ПИРРОВА ПОБЕДА
В мире
Ну, не удивительно ли! В разгар антиамериканской кампании в российских СМИ, когда оппозиционные демонстрации официально объявлены спровоцированными из-за океана и проплаченными Госдепом, вдруг все московские теле- и радиоканалы, как по команде, начинают свои новостные программы с этого двадцатиминутного телефонного разговора: Барак Обама с президентского борта номер один позвонил Путину и поздравил с победой на выборах, а потом оба лидера минут двадцать неформально трепались о том, о сем – содержание беседы не разглашается. И это притом, что по главным американским новостям об этом звонке - ни звука.
Может, потому в Америке и нет интереса к этому разговору, что отсутствует контрастный фон: антироссийская пропаганда?
Отношение в стране моего нынешнего проживания к стране моего рождения – спокойное, Америка к России дышит ровно, никакого напряга, у США и без того международных проблем под завязку.
Но почему тогда там, за океаном, такой вдруг ни с того ни с сего крутой, на 180 градусов, поворот в кремлевских СМИ – от антиамериканской истерии к чуть ли не проамериканскому низкопоклонству? От любви до ненависти один шаг, а в обратном направлении?
Звонок из Москвы: «Услышав, что ваш поздравил нашего, мы вздохнули с облегчением...» А это значит, что до самого конца у Путина уверенности в этом звонке не было, тем более днями прежде Барак Обама поздравил с выборами, но не его, а россиян. Что было, конечно, не по протоколу.
Какие-то колебания в Белом доме, конечно, были, учитывая, мягко говоря, непрозрачный характер российских выборов и неуверенность Путина в легитимности своей победы. Да и вся эта предвыборная антиамериканская истерия была наигранной, заказной, чтобы подхлестнуть патриотические настроения пропутинского электората – кругом враги! - скорее симуляция истерии, чем настоящая истерия.
Потому она так легко, в мгновение ока, и слиняла, стоило только президенту США утвердить на царство президента России. Как ярлык на княжение в Орде. По крайней мере, так вся эта странная история видится мне отсюда.
Когда-то Пастернак обмолвился гениальной фразой (само собой, не одной): «...Но пораженье от победы ты сам не должен отличать». Хоть это обращено к художнику, но применимо и к политику типа Путина, который от панического страха перед выборами в связи с протестными митингами перешел после своей «победы» к эйфории и даже пустил слезу на Манежной площади: «Это от ветра...».
Вроде бы, мелочевка, но этой неожиданной слезоточивостью занимаются теперь политологи (слезы как новый способ коммуникаций с массами), историки (нацисты тоже были сентиментальны), театральные профи (актерство, крокодиловы слезы), психоаналитики (душевный стресс, эмоции Нарцисса), врачи (слезоточение от бокса или неудачной лицевой подтяжки), геронтологи (состарился, а потому глаза на мокром месте) и даже футуристы-злопыхатели (Москва слезам не верит). Слезливость эту мгновенно подхватили антипутинские демонстранты: «О чем грустишь, Влад?», «Отплачутся кошке мышкины слезы», «Вова, ты еще наплачешься» (надпись на зарешеченном портрете ВВП).
Я не собираюсь заниматься тем, что можно найти в любом репортаже из Москвы: сколько на самом деле собрал Путин голосов, если отбросить «карусели», массовое, пачками, вбрасывание бюллетеней и фальшак при подсчетах – меньше или больше 50%? Хотя по любому странно, что он собрал так мало, несмотря на то, что предварительно создал «вертухаль» власти - так называемую «суверенную демократию», управляемую сверху, из Кремля.
Свобода осталась только в анекдотах: «Инаугурация отменяется. Коронация назначена на четверг». Пусть не царь, но и не легитимый президент: тиран, деспот, диктатор, вождь, узурпатор, пахан – читателю на выбор. И зачем, спрашивается, тратиться на эту политическую фикцию – выборы без выбора?
Однако эти лже-выборы – дело прошлое, а что за ними? Время не остановилось на этих выборах, а следы преступлений, как говорил Ежи Лец, ведут в будущее. Бессмысленно подсчитывать, где народу собралось больше – в Лужниках или на Болотной, на Манежке, на Пушке или на Новом Арбате? Как утешают нас женщины, дело не в размере. Не количество, а качество. Есть разница между согнанным – пусть не быдлом, а чернью, которая пришла на пропутинские митинги из-под палки или за деньги (масса свидетельств), и сознательным выбором антипутинцев – эти люди выходят на демонстрации, несмотря на угрозы, штрафы, аресты. Конечно, такое в России случалось неоднократно: официальная история и история народная шли разными путями. Но как долго в наше время власть может игнорировать общество, плестись у него в хвосте и править против народа?
Разве не парадокс, что оппозиция боится радикализации оппозиции, то есть самой себя? О чем говорить, предпочтительнее вельветовые революции, как в Чехословакии, или революции роз, как в Грузии, и Россия навидалась революций в прошлом веке, но как долго можно испытывать терпение общества? Вот новый тип оппозиционного лидера – молодой блоггер Алексей Навальный. Да, человек-проект, вокруг него крутятся политтехнологи, экономисты, журналисты, пиарщики, но он остается самим собой: трибун, радикал, революционер. Он знает, чего хочет, им движет ненависть к путинскому режиму, он умеет воспламенить массы.
Главред «РБ» считает, что я злоупотребляю историческими экскурсами, параллелями и цитатами, но что делать, если столько сказано до тебя и лучше тебя? Ограничусь хотя бы несколькими ссылками. Минуя общеизвестные слова о русском бунте, бессмысленном и беспощадном, что не всегда и не совсем так, да простит меня родоначальник, напомню о переведенных Пушкиным крылатых словах мадам де Сталь: «Правление в России есть самовластие, ограниченное удавкой». А спустя два года после смерти Пушкина в России побывал еще один путешественник – маркиз де Кюстин, написавший о ней лучшую, на все времена, книгу, запрещенную как в царские, так и в советские времена. Еще бы! Одна только цитата – в контексте нынешней ситуации: «Вот две опасности, грозящие России постоянно: народная анархия, доведенная до крайних степеней - в том случае, если нация поднимет бунт; в противном же случае - укрепление тиранической власти, угнетающей эту нацию более или менее жестоко, в зависимости от времени и места». И, наконец, замечание нашего историка В.О.Ключевского о «злокачественной русской истории».
Все, однако, круто меняется в эпоху современных электронных коммуникаций, когда, как говорят теперь в Москве, «по мылу» можно получить и отправить все, что угодно, откуда угодно и куда угодно. Чем русские - ах, простите, россияне – хуже арабов, которые устроили свои революции с помощью электронки, пользуясь твиттером и «фейсуя» информацию (опять-таки пользуюсь нынешним русским арго)? Тунис, Йемен, Египет, Ливия и далее везде: арабская весна перешла в арабскую зиму, и неизвестно, в какой еще сезон зашкалит. Россия – исключение? Чем дольше держать кипящий котел под крышкой, тем вероятнее взрыв. До Путина это, вроде бы, наконец, дошло, и он воленс-ноленс не очень препятствует охватившим Россию антипутинским демонстрациям: пусть еще не свобода, но хоть какая-то отдушина. А попробовал бы он им воспрепятствовать? Неизвестно, послушались бы омоновцы его карательных приказов или ослушались? Кого Путин боится больше – своих оппонентов или своих соратников?
Касаемо оппозиции, то ее крепнущая сила прямо пропорциональна усиливающемуся бессилию и политическому одиночеству нелигитимного лидера. В свое время у Путина не хватило ума, а теперь, боюсь, он опоздал последовать мудрому совету британского политика Бенджамина Дизраэли: «Ни одно не может считать себя по-настоящему в безопасности там, не существует влиятельной оппозиции».
Через два месяца в Кремле произойдет инаугурация сильно ослабшего, без гарантий на долгий срок, лидера, который вынужден будет считаться и с несистемной оппозицией (вместо ручной), и с собственным окружением, и с мировым общественным мнением, и с электронными средствами связи. Таково мое личное мнение – в отличие, скажем, от точки зрения российской журналистки Натальи Геворкян, которая в недавно вышедшей по-французски книге “Prisonnier de Putine” пишет, что Путии, наоборот, будет закручивать гайки. К счастью, это уже не в его силах. Мне ближе точка зрения другой российской журналистки Маши Гессен, которая в книге о Путине «The man without face”, которая издана в США, сравнивает путинский режим с пирамидой, из основания которой выпало слишком много кирпичей, и все строение может рухнуть.
Как только Путина не называют теперь политологи и журналисты – от «теневого президента теневого государства» до «ужасной смеси бюрократа советской закалки, тоталитарного правителя и уличного бандита». Последнее определение принадлежит аналитику московского Карнеги-Центра Лилии Шевцовой. Однако даже она считает, что победа Путина означает конец его эпохи. Образно выражаясь, Пиррова победа. Не только из-за нелигитимности выборов, крепнущей оппозиции, электронных коммуникаций и «всей президентской рати», чья лояльность не навсегда. Напомню: Хрущева свергли его собственные соратники и ставленники. Путин оказался в изоляции, потому что против него не только общество, но и время, которому он не соответствует. Вектор русской истории резко изменился.
comments (Total: 17)
Возможно вы не читаете английские сайты, но президента США как только не называли и как только не ругали. И я имею в виду не только сегодняшнего президента. Несчачтного Пу шепотом назвали плохим словом, он так разволновался, что давление поднялось. Сочуствую. Вам.
Вы уже обратили внимание на их тактику наперсточников, благословленную верховным мутантом. Они обвиняют других в СВОИХ гнусностях. Все построено на этом, и, к сожалению, все шире внедряется в жизнь. Но, знаете, что хорошо? Прихвостни лучше других знают, что хвост не набрал реального большинства:) И да - бедный, бедный Обама…
что перенапряглись.Так и хочется зарыдать,прижав руку к груди,читая ура-патриоток. Моргана,вы уже уделались с вашими примерами дач и дворцов Путина,когда у вас попросили достоверные доказательства. Слились тихо в сторону. А Лена,страдалица. Прикиньте,слезливая,если здесь в Штатах выведут толпу на улицы и они начнут нарушать регламент демонстрации? Их будут целовать? Да,только газом. А если начнут называть президента вором? Ну,поразмыслите? Приведут в суд и потребуют доказательств. А там, в России, хомячкам всё позволено. И в тайгу их отправят не без суда и следствия,а за подстрекательство к насильственной смене власти. Эти предложения звучали в криках "На Кремль". Пока всё в стадии расследования,но надеюсь,что поганки получат то,что следует. По-поводу МИДа могу сказать,что посол России не позволит себе пригласить "лидеров" оппозиции перед выборами президента Америки. О содержании беседы эти ублюдки не распостранялись из чего сделан вывод,что их инструктировали. И ещё,Моргана. Вы обсуждаете страну,гражданином коей я являюсь,а газета печатая эти пасквили,соглашается с мнением авторов.Поэтому я комментирую их,хотите вы этого или нет. И скажите Елене,чтоб не беспокоилась. Ей ничего не угрожает.