Наш ответ Китаю

Большая политика
№34 (487)

Стремительный рывок китайской экономики не только удивил, но и несколько встревожил многих в мире. Стало ясно: возрастающая мощь Поднебесной империи способна внести существенные перемены в политику, экономику, культуру всей планеты. Новые задачи возникли перед администрацией Соединенных Штатов, признанного мирового лидера. О некоторых аспектах взаимоотношений США и Китая пишет в журнале «Ньюсуик» известный журналист Фарид Закариа. Перевод его статьи публикуется с небольшими сокращениями.
Две новости последних недель свидетельствуют о том, что китайцы реагируют на политику Америки умнее, чем американцы на политику Китая. Вот первая. На днях одна из китайских компаний после долгой борьбы отказалась от намерений приобрести американскую энергетическую фирму «Юнокол», поскольку против этой сделки резко высказался Конгресс США.
Будь эта сделка заключена, она бы, конечно, не решила всех энергетических проблем бурно растущей страны. А мы, отвергнув сделку, послали миру нехороший сигнал. Мы продемонстрировали чрезвычайно ревнивое отношение к росту экономики Китая и явное желание приостановить этот рост. Годами мы призывали все государства открыть их энергетические источники для зарубежных инвестиций, а теперь вдруг стали придерживаться противоположной точки зрения. Мы осуждали протекционистов, не желавших подпускать американский и любой другой иноземный капитал к деловому сотрудничеству и при этом ссылавшихся на интересы национальной безопасности. Теперь у них есть пример и предлог для подражания.
Срыв сделки с «Юноколом» может привести к тому, что перед американским капиталом закроются двери в энергетический сектор многих стран и, конечно же, негативно отзовется на политическом и экономическом партнерстве США и Китая.
Вторая новость тоже не радует. В декабре в Куала Лампуре состоится саммит глав государств Восточной Азии. Предполагается, что на нем будут представлены не только почти все страны Юго-Восточной Азии, а также Китай, Япония, Южная Корея, Индия, Новая Зеландия и Австралия. Так что название саммита не совсем точно соответствует составу его участников. Речь скорее идет о встрече представителей Тихоокеанского региона. Соединенные Штаты, самую мощную и влиятельную державу региона, на саммит не пригласили. Впервые в новейшей истории.
Таков вызов, брошенный Китаем. Его не стоит рассматривать как не совсем зрелую попытку сатисфакции за срыв деловой сделки в энергетике. Это претензия на доминирующую роль в обширном регионе. И претензия основательная. Нетрудно вспомнить, что всего лет десять назад в Индонезии, если говорили о внешних угрозах, то в первую очередь указывали на Китай. Сегодня Китай числится в первостепенных партнерах.
Китайская стратегия экономического развития значительно отличается от той, какой придерживалась в свое время Япония. «Японское чудо» строилось главным образом на экспорте продукции и капитала в другие страны, свой рынок японцы оставляли закрытым. Китай тоже много экспортирует, но его рынок открыт и для импорта товаров, и для зарубежных инвестиций. Это положительно сказалось на темпах экономического развития не только самого Китая, но и ряда других стран, в том числе Бразилии и Австралии. Даже Индия, которая не раз признавала, что опасается слишком быстро богатеющего соседа, вынуждена считаться с реальностью. Сосед постепенно становится ее самым близким торговым партнером, оттесняя на второй план Америку.
Судя по всему, администрация Буша не знает, как достойно ответить на китайский вызов. Дональд Рамсфелд, выступая недавно в Сингапуре, весьма неуклюже выразил недовольство тем, что китайские бюджетные ассигнования на военные нужды увеличились. Министр обороны, не желая того, попал в ловушку. Все сингапурские газеты тут же выступили с комментариями, указывая, что военный бюджет США приближается к 500 миллиардам долларов, тогда как китайские расходы на военные нужды не превышают 90 миллиардов в год. И теперь общественность азиатских стран говорит не столько об угрозе со стороны Китая, сколько об оплошности Рамсфелда.
Удивительно бурное развитие Китая означает и новые возможности для всего мира, и новые вызовы миру. Их нельзя упрощать. Между тем в Вашингтоне немалое число политиков рассуждает, как Рамсфелд: ситуация, мол, возвращает холодную войну, только роль Советского Союза теперь исполняет Китай. Ошибочное мнение, не имеющее ничего общего с совершенно новой реальностью. Тот, кто ограничивается воспоминаниями о прошлом, не способен верно определить будущее.

Наступают новые времена
Фарид Закариа – маститый журналист. С недавних пор он занимает должность главного редактора иноязычных изданий популярнейшего и авторитетного журнала «Ньюсуик». К его суждениям стоит прислушаться. Наверное, он прав: Америка пока не нашла адекватного ответа на вызов Китая, огромной густонаселенной страны, которая после долгого периода неразберихи и кровавого хаоса наконец нашла свою нишу в современном открытом мире. Нишу вполне надежную и перспективную. Но смущает некоторая нервозность автора статьи. При всей объективности подхода к проблеме он все же проявляет излишнее беспокойство о судьбе Соединенных Штатов, придает непомерно большое значение отдельным фактам.
Несостоявшаяся сделка по продаже «Юнокола» вряд ли будет иметь долговременные последствия. «Двери в энергетический сектор» разных стран перед иноземными инвесторами не закроются, глобализация экономики развивается по своим законам, никакие искусственные барьеры ее не остановят. С другой стороны, можно понять вашингтонских политиков. Они не привыкли плыть по течению и, безусловно, опасаются, что Америка утеряет место мирового лидера, уступив его Китаю.
Существует ли такая опасность? Да, она реальна. Только весьма сомнительно, что очередным мировым гегемоном станет Поднебесная империя. Закариа очень точно подметил несостоятельность прогнозов на будущее, основанных исключительно на анализе исторического прошлого. Мир меняется с бешеной скоростью, меняется качественно, и старая, вроде бы проверенная временем формула «ничто не ново под луной» непригодна для оценки современности.
Раньше миропорядок складывался по-иному. Были периоды, когда всем на планете правили Голландия, Испания, потом Великобритания. После Второй мировой войны появились две супердержавы – США и СССР. Тому, кто сегодня, на волне эмоций и пропаганды, сомневается в былой мощи Советского Союза, напомним: правительства более дюжины государств покорно подчинялись Москве и еще столько же старались держаться в фарватере ее политики. СССР рухнул под тяжестью собственных неразрешимых проблем, единственной супердержавой осталась Америка. Вот мы и размышляем, памятуя опыт истории, кто, какая страна в принципе способна ее заменить. Мыслим традиционно, а времена-то коренным образом изменились.
На саммит стран Тихоокеанского региона впервые не пригласили американцев. Заметим, кстати говоря, что не пригласили и Россию, восточная часть которой примыкает к тому же океану. В мире слабеет готовность услужить сильному, выказать ему свое глубокое почтение. Некоторые исконные союзники Америки отказались от участия в иракской военной кампании, недостаточно активно поддержали усилия Вашингтона пресечь ядерные амбиции Ирана. На днях Южная Корея, вопреки твердому курсу Белого дома, выступила за развитие ядерной технологии в тоталитарной и милитаристской Северной Корее.
Факты разрозненные, однако не случайные. И объяснить их можно, видимо, только тем, что длительная эпоха мировой гегемонии одной или двух стран подходит к концу. Мы наблюдаем процесс выравнивания экономических условий в разных регионах планеты. Точнее, начальные этапы этого процесса. Весьма вероятно, что одновременно с экономическим ростом прежде отсталых государств растет и их военный потенциал.
В обозримый период ни Китай, ни какая-либо другая страна не станут мировыми лидерами по той простой причине, что такого единоличного лидера не будет вообще. Сомнительно даже, что китайцы смогут безгранично доминировать в Тихоокеанском регионе. Такого ни за что не допустят достаточно сильные соседи: Америка и Россия, Индия и Япония, Австралия и Индонезия. Каждый из них, точно так же, как и Китай, вправе рассчитывать на роль влиятельного партнера, на место равного среди равных, не более того.
Скептиков, конечно, хватает. Тех, кто привык делить страны и народы на победителей и побежденных. Им трудно принять качественно новые реалии и еще трудней отказаться от бескомпромиссной борьбы за лидерство, за власть, сфера которой выходит далеко за пределы собственной страны. Этих людей никакими словами и логическими доводами не переубедить. Жизнь, как говорится, научит.
Если вашингтонская администрация, нынешняя и будущая, трезво оценит существо перемен, Америка больше приобретет, чем потеряет. Забудутся никчемные призывы превратить страну в мирового жандарма, исчезнет надобность диктата, неизменно сопровождаемая гигантскими финансовыми затратами, решать сложнейшие проблемы геополитики станет проще. Полного умиротворения и сплошного счастья перемены человечеству не обещают - для межгосударственных конфликтов всегда найдется и время, и место, и повод. Однако вероятность кровавых вооруженных столкновений, надо полагать, уменьшится. Борьба с террористами – не в счет.


comments (Total: 2)

Нужно в Китае "оранжевую революциию" организовать и Белому дому можно будет спать спокойно.

edit_comment

your_name: subject: comment: *
Нужно в Китае "оранжевую революциию" организовать и Белому дому можно будет спать спокойно.

edit_comment

your_name: subject: comment: *

Наверх
Elan Yerləşdir Pulsuz Elan Yerləşdir Pulsuz Elanlar Saytı Pulsuz Elan Yerləşdir