К первому апреля!

В мире
№4 (823)

 

Если перед президентскими выборами арестовать и отдать под суд группу крупных государственных бизнесменов и чиновников - избиратель оценил бы борьбу с коррупцией, проникся чувствами и проголосовал за кандидата власти. С таких позиций рассматривают российские комментаторы жесткие заявления и поручения премьер-министра Владимира Путина и президента Дмитрия Медведева о проверке государственных компаний. 

Глава правительства приказал к концу января представить ему анализ данных о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера руководства крупнейших компаний с государственным участием. А также - раскрыть бенефициаров своих контрагентов. Есть подозрение, что главы компаний выводят деньги через офшоры.

“Совсем оборзели! Энергетические комплексы целых регионов оказываются подконтрольны семейным кланам! - гневно говорил премьер-министр на заседании комиссии по вопросам развития энергетики. - Из 352 руководителей энергокомпаний 162 должностных лица – то есть практически каждый второй – оказался аффилированным с 385 коммерческими организациями... Вывод финансовых ресурсов через подставные фирмы недопустим... Прошу проверить инфраструктурные компании с госучастием – “Газпром”, “Транснефть”, ОАО РЖД, “Совкомфлот”, Внешэкономбанк, Внешторгбанк, “Росатом” – и доложить о принятых мерах!”

А недавно и президент Дмитрий Медведев взялся за руководителей госкомпаний - потребовал от них представить “сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей за 2011 год и последующие годы”.

Поскольку вплоть до несовершеннолетних детей - то, вроде бы, серьезно. Однако не все так просто. 

Правительство уже пошло на попятную, поскольку дать исчерпывающие сведения о всех контрагентах практически невозможно. Внешэкономбанк и “Росатом”, приведенные в перечне, являются не “госкомпаниями”, а “госкорпорациями”, и потому имеют особый статус. 

“Рассматривая саму сущность понятия “государственная корпорация”, необходимо отметить, что оно не упоминается в Гражданском кодексе РФ, а его появление воспринимается специалистами по гражданскому праву как размывание системы правового регулирования и принципа верховенства права”, - говорил четыре года назад председатель комитета по промышленной политике Совета Федерации Валентин Завадников. 

Три года назад президент Медведев объявил госкопорации “бесперспективной формой”, велел ликвидировать и преобразовать “в акционерные общества, контролируемые государством”. А они и поныне процветают. 

Кроме того, в список проверяемых почему-то не включена госкомпания “Роснефть” (с 2006 по 2011 год председателем совета директоров был Игорь Сечин, вице-премьер правительства, он и “курирует” ныне проверку госкомпаний), госкорпорации “Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства”, “Роснано” и “Ростехнологии”. 
Прошлогодний доход гендиректора “Ростехнологий” Сергея Чемезова и его семьи оказался рекордным среди глав госкорпораций - 356 миллионов рублей (11,4 миллиона долларов). “Ростехнологии” - оборонная промышленность. Она находится в плачевном состоянии, подвергается уничтожающей критике главы государства и премьер-министра, но на доходах семьи гендиректора ничто не отражается.

Да и какой криминал можно усмотреть в доходах? Даже в 11 миллионов долларов. Давно не маленькие, там, наверно, комар носа не подточит. 20-я статья Конвенция ООН о борьбе с коррупцией предусматривает проверку РАСХОДОВ, но в России ее отказались ратифицировать.

Поэтому активность премьера и президента в обличении госкомпаний - явно не акция перед выборами. Даже при желании - не успеют кого-то арестовать. Для громкого эффекта одного злодея мало - необходима группа. А такие дела долго готовятся. И не факт, что их доведут до логического конца. Тронуть мощную госкомпанию - практически развязать войну кланов. Давно между различными центрами влияния установилось равновесие. Нарушить его - вызвать неуправляемую реакцию. 

На недавней памяти - уголовное дело о “крышевании” Московской областной прокуратурой подпольного игорного бизнеса. Так оно едва не закончилось войной между Следственным комитетом и Генеральной прокуратурой. 

Легко представить, какие трещины пойдут по вертикали, горизонтали и прочей стабильности властных структур, если подложат бомбу, к примеру, под “Газпром” или Внешторгбанк.

Значит, мы имеем или пустопорожнюю риторику, рассчитанную на доверчивого избирателя, или же некие движения подземных слоев, передел сфер влияния.
Но только не борьбу с коррупцией.

На днях Счетная палата РФ направила в Госдуму отчет за 2011 год. Из него следует, что обнаружены нарушения законодательства в бюджетно-финансовой сфере на 718,5 миллиарда рублей - 23,2 миллиарда долларов. В 2008-м - 97 миллиардов, в 2009-м - 238, в 2010 - 484 миллиарда рублей. Каждый год - удвоение.

Бюджетные растраты - не госкомпания с ее офшорами, особыми статусами на госуровне, перед которыми пасует рядовой следователь. С бюджетом, вроде, яснее ясного. Бери и сажай. Ан нет - высшие надзирающие органы, от Счетной палаты до контрольного управления кремлевской администрации, лишь констатируют количество разворованных сотен миллиардов народных денег.

Если спуститься на региональный уровень, увидим суд, скажем, в Ростова-на-Дону. Там заместителя начальника районной налоговой инспекции и главного налогового инспектора изобличили во взяточничестве и приговорили к 7 годам тюрьмы каждого. УСЛОВНО. И к штрафу в 500 и 600 тысяч рублей.

Если снова подняться на федеральный уровень, станем свидетелями скандала в Конституционном суде. Оттуда уволился “по собственному желанию” советник председателя КС криминолог Владимир Овчинский. За разглашение служебных сведений. “У него есть ограничения в связи с госслужбой, и если кто-то хочет выступать с заявлениями, надо тогда идти в общественные деятели”, - осудил Овчинского губернатор Тульский области миллиардер Владимир Груздев. Кстати, он недавно продал за 50 миллионов долларов неизвестному американцу одну из своих квартир в Москве: на пятом этаже - бассейн, на четвертом - зимний сад, под апартаментами - подземный двухэтажный гараж на 6 машин с отдельным въездом.

Вопрос об увольнении генерал-майора милиции в отставке, доктора юридических наук Владимира Овчинского решался на высшем уровне - глава администрации президента звонил председателю Конституционного суда. Выражал недовольство тем, что Овчинский публично поделился сомнениями по поводу законопроекта, который еще только готовится. Законопроекта о поправках в Уголовный кодекс.

“Есть статья в УК – “Контрабанда”. Первая ее часть касается контрабанды вообще, - говорит Овчинский. - Вторая часть - контрабанда наркотиков, оружия, ядерных материалов – особых предметов и веществ. Разработчики поправок хотели оставить в УК только вторую часть, а так называемую товарную контрабанду – алкоголя, табака, ширпотреба, мебели, электроники – вывести из Уголовного кодекса... протащить поправку через Госдуму вкупе с другими поправками в рамках гуманизации УК. Думали, никто не заметит... Но это будет грубейшим нарушением международно-правовых норм. В зарубежном законодательстве именно товарная контрабанда считается элементом транснациональной организованной преступности”. 

В 2005 году на склад подмосковной войсковой части, подчиненной Федеральной службе безопасности (ФСБ), пришли 150 железнодорожных вагонов с товарами народного потребления, контрабандно ввезенными на территорию РФ из Китая. Дело получило огласку. 

Президент Владимир Путин отправил в отставку главу Федеральной таможенной службы, двух его заместителей, трех генералов ФСБ, двух прокуроров, пять оперативников МВД и четверых сенаторов. Затем, по мере расследования, снял с постов начальника управления собственной безопасности ФСБ, начальника службы обеспечения ФСБ и бывшего замдиректора ФСБ. 

Прошло 7 лет. Уголовное дело не закрыто. И закрыть его нельзя - скандал разразится. Но и судить полтора десятка генералов ФСБ, МВД, ФТС, офицеров, депутатов и сенаторов - тоже скандал.

Может, упразднение статьи о товарной контрабанде позволит как-то замять дело на вполне законных основаниях? Вроде как нет статьи в УК - и дела нет. 

Когда Овчинского спросили, примут ли поправки в УК, он ответил: “Примут. Уверен. Они сносят всех, кто стоит на пути”. 
Президент Медведев потребовал от руководителей госкомпаний “сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей” представить не накануне выборов 4 марта (что имело бы некоторый агитационный смысл), а к 1 апреля. Это - День смеха, или - День дружеских розыгрышей.
Москва

comments (Total: 4)

Прочёл статью - не понял в чём смысл, пнуть Путина лишний раз? А что бы сделали Вы, товарищ автор, всех посадили? Было при Сталине. У всех всё отобрали? Было в 1917. Всем всё разрешили? Было при Ельцине. Где новые предложения? Нет их. Статья как "...речи длинные пустые."

edit_comment

your_name: subject: comment: *
Слов нет. Делают, что хотят. Знают, что никогда за это не понесут наказания. И в самом деле, куда ж Путину деваться? Ясно, что всех "замочит", но в президенты снова проберётся. Вот интересно, как члены "двадцатки" будут ему пожимать руку на очередном саммите?

edit_comment

your_name: subject: comment: *
А вот с 1 апреля Путин будет "ХОХОТАТЬ" ещё 5 лет...?!?!

edit_comment

your_name: subject: comment: *
Интернет сейчас называют Всемирной Паутиной. А во Всероссийской ПАУТИНЕ наверное Главный ПАУК Путин погряз на столько, что не сможет выпутаться, задай Ему вопрос в программме "Что?, Где?, Когда?"

edit_comment

your_name: subject: comment: *

Наверх
Elan Yerləşdir Pulsuz Elan Yerləşdir Pulsuz Elanlar Saytı Pulsuz Elan Yerləşdir