У бизнеса неженское лицо?
Женщина и бизнес. Два несовместимых понятия? Возможно, на заре XX века многие дали бы утвердительный ответ на этот вопрос. Но не на заре века XIX. И, безусловно, не в Америке. Статистические данные Исследовательского центра по бизнесам, основанном женщинами, весьма красноречивы.
Согласно этим данным, в Америке – 10.6 миллионов фирм, которыми по меньшей мере на 50% владеют женщины.
Эти 10,6 млн. фирм составляют 48% (почти половину) всех частных предприятий Америки.[!]
Между 1997 и 2004 годами число фирм, которыми владели женщины, увеличивалось в два раза быстрее, чем число всех частных фирм вообще.
В этом же промежутке времени фирмы, которыми хотя бы на 50% владели женщины, охватили всевозможные области, причем с наибольшей скоростью их число росло в таких отраслях, как строительство, коммуникации, перевозки, и сельское хозяйство.
Самые быстрые темпы роста «женских» фирм наблюдаются в трех штатах: Юте, Аризоне и Неваде.
Как обстоят дела с женским бизнесом в «столице мира» - Нью-Йорке? Судя по тем же статистическим данным, в городе Большого Яблока 330,107 частных фирм, которыми хотя бы на 50 процентов владеют женщины. На эти фирмы работают 401,000 человек, а их общий бюджет составляет почти 64.8 миллиардов долларов.
Как видим, времена, когда женщины в больших компаниях играли лишь роли секретарей и машинисток, канули в Лету, и образ стройной, спортивной, деловой и напористой «бизнес-вумен» давно оттеснил на задний план стереотип бойко печатающей на машинке смазливенькой, но пустенькой безликой секретарши, старательно выполняющей все указания своего босса.
Женщин-бизнесменов в Америке уважают. Считают, что они вносят в мир бизнеса чисто женские качества – терпимость, терпеливость, дипломатичность, сострадание, знание человеческой натуры, умение быстро переходить с одного вида работы на другой. И именно эти качества способствуют особому успеху их фирм.
Но как отражается причастность к большому бизнесу на самих женщинах? Бытует мнение, что женщина, оказавшись по своей воле или по воле обстоятельств в этом беспощадном мире, становится слишком жесткой и твердой, слишком мужеподобной. Она приобретает такие отрицательные качества, как черствость, цинизм, агрессивность, умение манипулировать людьми. Бизнес оттесняет на второе место семью, друзей, меняет ее мироощущение, приоритеты.
Не значит ли это, что у бизнеса все-таки не женское лицо? Вернее, что женщина теряет свою женственность, оказавшись в этом беспощадном деловом мире? Кому, как не самим женщинам – владельцам процветающих бизнесов, высказаться на эту тему?
Именно поэтому мы решили обратиться к русскоязычным женщинам, открывшим в Америке собственные фирмы, со следующими вопросами:
Почему вы выбрали такой трудный и ответственный путь – основание собственного бизнеса?
Изменила ли вас причастность к бизнесу? Изменился ли ваш характер, ваше отношение к близким, к семье, к людям воообще? Изменились ли ваши ценности, приоритеты, ваше мироощущение?
Нина Канторович,
владелец ювелирной фирмы «Коллаж»:
Почему я открыла свой бизнес? Дело в том, что люди, которые приезжают в Америку в среднем возрасте, с детьми, и хотят, чтобы эти дети получили здесь высшее образование, стали настоящими американцами, не имеют особого выбора. Надо или наниматься на работу, или открывать свой бизнес. Мы с мужем выбрали второй путь. К счастью, он оказался успешным.
Конечно, бизнес в чем-то меня изменил. Я приобрела большой опыт, открыла в себе качества, о которых раньше не подозревала. Например, умение руководить, самостоятельно принимать важные решения, идти вперед, несмотря на усталость и разочарования. В Союзе по роду своих занятий мне не приходилось общаться с большим количеством людей, здесь же – это основа моего бизнеса, что, с одной стороны, нелегко, но с другой – очень приятно. Я не очерствела и не ожесточилась. Напротив, стала более терпеливой и терпимой. Более того, я убедилась в том, что...люблю людей. И это очень важно.
Нина Элгарт,
владелец агентства по трудоустройству N. Elgart Co:
По натуре я – человек, который любит сам на себя работать. И умеет руководить. Так что путь в бизнес был для меня естественным. Можно сказать, что это – мое призвание.
Что же касается отношения к людям, то я по гороскопу рак, а раки отличаются теплым, дружелюбным характером. Мне всегда были свойственны сочувствие, сострадание, сопереживание, стремление помочь людям. Я должна осознавать, что мое дело приносит людям пользу. Когда помогаю кому-то, это доставляет мне удовольствие. Наверное, именно поэтому я открыла агентство по трудоустройству. Меня радует тот факт, что благодаря мне уменьшается число людей, которые не имеют работы, не имеют цели в жизни и вынуждены жить на подачки государства. Я хорошо разбираюсь в людях и нередко помогаю им выбрать нужный, оптимальный для них путь. Мне хотелось бы, чтобы наши иммигранты не страдали, чтобы могли с самого начала найти правильное направление, что-то получить от жизни, чувствовать себя американцами, а не «чужаками». Кроме того, я верю в Бога и знаю: чем больше ты поможешь людям, тем больше благ будешь иметь в жизни.
Раиса Оборотистова,
владелец школы бальных танцев Rising Stars:
Нельзя сказать, что здесь, в Америке, я выбрала совершенно новый для меня и поэтому опасный путь. Я всю жизнь преподавала бальные танцы, а после распада СССР открыла в Харькове частную школу бальных танцев. Так что здесь я просто продолжаю заниматься своим делом. Очень люблю свою профессию и никогда себя не мыслила без нее.
Что же касается моих человеческих качеств, то причастность к бизнесу их не изменила. Я вообще не верю в сказки о том, что люди, которые в Союзе были хорошими, стали в Америке плохими, или наоборот. Может быть, в экстремальных ситуациях (а в бизнесе такие ситуации – не редкость) ярче проявляются отдельные черты, но в целом взрослые, сформировавшиеся люди вряд ли могут измениться от перемены места жительства.
Галина Шуб,
владелец турагентства World Wide Travel:
Я уже 16 лет в бизнесе. Некоторое время работала в турагенстве, но потом решила, что для моей семьи основание собственного бизнеса будет более плодотворным. Я открыла агентство в 1989 году, а сейчас оно считается одним из самых больших и успешных на «русском» маркете. Вначале, конечно, было страшновато, но как только бизнес начинает идти в гору, ты становишься более смелой и решительной.
Мой бизнес открывает передо мной массу новых возможностей – путешествовать, узнавать многое об Америке, о зарубежных странах, встречаться с интересными людьми. По отношению к своей семье, близким я такая же, какой была раньше, – добрая, мягкая и понимающая. Конечно, я в чем-то изменилась, но не только и не столько в результате открытия бизнеса. Другие факторы – время, возраст, смена обстоятельств – тоже имеют важное значение. Моя работа – нелегкая, но очень интересная, и я ее люблю.
Ася Комски,
владелец турагентства ATG Travel:
В Киеве я работала товароведом и по роду деятельности общалась с представителями различных властных структур – с судами, прокуратурой, милицией. Так что умение руководить, принимать решения, брать на себя ответственность – все эти качества были мне свойственны до приезда в Америку.
Здесь я закончила компьютерные курсы, колледж, некоторое время работала в юридической компании. Потом решила открыть свой бизнес, где могла бы себя проявить. Впрочем, это было начало 90-х годов прошлого века, иммигрантов никто особенно не хотел принимать на работу, и даже NYANA не очень-то могла нам помочь. Так что оставалось рассчитывать на себя, на свои силы. Моему бизнесу уже 13 лет, и я не жалею о том, что открыла его.
Мне кажется, что я не изменилась, сохранила себя такой, какой была всегда. Вообще, бизнесмен, работающий с людьми, черствым быть не может, иначе он не добьется успеха. Я уверена, что люди в Америке не меняются в худшую сторону, и если они черствые и бессердечные, значит такими они были и в Союзе.
София Лельчук,
владелец компании SBS Management Corporation (профессиональные семинары по переподготовке инженеров):
Я работала с людьми в Союзе, продолжаю это делать и в Америке. Там я была заведующей яслями-садом на 420 детей, у меня в подчинении было 120 человек. Здесь я уже 14 лет помогаю людям получать городские работы, связанные с maintenance engineering, то есть с обслуживанием зданий и сооружений Большого Нью-Йорка и штата Нью-Йорк. Это хорошая работа с пакетом бенефитов, поэтому на наши семинары ходят люди самого разного возраста – от выпускников школ до тех, кому уже под 60. Среди них есть делающие первые шаги на рынке труда и те, которым долго не везло, которые растерялись, перестали верить в себя. Благодаря нашим семинарам им удается найти свое место в жизни. А многие мои бывшие ученики впоследствии приводят на семинары своих детей. Я люблю мой бизнес,мою работу. Она очень интересна – ты чувствуешь себя причастной к судьбам людей.
Я бы не сказала, что стала жестче в Америке. Скорее наоборот - я была жестче, тверже в Союзе. Здесь научилась терпимости. Не могу сказать, что я стала очень уж доброй и ласковой, но умею слушать людей, расположить их к себе, и они мне верят.
Алла Осташинская,
владелец школы бальных танцев Latin Fiesta:
К созданию своего бизнеса меня подтолкнула любовь к бальным танцам. А еще - мой сын Гена. В Киеве он с пяти лет занимался бальными танцами. В свои 11 лет, когда мы приехала в Америку, он уже был лауреатом международных конкурсов. Здесь некоторое время ходил в школу Каневского, потом стал брать частные уроки у профессиональных танцоров, а в один прекрасный момент решил открыть свою школу и попросил меня ему помочь. И надо вам сказать, что благодаря Гене и его замечательным преподавателям – Валентине Федорчук, Сергею Набатову (он сейчас преподает в Бруклин колледже) - я «заболела» бальными танцами. Мне всегда говорили, что бальные танцы – это заразно, инфекционно, в чем я убедилась на собственном опыте. Сейчас то же самое говорю родителям, которые приводят детей в нашу школу.
Я долго сомневалась, не решалась вступать в мир частного предпринимательства. Но когда сын сказал, что всю жизнь мечтал открыть школу, я на следующий же день подписала «лиз» и стала буквально строить, возводить эту школу в полуразрушенном помещении. Гене в это время уже было 23 года, он закончил Бруклин колледж, стал психологом, что ему очень помогло в преподавательской деятельности. Но вскоре он решил продолжить учебу, стать доктором, и я начала руководить бизнесом сама.
Изменил ли меня бизнес? Не думаю. Мне говорили, что с моим мягким характером я не выживу в бизнесе, но такие прогнозы не оправдались. Я не считаю себя большим боссом или типичной «business woman». В нашей школе нет границы между начальником и подчиненными, мы трудимся вместе, как одна дружная команда. Я могу сказать, что люди работают со мной, а не на меня. Что парадоксально, мой бизнес сохраняется и пользуется успехом благодаря именно тем моим качествам, которые считаются нетипичными для бизнесменов. Это отсутствие алчности, амбициозности, жажды наживы. И страстная любовь к танцевальному искусству.
Анжела Трохинина,
владелец детского сада Angela’s Day Care:
Мой бизнес – продолжение моей семьи. Когда мы приехали в Америку, у нас уже был сын, но мы с мужем планировали иметь еще двоих детей. Поэтому решили открыть такой бизнес, который позволит нам быть всегда рядом со своими детьми. То есть небольшой детский сад в нашем доме. Конечно, вначале мы нервничали, переживали, опасались, что это нас не увлечет. Но, к счастью, мы добились успеха и постепенно расширяемся. Летом организовали лагерь в Поконо, собираемся открыть другой детский сад. И у нас уже трое детей. Старшему мальчику 11 лет, а двое младших – мальчик (2.5 года) и девочка (8 месяцев) ходят в наш садик.
Бизнес изменил меня в лучшую сторону. Я стала более доброй, терпимой, понимающей. По-другому и не может быть, когда работаешь с детьми. Ведь дети бывают всякие, иногда трудные, и к ним нужен особый подход. Впрочем, у меня педагогическое образование, что мне очень помогает.
Кроме того, я многому научилась от детей и их родителей. Даже могу сказать, что они помогают мне управлять бизнесом, предлагают новые идеи. Благодаря им расширяется наша программа. Например, мы стали обучать детей игре на фортепиано, делать видеофильмы с их участием.
Наконец, благодаря нашему бизнесу и нашим ученикам я стала более оптимистичной. Находясь с детьми, нужно всегда улыбаться, играть роль человека, у которого постоянно хорошее настроение. Постепенно ты к этому хорошему настроению привыкаешь, оно становится твоим естественным состоянием.
Зинаида Исхакова,
директор спортивного зала Shaping USA, представитель Международной федерации шейпинга:
Я - потомственный бизнесмен. Мои родители занимались бизнесом, и успешно. Я раньше работала по найму, но в один прекрасный день решила организовать спортивный зал. Почему? Мне казалось, что никто лучше с этим делом не справится. Когда ты работаешь по найму, то видишь просчеты, ошибки, недостатки в бизнесе, но ничего не можешь изменить, так как это от тебя не зависит, не можешь реализовать свои новаторские идеи. Кстати, я была первой среди русскоязычных иммигрантов, кто занялся шейпингом. Изменил ли меня бизнес? Безусловно, да. Во-первых, благодаря ему развивается мыслительный процесс, расширяется кругозор, проблемы решаются быстрее, с математической точностью, причем не только проблемы бизнеса. И, конечно, ты становишься жестче. Без этого в бизнесе нельзя. Напористость, агрессивность (в хорошем смысле слова) – основная черта бизнесмена.