, благодаря вердикту судьи “спасена эта и другие ценнейшие находки”. А между тем, многие считают, что тактика некоторых коллекционеров в том и состоит, что они создают и демонстрируют подделки, а подлинники сбывают кому-то за огромные деньги.
Судьба древностей тревожит в Израиле многих. Едва ли не ежемесячно разоблачается и задерживается новая группа спекулянтов, скупающих находки так называемых “черных копателей” и перепродающих их богатым собирателям. Нелегальные археологи подчас опережают профессионалов, работающих на Управление древностей Израиля. Так, буквально на днях в районе Модиина были задержаны шесть палестинцев, раскопавших ранее неизвестную купальню времен Второго Храма, вырубленную в скале. Действовали арабы варварски: в поисках древних золотых или серебряных монет, они разрушили археологические слои и повредили саму купальницу. Так же ведут себя с историей и десятки других “бригад”, действующих либо самостоятельно, либо нанимаемых спекулянтами антиквариатом.
Еще в 1985 году Управлению древностей Израиля был придан полицейский спецназ, в задачу которого входит противодействие “черным копателям”. Он силен разведкой, оснащен передовым оборудованием, укомплектован специалистами, действует в тесной связи с палестинскими, египетскими, иорданскими правоохранительными структурами и Интерполом. Этому подразделению удалось предотвратить разграбление очень многих археологических объектов, задержать и передать в руки следствия похитителей древностей и их заказчиков. Но обезвредить всех так и не удается: только за последние годы на территории Израиля было разграблено более 30 тысяч археологических объектов и памятников культуры. Трудно даже предположить, сколько артефактов ушло контрабандой за границу, сколько реликвий легло на дно частных коллекций, не попав в музеи и не став частью открытых к показу воссозданных объектов.
Огромную проблему создают археологам и еврейские ультраортодоксы. Согласуясь исключительно со своим представлением о “оберегании покоя усопших”, они чинят помехи любым раскопкам. “Харедим” устраивают бурные демонстрации в районах поисков, поджигают палаточные лагеря археологов, закидывают камнями работающих исследователей. Из-за их вандализма были безвозвратно утрачены сотни тысяч археологических ценностей. Лишь за последнее десятилетие бесчинства ультраортодоксов затормозили или вовсе привели к прекращению ряда работ поистине мирового научного значения. Бессмысленно объяснять этим людям, что любые изыскания на этой земле связаны с прикосновением к местам, на которых жили и умирали целые поколения. И что работы по воссозданию истории только укрепляют знания и веру, а не вредят им. Ведомые своими отнюдь не духовными, но политическими лидерами, “защитники мертвых” не позволяют живым узнавать правду о прошлом...
...Правду об оссуарии Иакова из Галилеи мы тоже узнаем не скоро, если узнаем вообще. Но важно уже то, что этот последний приют человека, жившего в заветные времена, не стал предметом торга, не оказался дорогой забавой богатеев, но был внимательно изучен. В конце-то концов, суд ведь не отверг ни одной из версий. А вдруг?..