А мы воруем и в ус не дуем...
Воровство товаров в американской розничной сети приобрело, по мнению экспертов, характер настоящей эпидемии. Можно понять возмущение читательницы Анны. (Её письмо, а также ответ на него мы публикуем в этом номере нашей газеты). С пожилой женщиной, которая пришла в магазин N делать покупки, сотрудники обошлись возмутительным, просто неподобающим образом. Нагрубили, нахамили и даже не извинились, когда поняли, что ошиблись. Если Анна подаст в суд на своих обидчиков, то поступит правильно.
Однако подобное агрессивное поведение работников магазина возникло, увы, не на пустом месте. Нет-нет, дело не в Анне, она - невинная жертва. А дело в миллионах (!) наших сограждан, которые - кто время от времени, а кто и постоянно - обворовывают магазины, нанося им колоссальные убытки. Незнакомое для многих читателей слово shoplifting – кража товаров из предприятий розничной сети - уже прочно вошло в современный обиход. По данным National Association on Shoplifting Prevention, 1 из 11 американцев не считает для себя зазорным украсть что-нибудь в магазине. А ведь 1 из 11 – это 25 млн. человек. Убытки от действий мелких воришек ежегодно составляют свыше 10 млрд. долларов. Причем при совершении краж охраной задерживаются не только подростки, бомжи, алкоголики или наркоманы, но и люди, которые относятся к среднему классу, а также очень состоятельные граждане. Вспомним звезду Голливуда Ванону Райдер. Она, правда, попалась на воровстве не буханки хлеба или упаковки чипсов, а дорогой одежды.
В последнее время воровство в магазинах или shoplifting стало приобретать организованный характер. За дело взялись многочисленные шайки, активно промышляющие «шоплифтингом». Урон, который они нанесли розничной торговле, уже исчисляется (данные ФБР) 30 млрд. долларов!
Впечатляет, не правда ли?! Между тем в распространении эпидемии «шоплифтинга» в немалой степени виноваты и сами розничные предприятия. Как пишет «Нью-Йорк таймс», только недавно крупные магазины и универсамы пришли к выводу о том, что существует необходимость начать сотрудничать между собой, делиться информацией о фактах воровства. Их владельцы, наконец, поняли: молчать – себе вредить, в одиночку с этим злом справиться невозможно.
Дело в том, что своеобразная «омерта» владельцев и менеджеров торговых предприятий приводила к тому, что орудовавшие на определенной территории воры могли безнаказанно заниматься своим преступным промыслом. Ведь владельцы магазинов, универсамов, аптек, не желая выносить сор из избы (опасаясь тем самым подорвать собственную репутацию в глазах конкурентов и покупателей), о кражах не распространялись. Воры этим пользовались, очищая полки одного розничного предприятия за другим. Когда владельцы магазинов замечали неладное, было уже поздно.
Примером крупной шайки расхитителей капиталистической собственности, которую не так давно разоблачила ФБР, является банда Мохаммеда Гали, действовавшая в районе Далласа. Мистер Гали – фигура весьма примечательная. Как сообщает «Нью-Йорк таймс», он оказался не просто вором, а вором-бизнесменом. Шайка работала, как хорошо налаженное предприятие, в котором все роли были четко распределены. Сам Гали взял на себя функции управляющего бизнесом, его нынешняя жена заведовала финансовыми вопросами, бывшая супруга (он привлек и ее) разрабатывала планы операций, а осуществлением их на практике занимался родной брат главаря. Под началом преступного квартета находилось более 100 исполнителей.
Из материалов дела известно, что этому своеобразному воровскому семейному подряду удалось украсть (из Target, Wal-Mart, Walgreens и других крупных предприятий розничной сети) на пять с лишним миллионов долларов. Гали и его родственники действительно работали с размахом. Они арендовали вэны, которые развозили мелких жуликов, разработали метод, позволяющих в одно мгновение удалять с товаров так называемые security devices, рассылали ворованное заказчикам, используя Federal Express. Разоблачить криминальную семейку удалось с помощью некоторых членов банды, которые были задержаны и согласились помочь следствию. Решением суда Гали получил 14 лет тюрьмы, различные сроки наказания ждут и его родственников.
Лишь столкнувшись со столь масштабными фактами организованного воровства, крупнейшие розничные предприятия страны сделали-таки шаг в сторону совместной борьбы с «шоплифтингом». Три отраслевые группы торговых сетей создали компьютерные базы данных, в которые они будут теперь заносить информацию, связанную с воровством на их предприятиях. Это - считают эксперты - позволит правоохранительным органам более оперативно реагировать на факты магазинных краж и не откладывать начало следствия в долгий ящик.
В прошлом году, пишет «Нью-Йорк таймс», заработала база данных National Association of Chain Drug Stores, в ноябре нынешнего года начала функционировать база данных National Retail Federation. В начале следующего года должна вступить в действие база данных Retail Industry Leaders Association.
Конечно, сами по себе эти сведения не принесут той пользы, которую от них ожидают, если полиция, прокуратура и ФБР не признают: «шоплифтинг» – это уже не промысел одиночек, как в прежние годы, а настоящий преступный бизнес, приносящий криминальным структурам огромные деньги. Причем добывать эти деньги намного легче и безопаснее, чем торговать наркотиками или грабить банки.
Сегодня ФБР не станет заниматься правонарушениями, связанными с воровством товаров в торговых сетях, если сумма украденных товаров, переправленных для реализации из штата в штат, не превысила 5 тысяч долларов. Ведь только в этом случае действия злоумышленников будут квалифицироваться как федеральное преступление. Как сообщает «Нью-Йорк таймс», федеральные прокуроры начинают всерьез заниматься расследованиями, связанными с воровством в розничных сетях, если сумма похищенного превышает 50 тысяч долларов. Однако - говорят эксперты - члены шайки просто не способны украсть так много за одно посещение магазина. Поэтому, если даже воры и попадают в руки полиции, их наказывают не столь строго, даже не пытаясь при этом выяснить, принадлежат ли эти люди к организованной преступности.
По мнению владельцев розничных предприятий, настало время внести серьезные изменения в статьи УК, связанные с наказаниями за воровство в магазинах. Как на штатном, так и на федеральном уровнях. Их то, эти статьи, утверждали тогда, когда кражами занимались в основном одиночки, а не организованные преступные группировки. Если этого не сделать, с эпидемией «шоплифтинга» справиться не удастся. И под горячую руку рассерженных охранников, которые получают строгие указания от владельцев магазинов, будут все чаще попадать такие, как пенсионерка Анна. Ведь, как известно, лес рубят – щепки летят...