ПолитиЧескаЯ карикатура Александра Житомирского

Лицом к лицу
№44 (497)

Несомненно, нынешняя осень надолго запомнится как сезон русского искусства в Нью-Йорке. Подобно дягилевским «Русским сезонам» в Париже в 1910 – 20-х годах. Посудите сами, не успела еще войти в свой рабочий режим сенсационная выставка русской живописи в музее Гуггенхейма, как в дополнение к ней в Нью-Йорке открылось несколько новых экспозиций, которые расширяют представления американцев о величии мира русского искусства. Это и показ декоративно-прикладного искусства в галерее на пятой авеню “La Ville la Russe”, и очень представительная экспозиция «Московская печатная авторская графика 1961-2005» из собрания Наташи Колодзей (International Print Center, Челси), и обширная выставка, посвященная 25-летию Музея русского искусства в Нью-Джерси. В этой экспозиционной череде свое достойное место занимают впервые представленные в Нью-Йорке памятные многим из нас, особенно читателям старшего поколения, по газетам и журналам фотомонтажи 1931-73 годов Александра Житомирского - известного художника-карикатуриста. (Nailya Alexander Gallery, 24 W 57th Street.
Александр Житомирский (1907 – 1993) принадлежал к замечательной плеяде российских художников политического фотомонтажа, среди которых были Александр Родченко, Эль Лисицкий и Густав Клуцке. Он приехал в Москву в 1925 году из Ростова-на-Дону в очень благоприятное для творчества время. Страна восстанавливалась после Гражданской войны. Начало издаваться множество газет и журналов. Существовала острая необходимость в иллюстративном материале.
В первые московские годы Житомирский занимался рисунком и живописью у замечательного художника-колориста Ильи Машкова. Мастерство графики ему преподавал Владимир Фаворский. В 1930 году Житомирский начинает работать карикатуристом в «Рабочей газете» и одновременно художником-оформителем в журналах «Социалистическая индустрия» и «Иллюстрированная газета». Довольно быстро к нему пришло признание талантливого иллюстратора, карикатуриста и оформителя журналов и книг. Искрометность художественных образов, мгновенная реакция на текущие события – всё это было его стихией.
Примерно в середине 20-х годов в издательскую и рекламную практику в России широко вошел фотомонтаж. Так, острая нехватка изобразительного материала побудила Родченко в 1924 году заняться фотографией. Фотомонтаж позволял, используя документальный аспект фотографии, по-новому представить те или иные общественные явления, расширял творческие возможности художника. Особенно к месту он пришелся в пропагандистских плакатах, газетной карикатуре.
Увлекся фотомонтажом и Александр Житомирский. Да так страстно, что это стало основным видом его творческой работы. Наглядным примером для него были политические фотомонтажи немецкого художника Джона Хартфилда, публиковавшиеся в левых немецких изданиях AIZ (Arbeiter Illustrierte Zeitung) и Rote Fahne, которые в то время продавались в газетных киосках Москвы. Житомирский всегда отмечал Хартфилда как художника, наиболее повлиявшего на его работу, хотя лично они познакомились лишь в 1957 году.
Годы Великой Отечественной войны – период наивысшего проявления таланта Александра Житомирского. Он писал об этом времени: «Уже месяц свирепствовала на нашей земле война. Нам, сотрудникам журнала «Иллюстрированная газета», было дано задание – срочно сделать макет нового журнала... Так в июле 1941 года родился «Фронт-иллюстрирте» – наш боевой журнал для немецких солдат. С этого времени и до конца войны все мои мысли были заняты пропагандой среди войск противника... Не было солдата в немецкой армии, который не стал бы нашим «подписчиком». Листовки, журналы с фотомонтажами Житомирского распространялись на немецком, итальянском, финском, румынском, венгерском и других языках в миллионах экземпляров. Фашистский министр пропаганды Геббельс занес его имя в список самых ненавистных врагов Третьего рейха: «Найти и повесить!»
Фотомонтажи Житомирского имеют меткие, лаконичные названия, четко выражающие смысл изображения. Так, на фотомонтаже «Этот ефрейтор ведет Германию к катастрофе», предназначенном для листовки, получившей широкий отклик среди немецких солдат, показан живописный портрет «железного канцлера» Бисмарка, старческая, повелительная рука которого, как бы выходящая из плоскости картины, указывает на маленькую ничтожную фигурку Гитлера. Или другое название фотомонтажа, созданного на основе трофейных фотографий, документально воспроизводящий казнь Зои Космодемьянской, «Не забудем, не простим!», ставшее армейским лозунгом.
Зачастую фотомонтаж Житомирского построен на сопоставлении образов, фотографические изображения которых делают их хорошо узнаваемыми, создают ауру документальности. Плакатная лапидарность, броская композиция, короткая, бьющая прямо в цель подпись придавали им глубокий символический смысл. Многие из них, перешагнув границы сиюминутной пропагандистской задачи, обрели статус высокого искусства.
В послевоенное время Александр Житомирский больше сорока лет работал в журнале «Советский Союз», издаваемом более чем на двадцати языках. Он был человеком своей эпохи, верившим идеалам своего общества. Многие его работы этого периода посвящены «холодной войне». Они тоже представлены на выставке и смотрятся, как памятники ушедшему времени. То, что сегодня демонстрируется на выставке – это лишь малая часть творческого наследия художника. Фотомонтаж и графика Александра Житомирского бережно хранятся в коллекциях Национальной галереи искусств и Библиотеки Конгресса в Вашингтоне, в Музее немецкой истории в Берлине, в Музее изобразительных искусств им. А.С.Пушкина в Москве и в других крупных собраниях произведений искусства.
Лев Додин


Наверх
Elan Yerləşdir Pulsuz Elan Yerləşdir Pulsuz Elanlar Saytı Pulsuz Elan Yerləşdir