РазглЯдеть за деревьЯми лес

Земля обетованная
№44 (497)

Пару месяцев назад, в конце сентября, в отчете, подготовленном Службой общей безопасности Израиля ШАБАК, были подведены печальные итоги террористической войны, развязанной палестинцами против израильтян в 2000 году. Всего за пять лет интифады террористы совершили на территории Израиля 26159 терактов, в которых был убит 1061 израильтян и ранено более 6000. Только в нынешнем году в терактах погибли 60 израильтян.

Обычно фотографии убитых не сходят с первых страниц израильских газет и телеэкранов первые день-два после трагедии. Публикуются интервью с членами пострадавших семей, мелькают рвущие сердца кадры горестного прощания на военных и гражданских кладбищах. Министры, депутаты, президент, глава правительства приходят в семьи на традиционную еврейскую «шиву» - семидневный траур по покойному, посещают раненых в больницах. Репортажи об этих визитах походят друг на друга, как близнецы. Вот политик рассматривает последние фотографии погибшего, вот обнимает за плечи рыдающую женщину. Вот он держит раненого за руку или поправляет одеяльце с больничными штампами, а лежащий на койке благодарно улыбается высокому гостю. И, конечно, всегда звучат слова о том, что государство не бросит семью наедине с ее горем, не обойдет заботой, не оставит без материальной поддержки...

Так-то оно так - в Израиле действительно существуют законы, гарантирующие компенсацию семьям, потерявшим кормильцев, и гражданам, чье состояние здоровья не позволяет им теперь полноценно работать. Более того, мирные люди, ставшие жертвами терактов, приравниваются к военнослужащим, погибшим или раненым при выполнении служебного долга. Существует ряд дополнительных льгот - от бесплатного пансиона для престарелых вдов, вдовцов или пожилых родителей погибших до помощи в оплате образования для несовершеннолетних сирот.

Но бюрократическая машина проворачивается туго, оформление множества документов, прохождение медицинских и социальных комиссий занимает немало времени. Кроме того, большинству пострадавших от палестинских бомб и пуль требуется врачебная помощь, далеко выходящая за стандартный набор, предоставляемый больничными кассами. А частные доктора сентиментальностью не отличаются - они назначают безумно высокие цены за свои услуги. Иногда семья берет ссуды в банках на самых невыгодных условиях, продает имущество, чтобы помочь сделать уникальную операцию частным путем. Минимальный процент инвалидности, при котором назначается пособие от службы национального страхования «Битуах леуми», равен 20 процентам.
Время идет, последствия ранения не только не устраняются, но и усугубляются осложнениями. Семьи страдают от нужды, залезают в долги и порой годами ждут ту самую торжественно обещанную помощь...

Как правило, пострадавшие в терактах не принадлежат к хорошо обеспеченным слоям населения. Ведь большинство своих бандитских акций палестинцы совершают в городских автобусах, на рынках, возле или внутри недорогих кафе, на остановках общественного транспорта и «тремпиадах». Состоятельная публика на автобусах не ездит, на обочинах дорог не «голосует», пешком за дешевыми овощами на рынки не ходит. Да и на обстреливаемых «кассамами» окраинах Сдерота, который иногда называют городом хронической безработицы, богатые юристы, бизнесмены и люди богемы почему-то не селятся.
Но даже среди простых израильтян, становящихся мишенью для арабских душегубов, есть особенно незащищенная категория граждан. Это репатрианты. Каждый четвертый погибший или раненый в годы интифады «Аль-Акса» - новый гражданин Израиля, проживший в стране от года до десяти лет.
Только за 34 месяца этой подлой войны погибло 130 детей, юношей и девушек из репатриантских семей. Сотни ребят были ранены, пережили по несколько операций. Тысячи детей получили тяжёлую психологическую травму, потеряв родителей, братьев, сестёр или близких друзей. Лечение длится годами, многие остались инвалидами на всю жизнь. Дети отстают от школы, у многих возникают серьёзные психологические проблемы, которые сами родители решить не в силах. Зачастую и сами родители раненых детей остро нуждаются в психологической, социальной, правовой помощи.
У них нет состоятельных родственников, готовых ссудить деньгами или помочь безвозмездно, по-семейному. Среди их знакомых едва ли найдутся видные врачи и адвокаты, способные уладить все дела или устроить в престижную клинику. В их окружении нет людей, близких к власти и готовых похлопотать, ускорить, добиться, притормозить санкции.

Подавляющее большинство пострадавших репатриантов либо живет на съемных квартирах, либо выплачивает за приобретенное жилье грабительскую ипотечную ссуду. «Дом на Родине» не достался им по наследству от родителей-старожилов, они не получали его от государства даром, как это происходило с репатриантами 50-х и 70-х годов. Потеря трудоспособности хотя бы одним работавшим членом эмигрантской семьи ставит ее на грань потери крыши над головой. Владелец квартиры, даже самый терпеливый и совестливый, не сможет месяцами ждать плату за жилье. А банк и вовсе церемониться не станет: уведомит письмом о задолженности, а потом приступит к продаже квартиры и выселению жильцов. Можно, конечно, начать затяжной судебный процесс за право на исключение из правил, но где взять деньги на погашение связанных с ним расходов?

И самое главное. Частные фирмы и предприниматели, у которых работают репатрианты (на государственной службе их единицы), не раздумывая, увольняют родных пострадавшего, вынужденных ухаживать за тяжело раненным отцом, матерью, детьми. Делают они это отнюдь не из-за черствости и отсутствия гражданских чувств. Экономическая «волчья яма», в которую загнан мелкий или средний израильский бизнес, диктует хозяевам такие нормы поведения. Отсутствие одного из считанных работников может причинить невосполнимый ущерб - приходится заполнять вакансию. Выручить же владельца маленького завода, фабрики или скромной компании, хотя бы предоставить временную налоговую льготу в связи с несчастьем, постигшим работника, государство не желает. Так что члены семей пострадавших в терактах теряют еще и работу.

Первые полосы газет с траурными фотографиями перевернуты, телеоператоры зачехлили камеры, скорбные выражения сняты с лиц. Фестиваль сочувствия опускает занавес. Живите, как можете...

По сию пору, пять лет спустя после трагедии у тель-авивской дискотеки «Дольфи», не могут свести концы с концами семьи «русских» детей, пострадавших в этом теракте. Восполнить утрату двадцати семей, потерявших своих сыновей и дочерей, не сможет уже никто и ничто. А ранения тогда получили десятки старшеклассников - среди них преобладали совсем юные девушки. У многих из них пострадали лица, глаза, остались страшные шрамы от ранений на плечах, руках. Однако пластическая хирургия в Израиле баснословно дорога, а больничные кассы не оплачивают устранение косметических дефектов. Надо ли объяснять, как это важно для девушки? Вот и приходится родителям самим буквально лезть из кожи, оплачивая операции дочерей. Или бессильно плакать вместе со своими девочками, глядя на их искалеченные лица.

А если речь идет не только о внешнем виде? Если нужен слуховой аппарат (у большинства пострадавших от чудовищного взрыва в «Дольфи» полопались барабанные перепонки), специальные очки со сложными и дорогими диоптриями? Наконец, протезы, костыли, инвалидные коляски, хотя бы чуть удобнее и легче тех «казенных», которые выдаются бесплатно?

Да, находятся благородные люди, готовые помогать этим несчастным ребятам. Огромную помощь пострадавшим в «Дольфи» оказывает бизнесмен Михаил Черной, тоже выходец из бывшего СССР. Все, что могут, делают израильская общественная организация «Реабилитационный образовательный центр» и школа «Лапид» имени Вадима Нуржица. Русскоязычные газеты, телеканалы и радиостанция РЭКА регулярно проводят благотворительные акции на своих страницах и в эфире, когда читатели, слушатели и зрители делают добровольные взносы в фонды помощи пострадавшим в терактах. Поступает помощь и из-за рубежа - от еврейских и христианских организаций США, Канады, стран Европы. Очень выручает поддержка Американской ассоциации евреев из бывшего СССР и Всемирного Конгресса русскоязычных евреев.

Но и этого мало, если учесть те экономические и социальные условия, в которых вынуждены выживать новые граждане Израиля.

Им бы поучиться у тех, кто... повинен в их горе. Летом этого года судебные органы Израиля буквально захлестнула волна исков, поданных палестинцами. Как по команде (она, скорее всего, действительно была дана арабскими депутатами Кнессета), жители «территорий» предъявили требования погасить убытки, понесенные ими во время военных операций, связанных с ликвидацией террористов и преследованием боевиков. При этом общая сумма компенсационных требований составила несколько сотен миллионов шекелей.

Кнессету пришлось даже принять поправки к так называемому «Закону об интифаде», которые свели к минимуму возможность палестинцев предъявлять подобные иски. Предложенные правительством изменения этого закона ретроспективно распространяются на все подобные ситуации начиная с июля 2000 года и лишают палестинцев права подавать жалобы на действия Государства Израиль по пресечению терроризма. Согласно поправкам, палестинцы смогут предъявлять иски за убытки только в двух случаях: когда кто-то из солдат ЦАХАЛа обвиняется в дорожно-транспортном происшествии и когда кому-то из палестинцев был причинен физический ущерб во время задержания.

Это еще что! Вплоть до ноября прошлого года семья гражданина или жителя Израиля, признанного виновным в совершении преступления на националистической почве, имела право на получение ряда пособий от Службы национального страхования. От той же самой «Битуах леуми», которая призвана обеспечивать компенсациями пострадавших от арабского террора.

То есть семейство шахида, террориста-самоубийцы, проживающее на территории страны или на аннексированных арабских землях, обладало правом на пособие из-за потери кормильца. Тогда как до еврейских семей, похоронивших отца или мать, сына или дочь, эта помощь доходила с трудом или в сильно урезанном виде.
Только благодаря усилиям автора законопроекта, депутата от партии «Национальное единство» Арье Эльдара, председателя комиссии Кнессета по труду и благосостоянию Шауля Яалома и их единомышленников позорное положение было отменено. Да и то не полностью.

Ныне действующее законодательство предусматривает лишение преступников пособий, но лишь в том случае, если между пособием из-за потери кормильца или инвалидности и преступлением существует прямая связь. Например, в случае самоубийственного теракта или получения увечий в ходе его осуществления. Поданный в ноябре 2004 года законопроект предлагал распространить этот подход на все социальные выплаты, включая пенсии по старости.

«Возлюби ближнего своего...» Вечный и очень верный постулат, хотя и не имеющий прямого отношения к государственной религии Израиля. Среди читающих эти строки наверняка найдутся люди, которые посчитают кощунственным его упоминание в данном контексте. Что ж, можно и так: «Будь добрее и благороднее к соотечественникам, к людям, делящим с тобой одну судьбу, Израиль! Разгляди за деревьями лес, страна! И ничего не прощай тем, кто принес твоим детям горе».


comments (Total: 4)

и еще хочется добавить:во время войны мы лишились работы.государство обещало выплатить компенсацию за это время,но ,по видимому ,забыло.сидим без денег и без работы.а попробуй найти новую,когда тебе уже 50,и профессия-металлург-прокатчик(трубный прокат)-очень восстребованная в израиле профессия.даже нет работы по уборке.как дальще жить?

edit_comment

your_name: subject: comment: *
и еще хочется добавить:во время войны мы лишились работы.государство обещало выплатить компенсацию за это время,но ,по видимому ,забыло.сидим без денег и без работы.а попробуй найти новую,когда тебе уже 50,и профессия-металлург-прокатчик(трубный прокат)-очень восстребованная в израиле профессия.даже нет работы по уборке.как дальще жить?

edit_comment

your_name: subject: comment: *
я не знаю как там насчет пострадавшив в терактах,но вот например во время последней войны,мой внук 1.5года,от взрыва ракеты до того испугался,что уже около месяца боиться заснуть,мы звонили в ирию-просили,чтобы нашу семью вывезли из хайфы,на что нам ответили ,что такой возможности у них нет.кто за это ответит?

edit_comment

your_name: subject: comment: *
я не знаю как там насчет пострадавшив в терактах,но вот например во время последней войны,мой внук 1.5года,от взрыва ракеты до того испугался,что уже около месяца боиться заснуть,мы звонили в ирию-просили,чтобы нашу семью вывезли из хайфы,на что нам ответили ,что такой возможности у них нет.кто за это ответит?

edit_comment

your_name: subject: comment: *

Наверх
Elan Yerləşdir Pulsuz Elan Yerləşdir Pulsuz Elanlar Saytı Pulsuz Elan Yerləşdir