Откуда берутсЯ Дети
Многие американцы воспринимают усыновление (удочерение) детей, в частности, детей-иностранцев, как идиллическое туристско-рыночное приключение – вроде покупки сувениров на шумном базаре или в колоритной деревушке. А с легкой руки иных голливудских звезд, усыновивших (удочеривших) прелестных малышей из стран Третьего мира, это «приключение» приобрело также модный и гуманный нюансы.
Процесс усыновления тоже представляется многим американцам легким и увлекательным. Вы находите в киберпространстве сайт какого-нибудь посреднического агентства, «влюбляетесь» в того или иного ребенка, рассматривая фотографии, выставленные на всеобщее обозрение и, пройдя необходимые процедуры (в Америке и/или за рубежом), привозите осчастливленного вами крошку домой, где его (ее) с нетерпением ждут многочисленные заботливые родственники.
В реальности, увы, не все так привлекательно, как в массовом воображении. Процесс усыновления детей – и американцев, и иностранцев, - долгий и изматывающий, результаты его не всегда предсказуемы, а очаровательные крошки часто вырастают в неуправляемых, психически нестабильных подростков, приносящих родителям одни разочарования и горести. Да и в основе усыновления (удочерения) обычно лежат трагедии – бездетность, одиночество, потеря ребенка, потеря веры во врачей, обещающих, что чудо еще может произойти, и вы еще можете стать матерью (отцом)...
Первый этап в процессе усыновления – выбор агентства – посредника либо между биологическими и приемными родителями, либо между осиротевшими (покинутыми) малышами и людьми, желающими принять их в свою семью. Агентства подразделяются на международные (помогающие вам усыновить детей из зарубежных, главным образом развивающихся стран) и национальные или домашние (оперирующие внутри Америки), а последние, в свою очередь, - на государственные и частные. Каждое из этих агентств рекламирует свои преимущества, и лишь самые большие и респектабельные объективно знакомят со всеми плюсами и минусами различных видов усыновления.
Государственные агентства отмечают, что их услуги обходятся гораздо дешевле, чем услуги частных. Частные гарантируют здоровье детей, знакомство с их биологическими родителями и возможность забрать младенцев домой прямо из больницы, сразу после их появления на свет. Международные агентства напоминают, что вам не надо стоять в длинных очередях, ждать рождения детей или терпеть капризы биологических матерей, у которых семь пятниц на неделе: благо детишек много – обоего пола, любого возраста, с любым цветом волос и глаз, - а их родные мамы и папы о них даже не вспоминают...
При этом государственные агентства «забывают», что их питомцы часто происходят из семей наркоманов и алкоголиков, а многочисленные бюрократические процедуры, предшествующие усыновлению, могут измотать самых терпеливых мужчин и женщин. Частные агентства не афишируют, что родные мамы малышей иногда в последнюю минуту решают сами их воспитывать, и «отбивать» у них детей приходится через суд. А международные агентства не любят напоминать о том, что большинство детей, находящихся под их эгидой, не отличаются крепким здоровьем, да и «увлекательные путешествия» в малоразвитые страны обходятся достаточно дорого. Более того, эти международные агентства разрабатывают специальную маркетинговую технику, чтобы выгоднее продавать детей с различными болячками.
Зайдя на сайт любого международного агентства, предлагающих американцам детей из развивающихся стран, вы находите там массу заманчивой и многообещающей информации. На сайтах подчеркивается, к примеру, что в России можно найти мальчиков и девочек в возрасте от года до 14 лет и одновременно усыновить двоих ребятишек, связанных или не связанных между собой родственными узами. Что все без исключения китайские девчушки прекрасны и послушны. Что в Украине государство бережет детей и не отдает их всем без разбора – только мужчинам и женщинам, состоящим в законном браке и достигшим достаточно зрелого возраста (приемным родителям должно быть не меньше 25 лет). Что в Казахстане вас ждут чудные малыши самого разного происхождения, которые, к тому же более здоровы, чем дети из восточно-европейских стран (консервативная казахская культура не поощряет употребление молодыми людьми алкоголя и наркотиков) и растут в более благоприятных условиях (нянюшки в казахских сиротских домах отличаются большей теплотой и чадолюбием, чем «холодные» северянки).
Вся эта информация сопровождается фотографиями прелестных, весело улыбающихся ребятишек и трогательными рассказами об удачных усыновлениях (удочерениях) – эдакими голливудскими сказками со счастливым концом.
Что скрывается за такими привлекательными фасадами?
К сожалению, много уродливых фактов. Главный из этих фактов – относительное здоровье детей, которых могут вам предложить международные агентства. Большинство мальчиков и девочек, попавших в сиротские дома малоразвитых стран (в том числе бывших советских республик) страдают от различных физических и психических заболеваний. Некоторые их этих заболеваний они получают в наследство от родителей – алкоголиков, наркоманов, больных бедняков, - другие приобретают в сиротских домах в результате недоедания и равнодушного, если не жестокого отношения персонала. При этом медицинские данные об этих детях, как правило, очень скупые, поверхностные и неточные, поэтому приемные родители узнают об их проблемах позже – иногда много лет спустя.
Тем не менее, усыновление (удочерение) детей из зарубежных, развивающихся стран – от России до Эфиопии – становится все более распространенным явлением. За последние 20 лет число подобных усыновлений утроилось и сейчас достигает 20,000 в год. Конечно, некоторые американские супруги руководствуются благородными побуждениями – спасти несчастных, заброшенных, нищих сирот (есть даже добрые души, ищущие именно больных, слабых детей), - но большинство привлекает относительно легкий процесс усыновления за рубежом. Результаты таких союзов самые разные – от идеальных до трагических. Причем, наиболее примерными детьми оказываются те самые – прелестные и послушные – девочки из Китая, а наиболее трудновоспитуемыми - мальчики из Восточной Европы, в том числе – России.
Мода на детей из зарубежных стран и связанные с нею опасности привели к развитию новой области медицины, которая так и называется – adoption medicine. Первая клиника, которой руководит доктор Дана Джонсон, открылась в 1986 году, и с тех пор уже 200 американских врачей стали специалистами в этой сфере. Аdoption medicine можно назвать превентивной. Цель врачей – получить максимум информации о детях-иностранцах, которых американцы собираются усыновить (удочерить) и оценить их физическое и психическое здоровье. В результате таких педантичных проверок многие дети так и остаются в сиротских приютах России, Украины, Казахстана и Вьетнама, зато предотвращаются многие семейные американские трагедии.
Некоторые заболевания ребятишек могут быть распознаны по их фотографиям (если дети не улыбаются и смотрят в глазок фотоаппарата). Так, показатель fetal alcohol syndrome - сглаженная ямка между носом и ртом. Для выявления других отклонений нужны дополнительные сведения, и врачи, специализирующиеся по adoption medicine, посылают многочисленные запросы в родные страны ребятишек.
Впрочем, есть опасности, для определения которых не нужны медицинские анкеты. Как сказала Дана Джонсон в беседе с корреспондентом “Нью-Йорк таймс”, все девочки и мальчики, побывавшие в детских домах и сиротских приютах, травмированы, ибо лишены материнской ласки, внимания и тепла. Правда, раны на душах некоторых детей заживают сравнительно быстро, но шрамы у многих остаются на всю жизнь.
Бывает, что даже самые опытные, поднаторевшие в adoption medicine американские врачи не могут добиться получения максимума информации о детях от своих зарубежных коллег. В таких случаях приемных родителей предупреждают о возможных последствиях, – ожидаемые сюрпризы все-таки менее страшны, чем неожиданные.
Бывает также, что приемные родители приводят детей в клиники, специализирующиеся по adoption medicine, уже после усыновления (удочерения). Тут врачи уже не могут предотвратить семейные трагедии, но могут, по крайней мере, смягчить их, назначив детям специальные курсы лечения
В 2005 году в клинике Даны Джонсон определили физическое и психическое состояние 2,500 детей. Из них здоровье 2,000 детей рассматривалось до их усыновления, а 500 – после. 100 мальчиков и девочек прошли курс лечения у психологов и психиатров.
В функции Даны Джонсон и ее коллег входят и семейные консультации. Так, приемных родителей предупреждают, что в первые месяцы только они (а не бабушки, тети или бебиситеры) должны кормить, купать и утешать своих детей, быть для них единственным источником тепла, заботы и любви.
В целом американские социологи высказываются в пользу “домашних” усыновлений, подчеркивая, что подавляющее их большинство приводит пусть не к голливудским, но вполне счастливым концам. Точных статистических данных по “международным” усыновлениям пока нет. Тем не менее, специалисты предупреждают потенциальных родителей: “Усыновляя ребенка из другой страны, вы усыновляете и другую культуру”. Особенно это относится к детям постарше, которых языковой и культурный барьеры могут отделить (отдалить) от самых заботливых приемных родителей.
Однако американские женщины и мужчины, отчаявшиеся иметь своих детей и уставшие от борьбы с бюрократическими агентствами США, не всегда прислушиваются к советам врачей. Они все так же заходят на Интернет, “влюбляются” в хорошеньких русских (украинских, казахских, китайских) мальчиков и девочек и отправляются в экзотические страны за материнским и отцовским счастьем. Обретают ли они его там? Обретают ли несчастные пост-советские детишки любящих мам и пап? Вопрос остается открытым.
comments (Total: 5)