Электронный ксперимент над детьми?
Алексу Н. всего полтора года, но его молодые, просвещенные и честолюбивые родители уже успели купить ему всевозможные электронно-образовательные игрушки – видеоигры, компьютерные программы и т.д. Мама и папа Алекса уверены, что эти игрушки могут полностью раскрыть потенциал их сына и раскрыть с максимальной скоростью. «Они разработаны специалистами именно для того, чтобы дети развивались, - говорит отец Алекса Евгений. – Конечно, мы с женой могли бы сами придумывать разные игры, ребусы и задачки для ребенка, а потом сидеть с ним и играть, но ведь на это уйдет масса времени, к тому же мы никогда не сможем предложить ребенку такие занимательные, яркие, захватывающие игры, какие можно купить в магазине. Зачем от них отказываться? Мне жаль, что в годы моего детства их не было...» «Мы живем в век информатики и технологии, - вторит Евгению его жена Ася. – Ребенок должен с детства к ним привыкать. Электронные игры развивают фантазию, ускоряют реакцию, приучают к неожиданностям. А все эти качества очень ценны в американской жизни...»
С Евгением и Асей согласятся многие родители – такие же молодые, просвещенные и честолюбивые. Однако с ними не согласятся многие педиатры и детские психологи. В опубликованном недавно докладе Kaiser Family Foundation утверждается, что в нашем обществе пока не было проведено исследований, свидетельствующих об образовательной ценности электронных игрушек или показывающих, как они действуют на детскую психику. Зато наблюдается тревожащая тенденция – родители начинают покупать детям различные медиа-игры чуть ли не с пеленок.
«Рынок растет огромными темпами, а исследования за ним не поспевают, - сказала в беседе с журналистом «Нью-Йорк таймс» Вики Райдаут, вице-президент Kaiser Family Foundation. – Нет никакой теоретической базы, подтверждающей, что малыши могут учиться с помощью этих продуктов, нет и исследований, показывающих, как они влияют на детей».
По мнению г-жи Райдаут, электронные игрушки могут на время заменить перегруженных работой родителей, но не могут всегда исполнять их роль. Более того, они приучают детей общаться с виртуальными существами в то время, когда им особенно нужно общение с реальными людьми или, по крайней мере с игрушками, которые можно подержать в руках, а не только увидеть на экране. Столик современного ребенка похож на письменный стол менеджера крупной компании – с поправкой разве что на яркость электроприборов, которыми он уставлен. Лаптопы и приставки с видеоиграми постепенно вытесняют кукол и плюшевых медвежат, а скоро, наверное, вытеснят и погремушки.
Электронно-просветительские игры для детей запрудили рынок начиная с 90-х годов прошлого столетия, когда в детских магазинах появились видеосериалы типа “Brainy Baby” и “Baby Einstein”. Потом на рынок обрушились уже более совершенные, новаторские изобретения – портативные и настольные видеоигры типа V-Smile и Leapster, компьютерные программы и т.д. В 1999 году Американская академия педиатров, встревоженная новой тенденцией, обнародовала доклад, в котором советовала вообще не подпускать к телевизору или компьютеру детей до двух лет. Педиатры утверждали, что приобщение к виртуальному миру может замедлить развитие мозга детей, которым в этот период необходимо приобщение к миру реальному. Судя по данным Kaiser Family Foundation, родители игнорируют рекомендации врачей, и дети в возрасте от 6 месяцев до 3 лет проводят в среднем час в день перед экраном телевизора и 47 минут – перед монитором компьютера.
По мнению детского психолога Клэр Лернер, нынешние родители поклоняются технологии и считают, что все, связанное с технологией – позитивно и прогрессивно, что она не может принести вреда и ни в коем случае не может вызвать задержки в развитии. «Когда эти родители видят, что их ребенок с увлечением играет в видеоигру, они приходят в восторг, - сказала г-жа Лернер. – На самом деле для развития ребенка было бы гораздо важнее играть со сверстниками. Придумать вместе с другими детьми какую-то историю гораздо эффективнее, чем перемещать виртуальные существа и предметы на экране. Дети гораздо лучше учатся в процессе общения с себе подобными...»
Немногие исследования, уже проведенные в этой сфере, показывают, что образовательные телепрограммы могут увеличить словарный запас детей в возрасте от 3 до 5 лет или научить их быстро считать. Но большинство экспертов по умственному и эмоциональному развитию детей соглашаются в одном: дети до 3 лет недостаточно развиты, чтобы учиться посредством медиа-продуктов.
Тем не менее идеализирующие технологию родители не сомневаются в том, что она может творить чудеса и превратить их малышей, едва научившихся ходить и говорить, в “Baby Einsteins”. Эти заботливые мамы и папы загадывают вперед, торопят время и покупают для своих несмышленышей электронные игрушки, которые выпускаются для детей младшего школьного возраста. Есть, конечно, и родители, уверенные, что их дети уже подают надежду стать Эйнштейнами и поэтому способны в самом нежном возрасте одолеть игры, предназначенные для детей постарше.
“Люди, которые не советуют покупать малышам электронные игрушки, на мой взгляд, просто ретрограды, - сказала мне Аня Т., дочь моей подруги, год назад ставшая матерью. – В детстве я очень любила, когда мама рассказывала мне сказки, но еще больше я любила смотреть мультики по телевизору или слушать пластинки со сказками. – Голоса артистов, музыка – все это так действовало на воображение! Дети инстинктивно тянутся к тому, что им нужно, что помогает им развиваться. И мой сынок уже тянется к видеоиграм. Зачем же лишать его этого?..”
С Аней согласна Маргарита Н., мать двоих дочерей - 12 и 4 лет. “Я начала учить старшую дочку читать и считать, когда ей было всего 2 года, но не особенно преуспела. Младшая тоже начала приобщаться к буквам и цифрам в этом возрасте, но с помощью Leapster. И что же? Она уже знает все буквы и считает аж до 100! Я была бы дурой, если бы отказалась от такой возможности...”
Индустрия детских электронных игр завораживает родителей, родители, в свою очередь, подгоняют индустрию. Гигант и ветеран этой области Sesame Workshop тоже стал выпускать продукты (в частности, DVD!) для малышей в возрасте 6 месяцев и старше. Президент Sesame Гэри Кнелл признался, что его компания не могла оставаться в стороне и плестись в хвосте. «Везде ты видишь младенцев, которые смотрят видео, - сказал он. – Мы должны идти в ногу со временем». Правда, по мнению, Кнелла, его продукция соответствует действительности и учитывает возрастные особенности тех, кому она предназначена.
Другие фирмы не столь щепетильны: их реклама обещает родителям превратить их детей в гениев – развивать логически-аналитическое мышление, вводить в мир систем, моделей, структур и т.д.
“Turn Game Time into Brain Time” –призывает реклама видеосистемы V. Smile, которая признана лучшей игрушкой года на шоу детских игрушек 2005 года. А еще одна телереклама убеждает родителей, что их дети никогда не попадут в колледж, если они не будут играть в видеоигры.
Кстати, большинство промышленников проявляет больше честности, чем можно было ожидать (как-никак, речь идет о детях!). Компании, производящие электронные игрушки, говорят, что опираются на уже проведенные исследования, но признаются, что исследования эти далеки от совершенства, поэтому ученым следовало бы предоставить им новые, более точные данные.
“Ничто не свидетельствует о том, что наши игрушки помогают, - сказала, к примеру, Марша Гримли, продюсер видеоигр “Brainy Baby”, - но ведь ничто не свидетельствует и о том, что они наносят ущерб”.
Некоторые детские психологи считают, что для родителей нужно составить хотя бы нечто вроде путеводителя по детским медиа-продуктам, рекомендующего им, для какой возрастной группы детей предназначена та или иная электронная игрушка. В Америке изданы справочники, сравнивающие назначение и ценность любых товаров – от продуктов питания до пуховых подушек. Но мир электронных игр остается для родителей хаотичным, и в выборе им приходится опираться на свои, далеко не профессиональные соображения.
Находятся, конечно, ученые и журналисты, поглаживающие честолюбивых родителей по шерстке и подталкивающие их к покупке новых медиа-продуктов для своих отпрысков. Так, Уоррен Баклейтнер, редактор журнала Children’s Technology Review, заявил, что дети, регулярно пользовавшиеся видеоиграми, выявляют в школе гораздо большие способности к учебе, чем дети, которых родители лишали столь невинного и столь многообещающего развлечения. Сравнивая электронные игрушки с “гиперактивными нянями”, г-н Баклейтнер признал, что у них есть некоторые недостатки, но выразил надежду, что эти “няни”, как и технология вообще, будут совершенствоваться.
Тем не менее и он признал, что даже самая совершенная электронная няня не сможет заменить настоящую, из плоти и крови. “Ни один педагог не сомневается в том, что все конкретное и реальное всегда лучше”, - сказал он.
Итак, компании выбрасывают на рынок новые медиа-продукты для детей, ученые с недоверием к ним присматриваются, родители с увлечением их покупают, а дети, естественно, ими пользуются.
По мнению Дэна Андерсона, профессора психологии из Массачусетского университета, наше общество находится посередине “масштабного, никем не контролируемого эксперимента над нашими детьми”. Надо надеяться, что результаты эксперимента будут положительными.