опекунство как профессиЯ
Дорогая редакция газеты «Русский базар»!
Думаю, что выражу мнение части читателей газеты, сталкивающихся в определенной жизненной ситуации с необходимостью оформления документов на опекунство или другой вид ответственности за близких, утративших дееспособность вследствие преклонного возраста или болезни. Отсутствие такого рода информации ставит людей в довольно затруднительное положение. Желательно знать технологию составления документов, адреса и телефоны организаций, занимающихся проблемой опекунства.
С уважением Максим
Проблема опекунства над больным или пожилым человеком станет для американцев в ближайшие десятилетия очень актуальной. По прогнозам статистических органов, в 2030 году в США будет проживать более 70 млн. человек в возрасте старше 65 лет. Очевидно, что многие из них, несмотря на все старания по укреплению своего здоровья, могут оказаться либо частично, либо полностью недееспособными, что потребует вмешательства в их судьбу близких людей или родственников. В свою очередь, «Бюро по переписи населения» отмечает ,что значительно увеличится число одиноких пожилых американцев, опекунство над которыми может быть передано незнакомым людям или организациям соответствующего профиля.
Как в случае с родственниками, так и в случае с попечителями «со стороны» очень важно определить (это – прерогатива суда), не является ли целью потенциальных опекунов желание завладеть деньгами, личным имуществом или недвижимостью беспомощных людей.
Я хочу, чтобы Максим и другие читатели, которых волнует данный вопрос, меня правильно поняли: увы, но бессовестных людей, желающих использовать в своих неблаговидных целях людей в преклонном возрасте, становится все больше и больше. Нередко «недееспособные» люди, я не случайно взял это слово в кавычки, на самом деле таковыми не являются. Они пребывают в ясном уме, доброй памяти, могут сами себя обслужить, однако оказываются полностью зависимыми от, мягко говоря, непорядочных людей. Но давайте обо всем по порядку.
Решение о назначении опекуна принимает во всех 50-ти штатах суд. В штате Нью-Йорк, например, он руководствуется одной из статей закона под названием New York State Mental Hygiene Law, которая предписывает внимательно и ответственно рассмотреть все доказательства недееспособности человека, над которым собираются установить опеку, и уведомить его о проведении слушаний, чтобы тот мог присутствовать на судебных заседаниях (исключения допускаются, но крайне редко - при наличии весьма серьезных оснований), имея возможность защищать себя самостоятельно, а также при помощи юриста или консультанта.
Отсутствие на судебных заседаниях человека, в отношении которого проводится процедура фактически тотального поражения в правах (он не сможет, став опекаемым, распоряжаться своим имуществом, счетом в банке, голосовать, жениться или выходить замуж, разводиться, водить автомобиль, покупать или продавать что-либо, отказываться от переезда в другое жилище и т.д.) считается грубейшим нарушением его конституционных прав. Права пожилых или больных людей защищает федеральное законодательство - прецедентом является дело Dusky v. United States, 362 U.S. 402, а в штате Нью-Йорк, например, местные суды должны руководствоваться статьей 81 Mental Hygiene Law.
Рассмотрение дела о назначении опекуна начинается с подачи петиции либо в Family Court, либо в Surrogate’s Court. Их адреса в г. Нью-Йорке мы публикуем ниже. Читатели в других городах смогут легко отыскать аналогичные судебные инстанции в местах своего проживания.
Family Court in New York City
Bronx County
900 Sheridan Avenue
Bronx, New York 10451
(718) 590-3321
New York County
60 Lafayette Street
New York, New York 10013
(800) COURT-NY (268-7869)
Kings County
283 Adams Street
Brooklyn, New York 11201
(718) 643-2650 or 52
Queens County
89-14 Parsons Boulevard
Jamaica, New York 11432
(718) 520-3991
Richmond County (Стэтен-Айленд)
100 Richmond Terrace
Staten Island, New York 10301
(718) 390-5460
Surrogate’s Court
Bronx County
900 Sheridan Avenue
Bronx, New York 10451
(718) 590-3321
New York County
60 Lafayette Street
New York, New York 10013
(800) COURT-NY (268-7869)
Kings County
283 Adams Street
Brooklyn, New York 11201
(718) 643-2650 or 52
Queens County
89-14 Parsons Boulevard
Jamaica, New York 11432
(718) 520-3991
Richmond County
100 Richmond Terrace
Staten Island, New York 10301
(718) 390-5460
Несмотря на наличие законов, призванных защищать кандидатов в опекаемые от произвола, нарушений более чем достаточно. В одних случаях этих людей вообще не приглашают на слушания, в других - решение принимается за 10-15 минут, в третьих - старики или больные люди не имеют рядом с собой адвокатов и т.д. и т.п. В 1995 году с подачи президента Клинтона была созвана специальная конференция по проблемам пожилых людей (Conference of Aging). На ней Конгрессу было предложено рассмотреть и принять National Guardianship Rights Act – этот документ должен был унифицировать требования к назначению опекунов судами и устранить многочисленные нарушения. Увы, закон надолго застрял в Конгрессе и так и не был принят.
В 2003 году на Капитолийском холме состоялись слушания, посвященные обсуждаемой нами проблеме. Выступая на них, глава комитета по делам пожилых людей Ларри Крейг подтвердил: назначение опекуна делает многих из опекаемых полностью бесправными. Увы, но и после этих слушаний воз с места не сдвинулся ни на йоту.
Готовя этот материал, я нашел на веб-сайте Vera Institute of Justice информацию о нынешней ситуации: нарушения закона об опекунстве превратились в рутину. Приводятся случаи грубого обращения опекунов со своими подопечными, факты откровенного воровства, небрежного отношения к имуществу опекаемых.
Интересно, что многие опекуны вообще не имеют с опекаемыми ими людьми никаких родственных связей. Так, мой коллега, журналист Кен Конканнон пишет (статья на веб-сайте catholicherald.com):
«Слишком много опекунов являются чужими людьми для тех, кого они берут под свое крыло. Главное для них – добраться до денег опекаемых».
Далее Конканнон рассказывает, как это происходит. Профессиональные опекуны (оказывается, есть и такое, причем весьма выгодное занятие) заводят знакомство с сотрудниками заведений для пожилых людей (retirement homes, assisted living facilities, nursing homes), которые указывают, кто может стать потенциальной жертвой. Надо полагать - небескорыстно. Затем будущие опекуны поручают своим адвокатам заполнить петицию под названием “Petition to Determine Capacity”, в которую вписывается имя человека, которого они намерены «опекать». При этом, указывает Конконнан, экспертное заключение в отношении стариков или больных людей нередко делают назначаемые судом специалисты, в глаза не видевшие этих людей.
Подобная схема - преступна в своей основе, ведь попечитель не по доброте душевной тратит столько усилий на то, чтобы облагодетельствовать незнакомого ему больного или пожилого человека. Цель всей операции – наличные деньги, имущество или недвижимость, которыми можно будет распоряжаться по своему усмотрению.
Журналист приводит в качестве примера вот такой вопиющий случай. Один из читателей прислал ему электронное послание, в котором рассказал, как назначенный судом опекун «со стороны» обобрал его тетушку “аки липку”, спровадив старушку сначала в nursing homes, а затем продав ее дом и все принадлежащее ей имущество.
Факты, приведенные Конканноном, – не исключение из правил. В прошлом году увидел свет отчет правительственного Government Accounting Office (GAO), проведенный по заказу сенатского комитета по делам пожилых людей. В нем множество примеров не просто возмутительного, но преступного отношения опекунов к своим подопечным. Их просто-напросто грабят. Так, одна мичиганская компания, опекавшая более 600 человек, занималась продажей домов своих подопечных по символической цене. Одному из родственников сотрудников фирмы он достался всего за... 500 долларов.
Эксперты GAO сделали вывод: все выявленные нарушения закона стали возможны из-за фактической бесконтрольной деятельности опекунов, как индивидуальных, так и корпоративных. Назвать истинные масштабы злоупотреблений в процессе работы с пожилыми и больными людьми, к сожалению, согласно заключению исследователей не представляется возможным. Руководство GAO выступило с предложением взять ситуацию с опекунами под жесткий контроль, для чего на регулярной основе начать обмен информацией между различными ведомствами: Минздравом, Office of Personal Management, Veterans Administration и Social Security Administration (SSA). Однако администрация SSA от участия в проекте почему-то отказалась, сославшись на нежелание делиться конфиденциальной информацией. Не проявил особой заинтересованности в проверке представленных в отчете GAO данных и Конгресс, фактически оставив его без внимания. Никаких новых предложений, призванных реанимировать клинтоновский билль от 1995 года, ни со стороны Сената, ни со стороны Палаты представителей пока не поступало. И Белый дом тоже молчит...
comments (Total: 1)