Если б я был султан...

В мире
№9 (828)

 

В числе главных тем, которые обсуждались на недавней Бар-Иланской конференции по статусу женщин, была проблема разводов и многоженства в Израиле и в еврейском мире в целом. Да, как это ни парадоксально прозвучит, узаконенное многоженство в последние годы стало не таким уж редким явлением в еврейском мире. Причем речь идет отнюдь не о еврейских общинах выходцев из стран Востока
 
Признаюсь, впервые я познакомился с историей Мирьям (Марины) П. около полугода назад, но тогда она мне показалась настолько фантастической, надуманной, нереальной, что я просто не решился вынести ее на страницы газеты. По словам Мирьям, она познакомилась со своим будущим избранником в кружке еврейской молодежи своего родного города. В 1991 году они оба репатриировались в Израиль, а в 1992 году сочетались законным еврейским браком. Работа у мужа Мирьям оказалась интересной, и они проводили время то в Израиле, то в России, то в Белоруссии, а то в и США.
Дело о 100 раввинах

По словам Мирьям, у них была счастливая семья, родились трое детей, но счастье это продолжалось лишь до того рокового дня 2004 года, когда муж признался ей, что полюбил другую женщину и уходит к ней жить. Правда, месяца через два муж вернулся. Мирьям приняла его в надежде, что теперь все нормализуется, но ничего не нормализовалось. Спустя еще пару месяцев муж снова ушел из дома, на этот раз навсегда.
 
Не зная, что ей делать, Мирьям выехала из Штатов в Израиль – здесь у нее были родители и другие родственники. Однако спустя некоторое время ей снова пришлось вылететь в Штаты, поскольку супруг подал просьбу о разводе в раввинатский суд одного из американских городов. В суде Мирьям заявила, что не хочет принимать от мужа гет (разводное письмо), а просит дать им возможность попытаться примириться, “сделать шлом-байт”, как выразилась Мирьям.
 
Прошло еще какое-то время, и супруг Мирьям снова принялся настаивать на разводе. Женщина согласилась, но при условии, что муж выплатит ей всю указанную в ктубе на случай развода сумму – 360 тысяч долларов. По словам Мирьям, сумма эта для ее мужа, конечно, немалая, но и отнюдь не недоступная. Тем не менее, выплачивать такие деньги супруг отказался, и начались затянувшиеся на годы переговоры о той сумме, которая должна получить Мирьям в обмен на принятие гета.
 
В один из дней 2011 года она получила письмо, в котором сообщалось, что ее муж получил разрешение 100 раввинов на вступление во второй брак, и теперь у него есть вторая законная жена. То есть по сути развод с Мирьям его больше не волнует.
 
Для нее все это прозвучало, как гром с ясного неба. Ей было непонятно, почему ее не поставили в известность о том, что
муж собирает подписи 100 раввинов. Вдобавок ей очень хотелось спросить хотя бы одного из этих раввинов: поставил ли бы он свою подпись под таким документом, если бы речь шла о его сестре или дочери...
 
Во время нашей первой встречи Мирьям показала мне разрешение 100 раввинов, но тогда я думал, что речь идет о неком уникальном случае, не характерном даже ультраортодоксальных кругов. Но вот недавно израильская писательница Наоми Реген рассказала аналогичную историю на страницах ивритских СМИ. По словам Реген, в течение многих лет она пыталась помочь женщине, переехавшей в Израиль из Штатов, (конкретнее, из Бруклина) после того как она стала жертвой насилия со стороны мужа – члена одной из хасидских общин. Женщина, по словам Реген, потребовала развода, но муж категорически отказался разводиться с ней. Зато через некоторое время эта женщина получила уведомление о том, что ее муж получил разрешение 100 раввинов на брак с другой женщиной. Финал у этой истории довольно грустный: молодая женщина недавно скончалась от рака, так и не дождавшись развода…
 
На Бар-Иланской конференции выяснилось, что и в Израиле раввинатские суды в последние годы все чаще утверждают документ, носящий название “разрешение 100 раввинов” и дающий возможность мужчине жениться во второй раз, не разведясь с первой женой. И хотя израильские раввины (и это признается всеми) выдают такие разрешения куда более осторожно, чем раввины Европы и США, число таких документов растет год от года. В 2004 году в Израиле было утверждено 2 “разрешения 100 раввинов”, в 2005-м – 12, в 2007-м уже 17, а в период с 2004-го по 2008 год было выдано 56 подобных разрешений.
 
О том, с чем связана эта тенденция и какими могут быть ее последствия, и шел разговор на Бар-Иланской конференции. Спор по этому поводу продолжается и по ее окончании, но для начала читателю надо, видимо, пояснить, о чем, собственно, идет речь.
 
Раз раввин, два раввин, три раввин…
Как наверняка известно многим нашим читателям, больше тысячи лет назад рабби Гершом издал галахическое постановление, запрещавшее, во-первых, иметь одному мужчине больше одной жены, а во-вторых, вручать жене разводное письмо, не дожидаясь ее согласия. Но, как всякое правило, эта Галаха предусматривала исключение: мужчина может жениться на второй женщине, не разводясь с первой, если получит на это разрешение от 100 уважаемых раввинов.
Это постановление рабби Гершома было принято всеми евреями Европы и рядом сефардских общин. Но некоторые еврейские общины, прежде всего горские евреи и евреи Йемена, демонстративно отвергли его.
 
Что касается Израиля, то с момента начала действия британского мандата на Палестину здесь был введен закон, однозначно запрещающий многоженство. Позже он автоматически перешел в кодекс законов Государства Израиль. Однако если вы считаете, что многоженство запрещено в Израиле и сегодня, вы ошибаетесь.
 
Если не многоженство, то двоеженство в нашем государстве возможно. Начало этому было положено в 1980 году, когда в главный раввинат обратилась бездетная пара с просьбой разрешить главе семейства, не разводясь с одной женой, взять в жены вторую, чтобы произвести потомство. При этом женщина подчеркнула, что она не просто согласна, а сама является инициатором такого решения возникшей проблемы.
 
Это был один из тех немногих случаев, когда два главных раввина Израиля оказались в непримиримой оппозиции по отношению друг к другу. Главный ашкеназский раввин Шломо Горен был категорически против выдачи подобного разрешения, он заявил, что в данном случае его не убедит даже письмо 100 раввинов, так как нахождение двух жен одного мужчины в одной квартире, с его точки зрения, аморально. Главный сефардский раввин Овадья Йосеф, между тем, сказал, что ради исполнения заповеди “плодитесь и размножайтесь” вполне можно пойти на двоеженство. В итоге дело дошло до БАГАЦА, который постановил, что данный вопрос… находится в компетенции Верховного раввинатского суда, и как тот решит, так и будет. По сути это означало, что решение Верховного раввинатского суда может заменить “разрешение 100 раввинов”. Воспользовавшись этим постановлением, главный сефардский раввин Израиля, являющийся, как правило, сменным председателем Верховного раввинатского суда, подписывает время от времени разрешение мужчинам на вступление во второй брак, не расторгая первого.
 
Ну а в последнее время эта поблажка стала пользоваться, так сказать, спросом у евреев Европы и США, которые таким образом решают проблему с женами, отказывающимися получить гет. Делается это так: адвокат или даже сам председатель того или иного раввинатского суда рассылает по электронной почте письмо 100 раввинам с подробным пересказом истории того или иного мужчины и просит их поставить под письмом свою подпись. Те подписываются и высылают копию письма по факсу или по той же электронной почте. Электронная почта работает мгновенно, раввинов в наши дни более чем достаточно. Таким образом, сегодня получение “разрешения 100 раввинов” может занять максимум несколько недель, а то и всего пару дней.
 
Но именно в этом многие специалисты по еврейскому праву и видят нарушение Галахи, попрание ее духа. Они напоминают, что рабби Гершом вводил требование о “разрешении 100 раввинов”, исходя из того, что получение такого разрешения в его эпоху было связано с неимоверными трудностями. 
 
Во-первых, напоминают они, в Галахе разъясняется, что “разрешение 100 раввинов” необходимо лишь в тех случаях, если женщина по причине своей физической или душевной болезни не в состоянии дать разрешение на гет. Во-вторых, в эпоху рабби Гершома для того чтобы найти 100 уважаемых (то есть глав религиозных судов) раввинов, надо было объехать как минимум половину Европы, потому что раввины такого уровня имелись тогда далеко не в каждом городе. При этом каждый раввин должен был не просто полагаться на слова пришедшего к нему за подписью мужчины, а провести тщательное расследование ситуации, для чего послать своих представителей в тот город, где жил собиратель подписей. Таким образом, получение подобного разрешения в прошлом нередко занимало годы и годы. То, что происходит в наши дни в этой области, никак нельзя назвать нормальным явлением, особенно с учетом того факта, что расходы на получение “разрешения 100 раввинов” раввинатский суд нередко накладывает на… первую жену двоеженца.
 
Любопытно, что в среде раввинов и адвокатов, работающих в религиозных судах, немало тех, кто считает “разрешение 100 раввинов” крайним, но эффективным средством против шантажа со стороны женщин.
 
- Тот, кто утверждает, что раввинатские суды обычно защищают интересы мужчин, просто не знает, о чем говорит, - сказал автору этих строк один из таких адвокатов. - На самом деле все обстоит с точностью до наоборот, и это большая проблема. Ты просто не представляешь, как часто женщины в ходе бракоразводного процесса стремятся обобрать своих мужей в буквальном смысле слова до нитки. Некоторые делают это из мести, некоторые – из жадности, но суть-то от этого не меняется! И судьи зачастую идут у них на поводу. В такой ситуации получение мужчиной разрешения на второй брак и в самом деле является для него выходом из положения. Именно поэтому данное галахическое постановление обрело такую популярность в еврейских кругах США и Европы, причем не только в религиозных. Первая жена в этом случае оказывается в патовой ситуации и понимает, что нужно соглашаться на “ничью”, то есть идти на компромисс.
 
Но у любой медали, как известно, есть две стороны. И если уж речь зашла о защите прав мужчин, то необходимо поговорить и о защите прав женщин…
 
Феминистки, вперед!
Борьбу за права женщин в ходе бракоразводных процессов сегодня возглавляет организация “Мабуй вэ-сатум”, созданная несколько лет назад группой религиозных женщин во главе с Батьей Кахане-Дрор.
 
Любопытно, что Кахане-Дрор отнюдь не против “разрешения 100 раввинов”, но, напоминает она, согласно той же Галахе, женитьба на второй жене отнюдь не освобождает мужа от обязанностей перед первой. То есть если уж раввинатский суд на основании “разрешения 100 раввинов” позволил мужчине иметь две жены, то это же суд должен обязать его выполнять все, что написано в ктубе по отношению к первой жене, в первую очередь - обеспечивать ее и их детей материально.
 
Кроме того, Кахане-Дрор убеждена, что пришло время штрафовать мужей, отказывающихся дать развод женам. Например, обязать их выплачивать за каждый день отказа от развода по 1500 шекелей (или долларов, или евро – все зависит от того, в какой стране это происходит). Но, самое главное, заключает Кахане-Дрор, - необходимо изменить саму Галаху с учетом изменений, произошедших в обществе. Безусловно, подчеркивает лидер израильских религиозных феминисток, изменения эти могут и должны быть произведены только авторитетными раввинами, но время для таких изменений явно пришло. В действующих галахических постановлениях асимметрия в отношении к мужчине и женщине и в самом деле чувствуется. К примеру, если женщина много лет находится в коме, мужчина может жениться на другой с помощью “разрешения 100 раввинов”. То же самое, если жена сбежала с любовником в неизвестном направлении или больна неизлечимой психической болезнью. (“И это мудро и правильно”, - подчеркивает Батья Кахане-Дрор.) Но вот если те же самые проблемы возникают с мужчиной, его жена считается агуной (соломенной вдовой) вплоть до получения известия о его смерти.
Между тем, базисные основы Галахи, по мнению феминистки, настолько гибки, что вполне позволяют решить эти проблемы и приспособить еврейское религиозное законодательство к нашим дням. А если это не будет сделано, и израильское общество, и еврейский народ в целом ждет серьезный кризис...
 
Буря! Скоро грянет буря?!
В последнее время почти на всех религиозных форумах обсуждается все более и более обостряющийся конфликт между ультраортодоксальной элитой и остальной частью еврейского народа. Многие опросы показывают, что, наряду со все большим отдалением светских евреев от своей национально-религиозной традиции, часть нового поколения евреев отказывается от регистрации браков в израильском раввинате именно в знак протеста против “засевших там ультраортодоксов”. 
 
Больше того, в последнее время в кругах израильской молодежи появилась мода на проведение хупы в полном соответствии с еврейской традицией, но без последующей регистрации брака в раввинате, а значит, и без необходимости в случае расставания проводить разводной процесс именно в раввинате.
 
Сторонники таких “протестных браков” утверждают, что в случае, если супруги, не зарегистрировавшиеся в раввинате, захотят поделить имущество, никаких сложностей у них не будет, так как гражданские суды Израиля давно уже признают отношения “ядуим бэ-цибур”, то есть приравнивают незарегистрированные, но ведущие совместное хозяйство пары к супругам. Однако при этом они явно забывают сказать, какие неимоверные сложности могут возникнуть у детей такой пары, если те захотят сочетаться со своими избранниками законным еврейским браком.
 
Где же выход из сложившейся ситуации?
Одни видят его в создании альтернативных, признанных государством, религиозных судов с тем, чтобы отнять монополию у раввинатских судов, в котором правят бал ультраортодоксы. Но при этом некоторые сторонники такого решения считают, что предлагаемые суды в любом случае должны быть ортодоксальными (то есть с участием тех же ультраортодоксов или раввинов в вязаных кипах), а другие - что судьями могут быть и реформистские, и консервативные раввины. Само собой, примирить сторонников этих точек зрения практически невозможно...
 
Словом, с браком и разводами в Израиле сегодня столько проблем, что, как поется в старой, но вечно актуальной песне,
“если б я был султан, был бы холостой!”.
Неплохо очень совсем без жены – 
Гораздо лучше с любой стороны...
Любовь - не вздохи на скамейке...
 
Среди светской израильской (прежде всего тель-авивской) молодежи все большую популярность набирают так называемые полиамурные семьи.
 
Как легко догадаться, само слово “полиамурия” представляет собой синтез греческих слов “поли” (множество) и “амур” (любовь). Полиамурия – это любовные и семейные отношения, в которых задействовано не менее четырех человек, в том числе и придерживающихся разной сексуальной ориентации.
 
Термин “полиамурия” впервые был озвучен в исследовании профессора Юридической школы Калифорнийского университета Адар Амирам, обнаружившей и подробно исследовавшей полиамурные семьи, стихийно сложившиеся в среде жителей Силиконовой долины. Вскоре ряд израильских СМИ опубликовали ряд статей, рассказывающих об исследованиях проф. Амирам, о том, как порой непросто полиамурным семьям “выйти из шкафа”, и вскоре стало известно, что полиамурные семьи давно уже есть в Израиле.
 
Сейчас одна из наиболее страстных последовательниц создания полиамурных семей студентка Тель-авивского университета Лия Ротшильд (27) пропагандирует полиамурию в социальной сети “Фэйсбук” и пытается создать ассоциацию сторонников такой любви.
 
При этом Лия Ротшильд подчеркивает, что полиамурия не имеет ничего общего со свингом (обмен парами), так как в основе ее лежит не секс, а любовь. Все члены полиамурной семьи должны любить друг друга и быть привязаны друг к другу, при этом входящие в такую семью девушки вполне могут состоять в интимных отношениях с парнями и заниматься сексом друг с другом, да и парни могут позволять себе то же самое.
 
- Полиамурия – это образ жизни и один из принципов создания современной семьи, – утверждает Лия Ротшильд. – Ее преимущество заключается в том многообразии путей, которые открываются при построении отношений между любящими друг друга людьми. Вы можете строить отношения с партнерами попарно, можете втроем или вчетвером... Время от времени между теми или иными партнерами может возникнуть охлаждение, и тогда внутри семьи возникает другой любовный союз или треугольник. Словом, число комбинаций и красок здесь, как в калейдоскопе, неограниченно. 
Таким образом, становится понятно, что и в полиамурных семьях нередко кипят страсти, но при этом в них никто никого не обвиняет в супружеской измене. 
 
Сейчас в полиамурных израильских семьях идет серьезный спор о том, можно в таких семьях рожать и воспитывать детей или это удел лишь нормативных семей.
 
Но если подобные отношения считаются в нашем обществе вполне приемлемыми, то за что же сегодня судят Гоэля Рацона и многоженца из Иерусалима? Ведь это, в сущности, были гетеросексуальные полиамурные семьи, и все женщины находились в этих семьях совершенно добровольно.
 
Или то, что позволено бисексуалам и гомосексуалистам, гетеросексуалам запрещено?
 
Ян Смилянский

Наверх
Elan Yerləşdir Pulsuz Elan Yerləşdir Pulsuz Elanlar Saytı Pulsuz Elan Yerləşdir