Будем ли мы хозЯевами на “кухне погоды”?
Ураганы Катрина и Рита, приковавшие к себе в последнее время внимание не только Америки, но и всего мира, вновь заставили задуматься не только над природой этих стихийных бедствий, но и над тем, можно ли, и если да, то как, уменьшить их сокрушительную силу?
Попытки такие предпринимались. В Соединенных Штатах была даже разработана специальная программа федерального правительства, названная проектом “Ярость шторма” (Stormfury). Идея была подана во времена президента Эйзенхауэра после того, как в середине 1950-х годов несколько мощных ураганов обрушились на Восточное побережье Соединенных Штатов, убив более семисот человек и причинив убытки в миллиарды долларов.
В рамках этой программы в 1961 году были проведены первые эксперименты по “обработке” урагана Эстер микрокристаллами йодистого серебра, распыляемыми с борта самолета Военно-морских сил. По некоторым данным, тогда удалось снизить скорость ветра в атмосферном вихре на 10 - 30 процентов. В 1963, 1969 и 1971 годы аналогичные работы проводились в Атлантике с ураганами, движущимися над открытым океаном далеко от земли.
Кристаллики йодистого серебра, которыми “засеивали” облака вокруг “глаза” урагана, служили искусственными центрами конденсации содержащегося в них водяного пара. При этом исследователи рассчитывали на то, что их действия сформируют в урагане новое кольцо облаков и новый “глаз”, который разрушил бы старый. Это должно было уменьшить скорость вращения мощного воздушного вихря и таким образом сделать его менее опасным.
Иногда казалось, что расчеты специалистов по физике атмосферы оправдываются. Так, ураган Дебби, засеянный дважды в течение четырех дней 1969 года несколькими самолетами, был ослаблен почти на треть. И все же в общей массе итоги этих многолетних опытов оказались очень противоречивыми. “Проблема с проектом „Stormfury” заключалась в том, что учёные так и не смогли доказать, что силу шторма действительно изменило вмешательство человека”, - пишет Фрэнк Маркс, директор американского Национального исследовательского центра ураганов (National Hurricane Center).
Для того чтобы засев облаков был успешным, они должны содержать достаточное количество так называемой переохлажденной воды, которая остается жидкостью даже при температуре ниже точки замерзания. В ходе выполнения экспериментов выяснилось, что ураганы содержат меньше переохлажденной воды, чем другие штормовые образования, поэтому их засеивание далеко не всегда приводило к ожидаемым результатам. В конце концов, в начале 1980-х годов, после того как на исследования были израсходованы сотни миллионов долларов, работы по проекту “Ярость шторма” были прекращены.
“А почему бы не взрывать ураганы прямо в небе еще до того, как они обрушатся на людей? - спрашивают некоторые. - В мире накоплено столько ядерного оружия, что применить его для столь благой цели, как говорится, сам Бог велел”. Звучит, и правда, соблазнительно. Вот только расчеты мешают. Ураганы слишком огромны, чтобы “испугаться” подобной угрозы. Вспомним поперечник самого последнего из них, Риты, составлял около четырехсот миль! “Это походило бы на попытку переместить автомобиль при помощи ружья, стреляющего горошинами, - утверждает гидрометеоролог Мэтью Келш из Национального центра атмосферных исследований в Боулдере. - Количество энергии, вовлеченной в ураган, намного превышает все, что мы могли бы использовать против него.”
И все же минимизировать страшные последствия удара воздушной стихии возможно, считает Моше Аламаро, руководитель лаборатории по изучению взаимодействия океана и атмосферы Массачусетского технологического института. Он предлагает построить большую баржу, на которой установить пару десятков отработавших летный ресурс авиационных турбореактивных двигателей, чьи сопла будут направлены вертикально вверх.
Баржу отбуксируют в то место океана, через которое, по предсказаниям метеорологов, должен пройти набирающий силу “новорожденный” ураган.
Включенные двигатели создадут своим выхлопом сильнейший восходящий поток, захватывающий и окружающий судно воздух. Он заберёт часть тепла с морской поверхности, и вода здесь заметно охладится. В результате ураган, который позже попадёт в этот участок океана, недополучит существенную часть энергии и дойдёт до земли заметно ослабленным.
Всего лишь 10-процентное сокращение скорости ветра в урагане означает 50-процентное снижение его силы, когда этот шторм ударит по берегу. А это уже очень серьёзно, если говорить о разрушениях и количестве пострадавших. “Мы хотим искусственно создавать тропические штормы, которые заменяли бы собой более мощные и опасные ураганы, - поясняет Аламаро. - Пусть это и не уничтожило бы ураганы полностью”. Впрочем, охладить океанскую поверхность в нужное время и в нужном месте можно и другими способами. Скажем, путем разбрызгивания жидкости, растекающейся по воде тончайшей теплоизолирующей пленкой. Или притащив туда... большой айсберг. Эта идея находит себе все больше сторонников.
Собственно, проблемы транспортировки айсбергов уже давно обсуждаются учеными и практиками. Правда, до сих пор огромные плавающие льдины рассматривали как богатейший источник чистой пресной воды или угрозу для строящихся на шельфе нефте- и газодобывающих платформ. В последнем случае опасные айсберги нужно просто оттаскивать подальше от них.
Кстати, первый эксперимент по апробированию технологии буксировки айсбергов успешно провели прошлой зимой в Баренцевом море на одном из крупнейших в мире газоконденсатных месторождений – Штокмановском. Для этого по специальному заказу изготовили километровый зеленый трос из особо прочного материала - полистила. Айсберг массой 200 тысяч тонн, что в 12 раз превышало массу буксировавшего его научно-исследовательского судна “Михаил Сомов”, пробурили насквозь и с помощью подводного робота буквально опутали сетью...
За последние двадцать лет на планете пострадало от ураганов более 800 миллионов человек (свыше 40 миллионов в год), из них погибло более 140 тысяч. При этом ежегодный материальный ущерб составлял более 100 миллиардов долларов. Средний ущерб, нанесенный ураганами только одним Соединенным Штатам, оценивается примерно в 5 миллиардов долларов в год. Впрочем, последние два – Катрина и Рита – как известно, уже побили все мыслимые рекорды материальных убытков. По прогнозам метеорологов, в этом году количество тропических циклонов превысит двадцать один и побьет рекорд, установленный в 1933 году. Все эти цифры еще раз напоминают о том, как важно своевременно разрабатывать меры по борьбе с кажущимися непобедимыми стихийными бедствиями.