ОСЕНЬ ПАТРИАРХА
Новый год грузинские пенсионеры встретили с энтузиазмом - к их 28-ларевым пенсиям весной добавят 5 лари, а к осени обещают еще пятерку подкинуть. И всем будет счастье - пенсия в 38 лари ($21)! Но радость сменилась возмущением, когда пожилые люди узнали, как парламентарии решили позаботиться о себе, любимых. Кинув десятку старичкам, слуги народа собираются довести свои 750-ларевые оклады “всего лишь” до 2 тысяч... Однако, есть в Грузии один пенсионер, который уже не ропщет -ему, в отличие от других ровесников, ко дню рождения ему гарантированы депутатская пенсия, постоянные электро- и газоснабжение, а также жилище, в котором стены не развалятся и потолок не протечет. Это - Эдуард Шеварднадзе, имя которого с 1972 года для многих было синонимом Грузии. Человеку, правившему этой страной (и при коммунистах, и без них) четверть века, 25 января исполняется 78 лет.
Главный пенсионер Грузии
Впрочем, справедливости ради надо сказать, что Эдуард Амвросиевич, удаленный от власти в ноябре 2003-го, пенсию начал получать лишь летом минувшего года. Вот что он заявлял до этого: “Господин Миша сказал, что, так как я по собственной воле ушел с поста президента, он сохранит мне коттедж, обеспечит безопасность, неприкосновенность, охрану, назначит пенсию, положенную всем лицам моего ранга. Все эти обещания выполнены, за исключением пенсии. После моей отставки я живу на собственные сбережения”.
Став на принципиальную позицию (а делать он это умеет!), экс-президент перестал платить за коммунальные услуги и с января по июль 2005-го задолжал ни много, ни мало 5 тысяч долларов. “Бывшим президентам коммунальные услуги оплачивает государство”, - заявлял Шеварднадзе. А его представители договаривались с электрораспределительной компанией “Тэласи” и компанией “Тбилгаз” об отсрочке выплаты задолженности и установлении личных счетчиков в резиденции. Наконец обеим сторонам все это надоело, и Шеви назначили пенсию в 750 лари (примерно $420) как бывшему депутату парламента.
Впрочем, справедливости ради надо сказать, что Эдуард Амвросиевич боролся за пенсию не для выживания, а из принципа: “Мне был важен сам факт назначения и получения пенсии. Я, конечно, человек не бедный, имею кое-какие сбережения - неплохо зарабатывал, получил премии Онассиса ($250 тысяч) и Канта ($70 тысяч), гонорары за книгу, изданную в 18 странах, за лекции, которые читал в США.
Как бы то ни было, пенсионер Шеварднадзе - единственный, кто остался жить на территории бывшей правительственной резиденции Крцаниси под Тбилиси. Его обслуживают бронированный “мерседес” и личная охрана, оплачиваемые государством. У одного из высоченных заборов дачи - могила любимой супруги экс-президента Нанули, умершей в 2004 году. В коридоре коттеджа - кавказские пейзажи, лики грузинских святых и снимок московского собора Василия Блаженного. В кабинете хозяина дома - фотографии, запечатлевшие Шеварднадзе с выдающимися людьми минувшего века - Джорджем Бушем-старшим, Папой Римским Иоанном Павлом II, Стиви Уандером... А самому “белому лису”, как и прежде, в суждениях удается одновременно быть и категоричным, и дипломатичным. Высказывается же он о многом.
Так говорит Шеви
О Соединенных Штатах Америки: “Не могу объяснить поведение посла США Ричарда Майлза, который фактически способствовал торжеству оппозиции... Почему я ориентировался на Америку? Потому что американцы помогали. У нас не было продуктов. Вот у меня портрет Буша-отца, он был президентом, он первый сто тысяч тонн зерна по моей просьбе отгрузил, дал команду из своего ресурса. Каждый год они потом отправляли не сто тысяч, а даже полмиллиона тонн зерна. С этого момента начался этап американской помощи Грузии. Зерно, продукты разные, полтора миллиарда долларов... Это - не кредиты, а деньги, которые дают в подарок. Потом армия - кто сейчас армию готовит? Это все– американские деньги. Американцы ничего не просят. Они не открыли здесь ни одну свою базу. Только прислали лучших специалистов, которые готовят грузинскую армию. Дают оружие, все, что необходимо. Помощь американцев абсолютно безвозмездная. Я не скажу, что здесь у них нет никаких замыслов, задумок... Грузия - небольшая страна, но она имеет большое значение как соединяющее звено Азии с Европой. Правда главным образом через Россию. Но не все страны хотят через Россию. Вот американцы это понимают. И, естественно, имеют в виду, что Грузия - страна нужная... Когда Грузия стала независимой, на кого ей ориентироваться? На то государство, которое реально помогает. Что же касается Сороса, то он довольно большие деньги вкладывал и в Россию. Потом мы убедились, что это не тот человек, и его прогнали. И правильно сделали. Украинцы тоже прогнали. Как сами американцы относятся к Соросу? Когда Буш во второй раз баллотировался в президенты, Сорос положил $15 миллионов, чтобы он не был избран. У него ничего не вышло...
Американцы требуют от нас только защиты демократии. Спустя неделю после моей отставки Джордж Буш прислал мне письмо, где отмечены все мои заслуги. “Самый большой ваш подвиг, - пишет он, - то, что когда люди ворвались в парламент, вы не стали проливать кровь, а передали власть своим воспитанникам”. Он правильно сказал - это были мои воспитанники. Если бы Зураб Жвания был сегодня жив, ситуация была бы иной.”
О будущем Грузии и о России: “Не надо преуменьшать влияние России! Россия довлеет, не просто довлеет, а захватывает чужие территории. Вспомните войну в Абхазии. Там проживало 50% грузин и всего 17% абхазов. Могло такое малое количество прогнать столько людей без посторонней помощи? Помогли чеченцы, адыгейцы и, в первую очередь, российские войска. Поэтому самое главное - Россия должна показать пример. Я - опытный человек, я все нюансы знаю. Россия может урегулировать конфликт в Абхазии. Виноваты, первым долгом, она и Совет Безопасности ООН, который выпустил 27 резолюций. И ни одна не выполнена, к сожалению... А российские базы на территории Грузии для самой России не имеют никакого жизненно важного значения. Чем быстрее они будут выведены, тем будет лучше для России. Россия думает о Черном море - у нее осталось мало портов на Черном и Балтийском морях. Наверное, она не хочет отдавать Абхазию. Так что, здесь все зависит не от Саакашвили. Все зависит от президента России, от того, как он поведет переговоры, на какие компромиссы, на какие решения он может пойти. Конечно, мы ориентируемся на Европейский Союз, Североатлантический альянс. Если мы станем членом Европейского Союза, быстрее будет развиваться Грузия. Так же в отношении НАТО. Я не знаю, когда это произойдет. Это- одна сторона вопроса. Второй вопрос: мы не можем жить без России, нам нужны хорошие, добрые отношения с Россией. Мы готовы. Мы и сейчас неплохо сотрудничаем, но без решения проблемы Абхазии и Южной Осетии этого не произойдет. Многое зависит от тех людей, которые сегодня во власти в Грузии. Положение в стране сложное. Мы и прежде особенно не радовались, но теперь социальный фон стал несколько тяжелее. Особенно большая проблема - безработица. Очень много людей уволили с работы. Для улучшения проблемы занятости необходимы инвестиции. В этом смысле с заграницей работают вроде бы хорошо, но не создано ничего настолько значительного, чтобы дать работу людям”.
О “революции роз” и Михаиле Саакашвили: Никакой “бархатной революции” не было. Когда шло заседание парламента и президент выступал с докладом, в зал ворвалась огромная группа людей под руководством Саакашвили и других, пошли прямо на трибуну президента. И охрана сделала свое дело– просто взяли меня за руки и вытащила, потому что должно было случиться большое несчастье. Так что это никакая не “бархатная революция”. Это я назвал (я думаю, что это точное определение) попыткой переворота. Когда я объявил об особом положении, то ночью думал о последствиях и... Вы знаете, что такое особое положение - выступают вооруженные силы, полиция, внутренние войска. Людей, конечно, могли разогнать, но обязательно были бы жертвы. Я не мог допустить, чтобы пролилась кровь. Я очень высоко ценю, что Владимир Путин трижды звонил, постоянно интересовался и непосредственно от меня получал информацию. У него было предложение собрать руководителей закавказских государств и России, у Кучмы - предложение собрать руководителей СНГ. Но я это не поддержал, потому что ни к чему хорошему это не привело бы. Допустим, вошли бы дополнительные силы - все равно была бы война, все равно пролилась бы кровь. ..”.
О покойном премьер-министре Зурабе Жвания: “ Талантливый, образованный был человек: то, чему некоторые учатся 5 лет, он осваивал за 5 месяцев. Рос с каждым днем. Я думал о нем как о наследнике. Это был не единственный вариант - думал и о других, но одной из первейших кандидатур был все-таки Зураб Жвания. Взаимоотношения мы сохраняли всегда, даже когда он уже был в оппозиции ко мне. Когда он возглавил правительство, звонил мне иногда, спрашивал совета. Когда у меня случилось горе, пришел вместе с супругой и выразил соболезнование. Он мог бы оставаться премьер-министром, а президентом был бы тот, кто и сегодня, но постепенно роль премьера возрастала бы. Большую часть кадров вырастил он, министры были его соратниками и единомышленниками. Если бы Зураб не погиб, дела в стране шли бы лучше. Он был реалистом и более деятельным человеком. Возможно, дела и сегодня обстоят неплохо, но он с Саакашвили дружил, они бы друг друга дополняли, и дело пошло бы лучше”.
О себе: “Не думаю, что будет преувеличением сказать, что я сыграл одну из ведущих ролей в окончании «холодной войны», объединении Германии и освобождении Восточной Европы. Но лично для меня самым важным было решение вернуться в Грузию. Наверное, этого бы не сделал ни один нормальный человек, ни один нормальный политик. Грузии как государства просто не было - там царили полный хаос и гражданская война при отсутствии легитимного правительства. Через 2 года после моего возвращения у страны появились Конституция и парламент, мы провели выборы, и нас признало международное сообщество. Чтобы добиться всего этого, нам пришлось немало потрудиться... Говорят, что от меня информацию скрывали. Ну что они могли скрыть? Я ведь не вчера родился, прошел такой путь, весь мир объездил, участвовал в завершении “холодной войны” - что могло утаить от меня окружение? Правда, были и такие, кто пытался давать мне неправильную информацию, однако обмануть меня было непросто. Одним словом, в мое время в стране была заложена такая основа демократии, что на протяжении 15-20 лет никто от нее не откажется.
Я, в общем-то, легко приспосабливаюсь к любым ситуациям. Но то, что произошло 23 ноября 2003 года, оказалось для меня неожиданностью. Этого со мной просто не должно было случиться. Мне следовало знать, что оппозиция хотела сделать и к чему готовилась. С учетом того, что я должен сделать, я - в строю. Ушел из власти, но чувствую, что нахожусь в активной политике. Делаю нужное дело, пишу о том, что сделано мною за последние 25 лет. Закончил работу над книгой «Размышления о прошлом и о будущем». Объем первой книги «Мой выбор» не позволил написать обо всем, что пережил. А в этой книге - обширная и интересная информация, воспоминания о детстве, юношестве, молодости, о временах, когда я занимал разные должности, о людях, с которыми я дружил. Уже поступили предложения из издательств Франции, Германии и России.
Помимо журналистов, ко мне приходят и политики, но, в основном, склоняющиеся к оппозиции, или те, кто работал в мое время и кого еще не поймали или не выслали. Я не включен в большую политику и давать советы нет ни желания, ни настроения.”.
А взглЯд осталсЯ прежним...
Но можно ли после всего, высказанного Эдуардом Амвросиевичем, считать, что “белый лис” искренне раскрыл душу по всем высказанным проблемам? Не берусь утверждать. Во всяком случае, взгляд у него не изменился. Не политический взгляд, а просто взгляд глаз. Работая в информационном агентстве Грузинформ-ТАСС, я немало поездил с ним по стране - и когда он был первым секретарем республиканской компартии, и когда возглавлял независимую Грузию. И с кем бы он ни беседовал - с крестьянами под Ахалцихе или с виноградарями в Кахетии, с ополченцами в Абхазии или с высокими гостями в своем кабинете, - улыбка на его лице жила отдельно, а пристальный взгляд из-под бровей - отдельно. И сегодня этот холодный, оценивающий взгляд вспыхивает и исчезает. И, если ты успел поймать его, становится не по себе... Ну а в то, что он сдался, многие не верят.
В середине 1970-х я видел, как этот человек перемахнул через барьер правительственной ложи и увел за собой с футбольного поля тысячи болельщиков, начавших громить стадион и стремившихся линчевать судью. Спустя пару лет он точно так же предотвратил уже более серьезный конфликт при принятии новой Конституции. Когда на улицах близ проспекта Руставели стояли бронетранспортеры с солдатами, а возбужденный народ требовал, чтобы грузинский язык был внесен в Конституцию Грузии как государственный. Войдя в море протестующих и успокоив их, Шеварднадзе связался с Москвой. А потом снова вышел к людям и объявил, что Грузия стала единственной республикой СССР, в Конституции которой государственным языком, кроме русского, значился и национальный. И, наконец, нельзя забыть, как почти 77-летнего президента охранники силой уводили с трибуны, а тот рвался навстречу разгоряченному Саакашвили. А вдруг еще сможет сказать свое веское слово этот пенсионер, который, будучи при власти, делал все, чтобы избежать крови?
Свой прошлый день рождения Шеварднадзе отметил скромно. Гостей было не больше 20 человек - дочь Манана и другие близкие родственники, друзья сына Пааты, прилетевшего из Парижа, где он много лет работает в структурах ЮНЕСКО. Дети и внуки очень поддерживают опального экс-президента. Особенно - в прошлый день рождения, впервые за многие годы проведенный без Нанули. Судя по всему, торжество и в этом году будет скромным.
comments (Total: 7)