Ангела Меркель открыла ВостоЧный Полюс
Реакция политических и общественных кругов Германии на первый официальный визит канцлера Ангелы Меркель в Москву оказалась двоякой. В ней четко прослеживаются два аспекта: экономический и политический.
С точки зрения экономических взаимосвязей дело обстоит примерно следующим образом: Германия является крупнейшим инвестором на российском рынке. Общий объем немецких инвестиций в российскую экономику только в прошедшем 2005 году составил 7,7 млрд. евро – по этому показателю ФРГ обогнала даже США (5,6 млрд.). На российском рынке работают в данный момент более восьмисот немецких предприятий, из которых около двух третей имеют в России постоянные представительства. Если же считать предприятия с немецким участием – то их количество перевалило за 3,5 тысячи. Доля Германии во внешней торговле России – более 10%. В целом, отношение россиян к немецким инвесторам гораздо более благоприятное, чем к каким-либо другим.[!]
С обратной стороны ситуация выглядит куда как скромнее: доля России во внешней торговле ФРГ составляет 2,4% (14 место), причем 90% российского экспорта в Германию составляют топливно-сырьевые ресурсы. Свои представительства на территории ФРГ имеет около 100 российских фирм. О сколько-нибудь значительных инвестициях в немецкую экономику до недавнего времени говорить вообще не приходилось: с 2002 года были предприняты две серьезные попытки «захватить плацдарм» на немецкой территории. В первый раз знаменитый фарфоровый завод в Гусь-Хрустальном купил своего конкурента в немецком городе Гласхютте, однако через месяц после этой сделки в Восточной Германии разразилось знаменитое «наводнение века» и завод в Гласхютте попросту смыло. Восстанавливать его оказалось очень дорого и нерентабельно. Вторая попытка была предпринята неким загадочным российским инвестиционным холдингом, попытавшимся купить разорившееся традиционное немецкое предприятие – авиастроительный концерн «Дорнье». Власти Баварии воспротивились этому и «Дорнье» был продан по частям французам и американцам. С тех пор подобных по масштабу попыток не предпринималось до того самого момента, когда «Газпром», по гамбургской договоренности Владимира Путина и Герхарда Шредера, получил доступ к пакетам акций немецких газовых концернов «Рургаз» и «Е.ОN».
Газовый конфликт между Россией и Украиной, как ни крути, весьма повредил имиджу России в Европе. Визит Алексея Миллера в Берлин, пришедшийся на несчастливую дату – пятница, 13 января – был нацелен на то, чтобы сгладить неприятный осадок, оставшийся у немецких потребителей после треволнений с газом, однако особого успеха шеф «Газпрома» на дипломатическом паркете не добился: переговорил с радушно улыбающимся министром экономики ФРГ Михаэлем Глосом, после чего отправился в Москву, а Глос – в свой кабинет: разрабатывать план альтернативного обеспечения Германии газом. К слову, в рамках этого плана в федеральной земле Северный Рейн-Вестфалия в понедельник стартовало строительство нового локального газопровода, протяженностью в 800 км и стоимостью в 75 млн. евро – подключен он будет не к российской ветке, а к голландской. В его строительстве приняли участие все газовые компании в регионе.
Как сообщила немецкая газета «Handelsblatt», Владимиру Путину удалось в Москве то, что не удалось Алексею Миллеру в Берлине – он успокоил Ангелу Меркель в отношении газовых поставок, продемонстрировав ей схему, исключающую в будущем зависимость Европы от российско-украинских или каких-либо иных отношений. По словам госпожи Меркель, у нее от разворачивающихся перспектив «дух захватило», а политический аспект газовых баталий она весьма прагматично оставила за бортом переговоров, сообщив, что партнерство России и Германии не направлено против Польши, Украины или кого-нибудь еще. Не против, но и не за – транзитным странам, обойденным Североевропейским газопроводом, предоставляется возможность позаботиться о себе самостоятельно.
В целом, – полагают немецкие СМИ, - Железная Фрау показала, что прагматизм в отношениях для нее важнее приверженности демократическим ценностям: стратегическое партнерство с Россией, которое недавний лидер консервативной оппозиции Ангела Меркель критиковала, канцлер Германии Ангела Меркель решила развивать. Накануне поездки оппозиционные партии Бундестага (за исключением разве что социалистов) требовали от канцлера ни в коем случае не забыть поучить Путина демократии. Либералы выражали свою радость по поводу того, что Ангела Меркель, в отличие от своего предшественника, настояла на встрече с представителями российской оппозиции и правозащитниками. Герхард Шредер, напомним, упорно твердил, что Россия – безукоризненно демократическая страна. «Зеленые» предлагали немедленно прекратить шредеровское панибратство с Путиным и вместо этого приналечь на критику действий России в Чечне. Все это выглядело эпизодом из замечательной сказки Алана Милна «Винни-Пух и все-все-все», когда теплая компания во главе с Кристофером Робином отправлялась на поиски Восточного Полюса, а Винни требовал «не забыть ПРО ВИЗИЮ». В смысле, про то, что едят. Ангела Меркель не забыла: скороговоркой напомнив Путину о проблемах российской демократии, она со скоростью метеора пробежалась по рандеву с правозащитниками, оппозиционерами и почему-то еврейской общиной, после чего отбыла восвояси.
Гораздо больший интерес как у немцев, так и у всех европейцев вызвал тот факт, что Ангела Меркель, прибывшая в Москву непосредственно из Вашингтона - с переговоров с президентом США Джорджем Бушем, волей-неволей сыграла роль своеобразного доверенного курьера, а то и посредника между Белым Домом и Кремлем в проблеме иранского ядерного досье. Это амплуа удалось Железной Фрау как нельзя лучше: немедленно после окончания московских переговоров стало известно, что все пятеро постоянных членов Совета Безопасности ООН, включая Китай, решили выступить единым фронтом ввиду опасности создания Ираном ядерного оружия. Похоже, роль посредника в сложных переговорах может стать постоянным амплуа Ангелы Меркель в международных делах.
Переговоры в Москве продлились ровно три часа – на час больше, чем это было запланировано. Лидеры Германии и России договорились о том, что их диалог будет продолжен: уже в апреле Ангела Меркель намерена посетить Владимира Путина в Томске, а российский президент собирается почтить своим присутствием Дрезден, когда там будут праздновать 800-летие со дня основания города.
comments (Total: 1)