Вас обманули? Обращайтесь в FTC
Как редактору рубрики «Горячая линия» мне приходится время от времени сталкиваться с жалобами и претензиями читателей в адрес отдельных бизнесов. Одни предлагают, другие чуть ли не требуют разобраться со своими обидчиками, забывая при этом, что журналист - не судья и не прокурор. Проводить по каждому инциденту журналистское расследование даже крупной газете не под силу. Между тем наиболее действенным способом в разрешении возникших проблем является обращение в государственные инстанции, призванные помогать гражданам в такого рода ситуациях. Например, в местные управления по защите прав потребителей или Federal Trade Commission (FTC).
Бизнес-мошенники, писала не так давно газета USA Today, довольно долго чувствовали себя вольготно. Не удивительно, если учесть беззубость, проявляемую в борьбе с ними Federal Trade Commission. Максимум, что грозило аферистам, - штраф. По большому счету, пользы от такого наказания было немного. Уличенные в обмане потребителей бизнесмены фактически откупались от государства, а затем вновь принимались за старое. Полученная впоследствии на новых аферах прибыль с лихвой покрывала расходы на урегулирование взаимоотношений с FTC.
К сожалению, возглавлявшие это агентство руководители не стремились активно сотрудничать с правоохранительными органами в лице федеральных прокуроров или ФБР. Последние, правда, тоже по этому поводу не очень-то переживали, им и так было, чем заниматься.
Ситауция начала постепенно меняться лишь со второй половины 90-х годов, когда в FTC было принято решение не оставлять без внимания «бизнесменов» (не могу удержаться, чтобы ни взять это слово в кавычки), уличенных в нарушении закона и в массовом обмане клиентуры. С 1997 г. стала действовать специальная программа “Project Scofflaw” предусматривающая лишение свободы для таких предпринимателей, если они вновь принимались за старое.
В 2003 году в рамках FTC был создан специальный отдел – criminal-liaison unit, который начал работать в тесном контакте с федеральной прокуратурой, ФБР и госпочтой. В результате число бизнесменов, обвиненных в обмане потребителей, резко возросло. За последние 8 лет к ответственности были привлечены сотни «предпринимателей», 30 из них приговорены к различным срокам лишения свободы.
Жесткая линия FTC стала еще более заметной с приходом на должность главы этого ведомства Деборы Маджорас, бывшего сотрудника Министерства юстиции (генпрокуратуры). Она заняла этот пост при поддержке президента Буша в июле прошлого года. Хотя FTC может подать на афериста только гражданский иск, ведомство вправе инициировать уголовное разбирательство, обратившись за содействием в генеральную прокуратуру. Так вот, Маджорас объявила, что будет пользоваться этой возможностью как можно чаще, направив юристов FTC на тесное сотрудничество с правоохранительными органами. Новый глава агентства в открытой форме дала понять махинаторам: одежка бизнесмена вам, господа, не поможет.
«Наличие офиса, вебсайта, служебного телефона и факса не защитит людей, решивших залезть в карман ближнему своему, - заявила она в интервью USA Today, - если они полагают, что смогут выкрутиться только потому, что занимаются бизнесом, то очень глубоко заблуждаются».
Маджорас довольно быстро нашла общий язык со своими бывшими коллегами из генпрокуратуры. Они теперь с куда большей охотой принимают к рассмотрению дела, пересылаемые им из FTC, чем в былые годы. Хотя чаще всего уголовные дела заводятся на лиц, нанесших потребителям особо большой ущерб, это вовсе не означает, что обманщики рангом ниже уходят от ответственности. Попасть за решетку можно и после неоднократных нарушений соглашений с FTC, даже если понесенные клиентами убытки были незначительными.
Некоторые адвокаты, защищающие в суде бизнесменов, обвиненных в мошенничестве, полагают, что ко многим из их клиентов FTC относится слишком сурово, а зачастую и предвзято. Якобы агентство мстит бизнесменам за то, что они не пожелали подчиниться запрету заниматься тем-то и тем-то, вот их и решили за это примерно наказать. Так сказать, показательное аутодофе, чтобы другим не повадно было.
В FTC подобные обвинения, понятное дело, отвергают. «Ни о какой мести речь не идет, - говорит Маджорас. - Люди, которые оказались под следствием за противозаконную деятельность, должны извлечь для себя урок. Если он им не пошел на пользу в первый раз, и наложенного штрафа было мало, что же, нам приходится вновь встречаться с ними, передавая дело в федеральную прокуратуру. Давайте называть вещи своими именами, воры, запустив руку в чужой карман или сумку, позарившись на не принадлежащий им кошелек или бумажник, рискуют, если попадутся, свободой. Почему же мошенники, рядящиеся под бизнесменов, требуют к себе другого отношения? Они – такие же воры и не имеют права на снисхождение».
У Маджорас есть все основания думать и выражаться подобным образом. Организация, которой она руководит, помогает сегодня миллионам американцев бороться с мошенниками, охотящимися за конфиденциальной информацией граждан. Так вот, не так давно глава FTC сама стала жертвой identity theft. Злоумышленник (или злоумышленники) завладели номером кредитной карты Маджорас, который, вместе с более миллиона других номеров кредиток, был украден из базы данных обувного магазина DSW.
Надо думать, что после этого случая Маджорас еще больше убедится, что была права, отправив за решетку на целых 11 лет бизнесмена Кеннета Тавеса, раздобывшего преступным путем номера кредитных карточек 900 тысяч американцев. Мошенник воспользовался ими, сняв со счетов этих людей деньги, якобы за то, что они пользовались принадлежащими ему вебсайтами. Общая сумма ущерба составила 37 млн. долларов. Маджорас и ее подчиненные до сих пор не в состоянии определить, кого же именно ограбил махинатор: украденные им номера в FTC имеются, а вот имен и фамилий жертв сотрудники агенства выявить пока не смогли. Сам бизнесмен, что интересно, себя виновным не признает. Он считает, что Маджорас и ее люди поступили с ним негуманно. Эх, мистер Тавес, благодарите Бога, что вы живете не в Китае...