Желаем разводиться как все!
Нью-Йорк считается одним из наиболее либеральных штатов в современной, заметно “поправевшей” Америке. Однако контраст между относительной политической «левизной» имперского штата и законом, регулирующим семейно-брачные отношения его жителей, очевиден. Это может показаться довольно странным, но именно в Нью-Йорке продолжают действовать самые жесткие в США правила, связанные с разводом.
В других местах - даже на юге и в центре страны, где большинство населения придерживается консервативных взглядов, расторгнуть брак намного проще, чем в одном из форпостов американских либералов. Нонсенс? Лично для меня, да, хотя есть, конечно, причины, объясняющие такую парадоксальную ситуацию.
Если кто-то из нас, семейных нью-йоркцев, придет к выводу, что жить с «ним» или «ней» больше не представляется возможным, - ну, скажем, не сошлись характерами или взглядами на жизнь - этого для развода будет явно недостаточно. В большинстве случаев процедура расторжения брака в границах имперского штата затягивается, и надолго. Ее, правда, можно ускорить, но для этого придется переехать в другой штат, где желание одной из сторон развестись является достаточным основанием. Напомним, что подобная юридическая практика носит название no-fault divorce. В Нью-Йорке она также применяется, однако при этом существует ряд весьма значимых оговорок, которые практически меняют суть этой программы.
Итак, если вы желаете развестись в Нью-Йорке, вас попросят предъявить суду подтверждения ошибок (fault) вашей второй половины. Что под ними, собственно, понимают? Во-первых, факты т.н. «адюльтера», или другими словами семейные измены. Во-вторых, сведения о жестоком обращении со стороны мужа или жены. В-третьих, свидетельства, подтверждающие, что один из супругов в течение года не жил с семьей. В-четвертых, справку о нахождении супруга (ги)в местах лишения свободы, где он или она отбывают наказание, превышающее трехлетний срок.
Но одних «ошибок» мало. Выслушав инициатора развода, нью-йоркский судья должен выдать распоряжение о годичном раздельном проживании (decree of separation), но это произойдет только в том случае, если так называемая “ошибка” будет признана достаточно серьезной.
Раздельное проживание допускается также на основании заключенного между супругами добровольного договора – separation agreement. В нем учитываются все нюансы, связанные с финансами, недвижимостью (если таковая имеется), детьми и т.д. Процесс составления договора может занять довольно много времени и потребоватаь значительных расходов на оплату адвокатов, представляющих стороны. Нью-йоркский закон о разводах составлен таким образом, что один адвокат не может представлять обе стороны.
После того как договор подписан, его необходимо заверить в суде своего графства. И только после этого начинается отсчет времени перед процессом о расторжении брака.
Даже при выполнении всех условий договора бракоразводный процесс займет больше, чем один год. По истечении года один из супругов (инициатор развода) должен вновь появиться перед судьей и попросить его применить местный вариант no-fault divorce для окончательного расторжения брака на основании строгого соблюдения договора о раздельном проживании.
А что же произойдет, если муж или жена не захотят подписать договор о раздельном проживании (separation agreement)? В таком случае одной из сторон придется придумывать несуществующие «ошибки», которые совершила другая сторона, добиваясь таким образом в суде распоряжения об обязательном раздельном проживании (separation decree). Очень часто невольными жертвами родительских разборок становятся дети, которым приходится выслушивать упреки родителей в адрес друг друга. Судью ведь надо убедить, что под одной крышей приходилось жить с настоящим монстром, а для этого придется фантазировать! Всё это - предупреждают эксперты - очень сильно травмирует психику детей. Ведь чего только не приходится им слышать от родителей...
Во многих штатах всей этой канители удается легко и безболезненно избежать. Для получения decree of divorce никаких басен и сказок об изменах или жестокости супругов рассказывать не надо. Разведут, даже если одна из сторон против. В том случае, если оба супруга хотят расторгнуть брак, их просьба будет удовлетворена. Никаких проблем не возникает.
Надежды на то, что в нью-йоркском законе о разводах произойдут изменения, появились в прошлом году после выступления Джудит Кайе, председателя высшего судебного органа имперского штата New York Court of Appeals. «Настало время тщательно изучить все аспекты закона о разводах, - заявила она, - и если требуется, пересмотреть их».
Кайе инициировала создание специальной Matrimonial Commission, члены которой занялись подготовкой редакции нового divorce law штата Нью-Йорк. Как недавно отмечал журнал Crain’s, председатель New York State of Appeals обещала выступить со своими рекомендациями относительно нового закона о разводах в конце 2005 года. Кстати, свои собственные предложения подготовили и законодатели штатной легислатуры.
«Я думаю, что нам удастся провести их в жизнь, - заявил в интервью Crain’s депутат ассамблеи, демократ Малколм Смит, - если не в нынешнем, то в начале 2006 года».
Вне всякого сомнения то, что это событие повлечет за собой серьезные противодействия. Причем самую жесткую критику следует ожидать вовсе не со стороны адвокатов, хотя бракоразводные процессы приносят им очень солидный доход. Многие адвокаты довольно доброжелательно относятся к использованию в Нью-Йорке упрощенного принципа no-fault divorce law, аналогичного тем, которые используются в других штатах.
Основными противниками либерализации закона о разводах в имперском штате выступает католическая церковь и женские организации, например, очень влиятельная National Organization of Woman (NOW). Эти силы редко идут в одном строю, однако в данном случае они выступают единым фронтом. Причины, по которым католический клир не желает реформировать семейно-брачное законодательство в Нью-Йорке, понятны: римская церковь на протяжении всей своей истории крайне отрицательно относилась к разводам. Что же касается NOW, то ее руководство опасается, что женщины потеряют возможность оказывать давление на своих супругов: хотите развестись - соглашайтесь на наши условия.
Впрочем, так ли уж не выгодны изменения no-fault divorce в Нью-Йорке для женщин этого штата – еще вопрос. Сегодня все чаще и чаще в роли своеобразных шантажистов выступает как раз не слабый, а сильный пол. Нередко именно женщины являются главными добытчиками в семье, они, а не мужчины инициируют бракоразводные процессы. В любом случае, давно уже пора привести нью-йоркский закон о разводах в тот вид, в каком он существует в других регионах страны. Ведь просто позорит один из самых либеральных штатов нашей страны.
comments (Total: 2)