В Тбилиси снова удивили Иерусалим
В мире
В канцелярии премьер-министра и в Министерстве иностранных дел Израиля заявили, что удивлены очередными заявлениями, сделанными в Грузии, причем - на самом высоком уровне.
В конце февраля в эмоциональном часовом выступлении перед курсантами и преподавателями Национальной академии обороны, президент Саакашвили заявил, что его страна непременно вернет себе Крестовый монастырь (монастырь Святого Креста) в Иерусалиме.
«Мы благодарны правительству Израиля за сотрудничество, в частности, в вопросе сохранения грузинских святынь в Крестовом монастыре, - сказал он. – Сейчас должен быть поставлен вопрос о возвращении этого монастыря Грузии и Грузинской Церкви. В нем вновь должен совершаться грузинский молебен, он – часть нашей истории, и должен стать частью нашей культуры - как это было в течение веков».
А главное, президент во всеуслышание сообщил: «В первый же свой приезд в Иерусалим я поставил этот вопрос, и по нему сейчас ведутся переговоры». При этом общественность заверили, что вопрос решается совместно с Патриархией Грузии.
О чем же идет речь?
Крестовый монастырь в южной части израильской столицы стоит там, где, по преданию, племянник Авраама – Лот, во искупление грехов, посадил дерево. По приказу царя Соломона дерево спилили для строительства Храма, но не воспользовались им. А потом именно из него был сделан крест, на котором распяли Иисуса Христа. В IV веке грузинский царь Мириан III, при котором христианство стало государственной религией, получил эту землю в дар от византийского императора. А в 1038 году грузинский архитектор Георгий-Прохор Шавтели построил здесь мужской монастырь, вокруг которого расселились крестьяне из Грузии. Этот монастырь стал не только форпостом грузинской культуры на Святой земле, но и крупнейшим центром копирования и изучения древних рукописей и манускриптов. Именно сюда в 1185-м по приказанию легендарной Царицы Тамары, переселился великий грузинский поэт и общественный деятель Шота Руставели. Он многое сделал для устранения последствий нашествия крестоносцев, завершил здесь свою поэму «Витязь в тигровой шкуре» и, по легенде, похоронен на территории монастыря.
О его пребывании свидетельствует надпись на фреске с его портретом. Словом, монастырь действительно связан с историей Грузии. Но с годами этой стране, постоянно подвергавшейся нашествиям врагов, стало трудно поддерживать его финансами, как и всю свою общину на Святой земле. В XVII веке Иерусалимская Патриархия Греческой Православной Церкви (ГПЦ) выплатила долги монастыря кредиторам и владеет им по сей день.
Теперь, после выступления Саакашвили, грузинские СМИ известили, что «монастырь в XVII веке был занят греческими священниками», а замминистра иностранных дел Нино Каландадзе подчеркнула, что его возвращение – один из приоритетов в переговорах с израильтянами. Словом, многовековой лед тронулся, господа присяжные заседатели!
Правда есть одна «мелочь»: когда все это дошло до Иерусалима, там категорически заявили, что и во внешнеполитическом ведомстве, и в канцелярии премьера ни о чем подобном и слыхом не слыхали, а «любые другие структуры не уполномочены вести контакты по подобной тематике».
В Иерусалимской Патриархии же напомнили, что монастырь Святого Креста принадлежит ей уже почти 330 лет, никаких переговоров о его принадлежности с грузинской стороной не было и в помине, «но, в любом случае, никто, кроме ГПЦ, не имеет права обсуждать вопросы, связанные с ее собственностью».
Министр культуры Николоз Руруа высказался довольно туманно: «Переговоры о Крестовом монастыре на данном этапе ведутся только на политическом уровне. Его можно вернуть лишь усилиями государства, мы делаем максимум для этого, в процесс, разумеется, будет включена и Церковь. Пока, во благо дела, воздержусь от разглашения деталей».
Зато в парламентском большинстве и не думают, хотя бы об осторожности, в констатации фактов. «В связи с Крестовым монастырем создана государственная комиссия, ведущая соответствующую работу, - сообщили там. – О результатах этой работы общественность узнает, когда будут первые ощутимые шаги». А на вопрос, знает ли, все-таки, израильская сторона о намерениях Грузии в отношении монастыря, ответ был столь же кратким, сколь неопределенным: «Работа начата».
В чем выражается эта работа, кто и когда ее начал, покрыто мраком неизвестности. Потому что в Иерусалиме по-прежнему заявляют: им непонятно, о чем идет речь. Пресс-служба МИД напоминает, что монастырь вообще принадлежит не Израилю, а Иерусалимской Патриархии, с XVII века. Поэтому дипломатическое ведомство подчеркивает: «У грузинской стороны нет никаких причин вести с нами переговоры».
Но самое печальное, что, при всем уважении к братской Грузинской Церкви, патриарх ИерусалимскийФеофил III считает: власти Грузии, сами того не сознавая, стали... инструментом в руках третьих сил. «Я оказался перед огромной дилеммой, поскольку не имею права пускаться в объяснения по этому поводу, дабы не пойти на поводу у тех, кто желает разжечь конфликт между нашей Патриархий, Грузией и властями Израиля, - говорит он. - Это – далеко не первая попытка тех сил раздуть скандал на пустом месте. Такое происходит периодически, зачастую на основании малопонятных доводов, похожих на этот.
Не буду говорить, о ком идет речь – мы не хотим ни с кем конфликтовать. Но эти силы заинтересованы отнюдь не в возвращении монастыря или оказании помощи Грузии. Они выбирают болевые точки разных сторон и на их основании пытаются нарушить существующий в Святом городе мир и баланс. Подчеркиваю, я приложу максимум усилий, дабы никакого скандала не произошло, и отношения нашей Церкви с великим братским грузинским народом не были омрачены. К сожалению, я не могу сказать большего».
А вот анонимные источники в ГПЦ более откровенны с израильскими журналистами. Они отмечают, что «палестинская администрация использует любой повод для провоцирования конфликтов вокруг святых мест в Иерусалиме».
Патриархия Грузии на ситуацию вокруг Крестового монастыря тоже отреагировала однозначно. В ее специальном заявлении подчеркивается, что лишь из сообщений СМИ она узнала об «определенных шагах» правительства страны по возвращению этого монастыря.
«Общество связывает это с визитом Католикоса-Патриарха в Святую землю и требует комментария, - говорится в заявлении. - Разъясняем, что Илия II во время визита в Израиль действительно провел встречи с лицами высшего ранга, однако тему Крестового монастыря он не поднимал. Отмечаем, что Грузинская Церковь в данный момент не располагает информацией о том, какие действия, связанные с этой темой, осуществило правительство Грузии».
В общем, вопросы к руководству Грузии напрашиваются сами собой. На каком таком политическом уровне ведутся переговоры? С кем работает парламентская комиссия, если в Израиле никто ничего не знает? И как мог Саакашвили во время визита в Иерусалим в 2004 году поднять этот вопрос, если сейчас официально заявлено, что впервые о возврате монастыря заговорил глава МИД в начале нынешнего месяца? У грузинской оппозиции - единственный ответ на все эти вопросы. Она утверждает, что у президента спонтанно родился очередной нереальный прожект. Который и был озвучен то ли в эмоциональном порыве, то ли в качестве продуманного пиара перед предстоящими осенью парламентскими выборами.
Пока же можно говорить лишь об одном реальном предложении, сделанном израильской стороне. Незадолго до высказывания Саакашвили грузинские бизнесмены через посредников предложили... купить Крестовый монастырь. В свое время то же самое хотел сделать и покойный ныне миллиардер Бадри Патаркацишвили. Все они, конечно, получили отказ. Но в их случаях было главное – в Израиле никто не отрицал, что предложения делались. В отличие от нынешней скандально-непонятной ситуации, сложившейся на высшем государственном уровне.
comments (Total: 4)
Некрасиво получается.