в объективе - Чартерные школы
Я думаю, что многие наши читатели, имеющие детей школьного возраста, знают, что такое “чартерные” школы. Для тех же, кто с подобными учебными заведениями не знаком, напомню, что “чартерные” школы - это практически те же самые государственные учреждения, которым позволено не придерживаться правил и ограничений, обязательных для public schools. Это во-первых. А во-вторых, они могут иметь прибыль от своей коммерческо-педагогической деятельности. Учреждаются “чартерные” школы предпринимателями при помощи педагогов, общественных групп, родителей, представителей местных властей.
По мнению инициаторов данной идеи, такая свобода дает возможность педагогам и администраторам строить учебный процесс так, как они считают. Это - утверждают популяризаторы “чартерных” школ - должно привести к улучшению успеваемости и повышению уровня знаний учащихся. В первую очередь тех, кто не имеет возможности посещать хорошие школы, т.е. ребята из бедных и неблагополучных городских районов.
Важный момент: администрации “чартерных” школ разрешается выводить свои учебные заведения из-под контроля профсоюзных объединений. В результате этого их штат лишается многих привилегий, которыми пользуются американские учителя - члены отраслевых тред-юнионов. Понятно, что у либералов “чартерные” школы не вызывают большого восторга, у консерваторов же все обстоит с точностью до наоборот.
Надо сказать, что далеко не всегда новаторские теории подтверждают свою пригодность на практике. Вот и в случае с “чартерными” школами результаты продолжающегося уже 13 лет эксперимента (первая такая школа была открыта в 1992 году в Миннесоте) вызывают разную реакцию.
Например, в г. Нью-Йорке летом нынешнего года были опубликованы данные экзаменационных тестов по чтению и математике школьников государственной и “чартерной” систем с 3-го по 7 класс. В целом результаты “чартерных” школ были лучше, однако если сравнить показатели по чтению с результатами 2004 года, то здесь учащиеся государственных школ впереди. Особенно подвели новаторов шестиклассники и семиклассники - в некоторых “чартерных” школах результаты тестов оказались просто удручающими.
Такая ситуация самым серьезным образом отражается на легислатурах штатов, от которых зависит, будет ли расширяться система “чартерных” школ. Закон, принятый в 1998 году в штате Нью-Йорк, ограничил число подобных учебных заведений цифрой 100. По мнению моих коллег из прореспубликанской нью-йоркской прессы (газеты “Нью-Йорк пост” и “Нью-Йорк сан”), перспективы с развитием “чартерных” школ в имперском в целом и в Большом Яблоке, в частности, вызывают вполне обоснованную тревогу. “Нью-Йорк сан” даже посвятила этой теме большую редакционную статью, озаглавив ее, как мне кажется, немного провокационно - “Детей держат в заложниках” (Children Held Hostage).
“Если нью-йоркские власти немедленно не приступят к рассмотрению вопроса об отмене “потолка”, ограничивающего создание новых “чартерных” школ,- ссылается газета на мнение лоббиста данного проекта Джина Аллен из Center for Education Reform, - реформа в имперском может захлебнуться. Вместо Нью-Йорка организаторы “чартерных” школ найдут применение своим идеям в других штатах”.
Нельзя сказать, что слова таких пропагандистов “чартерной” идеи, как миссис Ален, - глас вопиющего в пустыне. Вовсе нет. И губернатор Джордж Патаки, и мэр Нью-Йорка Майкл Блумберг, и его управляющий школьной системой канцлер Джоэль Клайн внимают реформаторам, обещая свою поддержку. Вот только большинству учителей “чартерная” инициатива не совсем по душе. Ведь без профсоюзной защиты педагоги оказываются в полной зависимости от начальства. Нет привычных бенефитов, рабочий день длится дольше, что зачастую никак не отражается на жалованье и бенефитах. И не мудрено, что администрации таких школ приходится нести высокие капитальные расходы (платить за аренду зданий), оплачивать текущие затраты из собственного кармана.
Не случайно, что среди значительной части преподавательского состава “чартерных” школ можно увидеть учителей, не имеющих никакого педагогического опыта. Привлеченные новаторами люди - это нередко молодые выпускники вузов (часто не педагогических), которые сначала заряжаются энтузиазмом новизны дела, но через год-два охладевают к профессии, которой их не учили в колледже или университете. Авторы редакционной статьи в “Нью-Йорк сан” огорчаются, что в Аризоне и Огайо, где число учащихся значительно меньше, чем в Нью-Йорке, “чартерных” школ намного больше, соответственно: 522 и 262. Однако они - и я в этом твердо убежден - сознательно проигнорировали весьма существенную деталь: удручающую текучесть кадров в “чартерных” школах. Так, в Огайо, согласно данным Economic Policy Institute, ежегодно она составляет более 50 процентов против 10 процентов в public schools! Понятно, что от хорошей жизни место работы менять не станешь.
От независимых администраторов “чартерных” школ нередко приходится слышать, что их проблемы лежат в финансовой плоскости. Дескать, предоставьте нам госсубсидии, и мы заткнем за пояс public schools. Будут деньги - станем расширять объем внеучебной работы, увеличим число программ, предназначенных для детей с различными физическими недостатками, и количество специальных программ обучения, начнем предоставлять своим студентам транспорт, доставляющий их в школы и домой.
Только неясно, зачем же тогда нужны “чартерные” учебные заведения, ведь создавались они практически независимыми от государства структурами? И если им выделять такое же количество денег, как и public schools, то какая польза для нас от братьев-близнецов?
Читатель может подумать, что автор статьи - яростный противник реформы, этакий закостенелый ретроград. Это не так. Я вовсе не против существования и даже расширения параллельной школьной системы. Но если она создавалась не только для улучшения показателей американских школьников, но и для извлечения прибыли коммерческими структурами, вовлеченными в реформу, пусть тогда они ведут свой бизнес самостоятельно.
В отличие от непримиримых противников “чартерных школ”, я вовсе не против, чтобы нью-йоркская легислатура расширяла эту систему. Вот только свои расходы бизнесмены от педагогики должны покрывать из своего собственного кармана. Готов биться об заклад - когда они начнут делить свои прибыли, нас, налогоплательщиков, на это радостное событие не позовут...