ЛетЯт перелетные... вирусы
Европа готовится к эпидемии птичьего гриппа. Одна за другой страны Евросоюза принимают постановления, ограничивающие или вовсе останавливающие импорт домашней и битой птицы, одно за другим правительства «закрывают» границы даже для простого транзита этого вида пищевых продуктов. Несмотря на беспрецедентные защитные меры большинство экспертов уверены: вирус не пройдет стороной, ЕС окажется прямо на его пути. Сейчас случаи этой болезни были зарегистрированы в Греции, Англии и Швеции, однако этим дело явно не кончится.
Причина такой мрачной уверенности – доклады вовсе не врачей, а орнитологов. Огромное количество маршрутов перелетных птиц пролегает либо через европейский континент, либо здесь же и заканчивается: журавли из России зимуют в Испании, дикие гуси направляются в ту же Грецию или Италию. А уж перед этими-то вечными странниками границ не закроешь, им законы не писаны. Так что остается одно – ждать и принимать хоть какие-нибудь меры. Как только в Германии узнали о том, что птичий вирус был зарегистрирован в России, под Тулой – тут же появилось распоряжение: вся немецкая пернатая домашняя живность отправляется под арест. В смысле, с четверга ни одна утка, индейка, курица либо гусь в Германии не имеют права свободно нагуливать жир под открытым небом – только под крышей, только на птицефермах. Тем же, кто их выращивает, вменяется в обязанность ежедневно проводить выборочное ветеринарное тестирование на предмет обнаружения больных птиц. И если, не дай Бог, таковые найдутся – они и все их товарки подлежат уничтожению. Покуда запрет действует до 15 декабря, а дальше видно будет.
Нельзя сказать, чтобы подобные драконовские меры сильно уж обрадовали немецких бауэров. Скорее, напротив – разозлили донельзя. Во-первых, выращиваемая открытым способом птица, а также яйца, получаемые несушками, не толкущимися в ячейцках птицеферм, стоят на немецком рынке чуть ли не вдвое дороже обычных. Отказываться от такого заработка крестьянам больно и обидно. Однако еще хуже тот факт, что большинство мелких хозяйств вообще не имеют подобных помещений для содержания «арестованных» - их и не построишь за день, да и дорого такое строительство обойдется. При этом госчиновники церемониться не намерены: тем, кто не подчинится распоряжению, грозят не только немалые штрафы, но и истребление всего птичьего поголовья. Так что в данный момент Германии грозит своего рода крестьянский бунт: представители немецких профсоюзов в последние пару дней выступили с весьма резкими обвинениями. Интересно, что направлены они не столько против правительства и исполняющего обязанности министра сельского хозяйства Юргена Триттина, поставившего свою подпись под «ордером на арест», сколько против... немецких ученых-ветеринаров. Селяне обвиняют «очкариков» в намеренном саботаже разработки антигриппозной вакцины – трудно представить себе, зачем бы такой саботаж исследователям понадобился, однако в запале профсоюзные боссы не особенно задумываются над подобными мелочами.
А вакцины и в самом деле нет. На ее разработку брошены лучшие силы – от институтов Фраунхофера и Пастера до университетских биолабораторий Кельна и Берлина. В работах не участвуют разве что военные – хотя, впрочем, мало ли? Тем не менее все появлявшиеся до сих пор время от времени на экранах немецкого телевидения высоколобые научные мужи в белых халатах беспомощно разводят руками. Весьма удручающее зрелище, особенно если учесть тот факт, что счет людям, погибшим в результате заражения куриным гриппом, пошел уже на десятки. Тем не менее кое-что все же было сделано: правительства Германии, Австрии, Испании и Италии объявили о дополнительных закупках обычных, «человеческих» антигриппозных вакцин, они будут распределены по всем больницам и врачебным кабинетам, а медперсонал уже сейчас проходит подготовку по их массовому применению. Так, на всякий случай. Кроме того, Еврокомиссия выделила на поиск вакцины миллиард евро. Повеселевшие ученые клянутся, что через пару недель противоядие будет найдено, и все закончится хорошо.
Порой бывает интересно, как события, на первый взгляд вовсе не имеющие ни малейшей политической подоплеки, все же активно влияют на политику. Социологические опросы показывают, что с того самого момента, как вирус птичьего гриппа обосновался в Румынии и Турции, число европейцев - противников вступления этих двух стран в Евросоюз значительно увеличилось. Конечно, подобную реакцию смело можно охарактеризовать как иррациональную, однако факт остается фактом: все больше и больше немцев, французов и бельгийцев (именно в этих странах проводились опросы) с удовольствием бы спели по-русски: «Не нужен нам берег турецкий!». Однако все-таки хорошо для европейцев, что ни Румыния, ни Турция пока еще не входят в ЕС. Иначе через прозрачные внутренние границы вирус бы перебрался куда легче, чем сейчас. А так таможенники уверяют, что граница на замке и ни один подозрительный куриный окорочок не нарушит рубежей родины. Однако, как и прежде, ответственность за перелетных птиц европейские Верещагины на себя брать не намерены – они-де летают куда и как хотят, с ними не поборешься даже истребителями.