“ШутЯт” одни, а платЯт другие...
Мы привыкли видеть в учителях людей, сеющих в душах детей разумное, вечное, доброе. Вот почему мне трудно понять некоторых педагогов, забывающих порой о той благородной миссии, которую они сами же вызвались выполнять.
Чуть ли не каждый месяц американские СМИ сообщают нам о недостойном поведении учителей: о сексуальных приставаниях к школьникам, о скабрезных шутках и оскорбительных репликах, которые позволяют себе некоторые преподаватели в отношении с учащимися, о вовлечении последних в половую связь.
Что происходит с теми, кто сеет «доброе и вечное», неужели не только СПИД, но и педофилия постепенно превращается в болезнь века?
Как оценить поведение ньюйоркца Алана Шефера, преподавателя одной из средних школ Нью-Йорка, поставившего себе целью непременно соблазнить подростка. Учитель в течение нескольких недель общался по Интернету с 13-летней девочкой, и, в конце концов, они договорились о встрече, чтобы заняться сексом.
На свидание («О времена, о нравы!») Шефер явился не с игрушками, и не с шоколадкой, а... со своим 14-месячным ребенком. К удивлению педофила, “девочка” оказалась агентом полиции, работавшим под прикрытием. Шефера арестовали, ему предъявлены обвинения в создании опасности для ребенка и в передаче несовершеннолетнему лицу непристойных материалов.
Профессор Кэрол Шейкшафт (Хофстра-университет) не так давно провела исследование по заказу федеральных властей и сделала вывод: в настоящее время 1 из 10 американских учащихся становится жертвой сексуальных домогательств.
Данный результат вызвал резкую критику со стороны федерального Министерства просвещения и учительских профсоюзов. Дескать, эксперты совершенно напрасно смешали факты, связанные всего лишь со словесными предложениями вступить в половую связь и скабрезные шуточки с реальным сексом между педагогами и подростками.
Школьной бюрократии за дело бы взяться и постараться оградить детей от потерявших стыд взрослых, а она еще и обижается, что на педагогов-педофилов напраслину возводят. Подумаешь, пошутил учитель. Что, подросткам анекдот “про это самое” рассказать нельзя?
В штате Нью-Йорк за последние пять лет 77 учителей были лишены лицензии на преподавание за прегрешения, которые носили сексуальный характер, из них 59 человек за вступление в половую связь с несовершеннолетними учащимися. В Массачусетсе лицензию изъяли у 40 человек, в отношении еще 50 открыты уголовные дела. В Мичигане под следствием оказалось за последние полтора года 35 школьных работников, большинство из которых - учителя.
Девушки становятся объектом вожделения чаще, чем юноши, хотя последние тоже не обделены вниманием со стороны любвеобильных педагогов обоего, замечу, пола.
Учителя-мужчины более активны в сексуальных домогательствах, однако и женщин, уличенных в совращении малолетних, становится все больше. Так, из 35 арестованных сотрудников мичиганских учебных заведений пятеро – представительницы слабого пола.
Во Флориде полицейские задержали в прошлом году 23-летнюю учительницу Дебру Лефейв, занимавшуюся любовью с 14-летним мальчишкой. В Сакраменто прокуратура завела в начале нынешнего года дело на 30-летнюю Маргарет де Баррейкуа, которая в течение нескольких месяцев делила ложе со своим 16-летним учеником.
В Нью-Йорке, неподалеку от столицы штата г. Олбани, обвинение в изнасиловании предъявлено в прошлом месяце 42-летней учительнице католической школы Сандре Гейзел.
Безусловно, всех этих сексуальных безобразий могло быть куда меньше, если бы школьная администрация не стремилась покрывать педофилов обоих полов. Директора школ, по их собственным словам, жалеют своих коллег, не желая, как говорится, выносить сор из избы.
«Если бы мы подняли шум, - признавались многие из участников исследования профессора Шейкшафт, - учительская карьера наших коллег рухнула бы в одночасье».
Какое благородство! Действительно, если бы факты сексуальных домогательств по отношению к малолетним были вскрыты, учителя-педофилы могли не только лицензии лишиться, но и свобоы. Однако, взрослые люди знали, на что шли, соблазняя подростков. Возникала ли в их воспаленном мозгу мысль, что они навсегда могут искалечить жизнь молодых людей?
И медики, и психологи считают, что ранние половые связи подростков вредны, а тем более с людьми, которые нередко годятся им в отцы и матери. Ведь они наносят психике юношей и девушек серьезную травму.
Подростки зачастую вынуждены жить со своей обидой и болью. Далеко не каждый из них решится рассказать о случившемся родителям. А если дети и признаются, то дело редко доходит до суда. И подростки, и их родители очень часто не желают огласки. И дело не только в стыде, но и в том, что коллеги педофила нередко стеной встают на его защиту. Такой хороший человек, возмущаются они, не мог посягнуть на честь ребенка, его просто оклеветали.
“Ребенку очень непросто доказать свою правоту в суде, - указывает возглавляющий прокуратуру мичиганского графства Мэкомб Эрик Смит, - зато усложнить себе жизнь - это в два счета”.
Детям могла бы помочь школьная администрация, но она зачастую стремится потушить скандал в зародыше. Жалея педофила, оставляя его на прежнем месте работы или выпроваживая по добру по здорову из своего учебного заведения, администрация, давайте называть вещи своими именами, потворствует негодяям, которые покусились на честь ребенка. Где гарантия, что напакостив в одном месте, они не примутся за старое в другом?
Журналистское расследование, проведенное моими коллегами из газеты “Детройт ньюс”, выявило весьма интересные и одновременно тревожные факты. Оказалось, что часть учителей, уличенных в сексуальных домогательствах, и чья вина была доказана, лицензии лишены не были. Как такое могло случиться?
Представители Министерства просвещения Мичигана утверждают, что они не получали соответствующей информации из районных прокуратур, где проводилось расследование в отношении конкретных лиц. Пока эти граждане не осуждены, объясняют ситуацию чиновники, закон не позволяет лишить их лицензии. Даже в том случае, если учитель был уволен из школы ввиду неопровержимых улик, без бумажки из прокуратуры его не в праве лишить возможности заниматься преподавательской деятельностью. “Я обещаю, что буду ходатайствовать об изменении данных положений закона”, - пообещал журналистам Джереми Хьюз, один из руководящих работников (superintendent of education) Министерства просвещения Мичигана.
Репортерам “Детройт ньюс” удалось также выяснить, что до декабря прошлого года все работники мичиганской школьной системы освобождались от проверки о наличии проблем с законом, если только они были приняты на работу до 1993-1994 учебного года.
Обнаружились и другие проблемы. Так, в полицейской базе данных не оказалось сведений об уголовном прошлом некоторых педагогов, которые были осуждены судом.
Согласно существующему на сегодняшний день в Мичигане законодательству, сотрудники ФБР должны осуществлять проверку биографических данных учителей, администраторов, социальных работников, медсестер, водителей. Однако эта важная процедура не касается педагогов, работающих с проблемными детьми (paraprofessionals), тренеров, уборщиков, работников школьных столовых.
Закон также требует от прокуратуры и суда информировать школьные власти об осуждении сотрудника школы по серьезной уголовной статье (felony) и некоторым категориям менее серьезных правонарушений (misdemeanor). Однако, если в ходе расследования подозреваемый согласился пойти на сделку со следствием (plea bargains), и наказание было смягчено, правоохранители могут не передавать в Министерство просвещения информацию о сотруднике этого ведомства. Таким образом, даже совершив преступление на сексуальной почве, учитель сохраняет свою лицензию.
Репортеры смогли выяснить и такой факт: несмотря на необходимость составления специальных списков преподавателей мичиганских школ, осужденных за серьезные уголовные деяния, в том числе и на сексуальной почве, эта работа выполнена не была. Воз сдвинулся только в прошлом году, после вмешательства легислатуры штата.
В других штатах ситуация не лучше. Так, в Массачусетсе, школьные власти способны выявить криминальное прошлое своих сотрудников лишь в том случае, если преступление было совершено ими на территории штата. Если же закон был нарушен в другом штате, такой преподаватель может спокойно устраиваться на работу в одной из местных школ.
“Нет сомнений в том, что число учителей, уволенных из нью-йоркских школ за сексуальные домогательства, превышает официальные данные, - говорит на страницах газеты “Стэтен-Айленд эдвенс” Мэри де Роузе, суперинтендант из Лонг-Айленда, - многие проштрафившиеся педагоги тут же увольняются и уезжают от греха подальше”.
Миссис де Роузе признается, что в ее школьном округе администрация сознательно стремится не выносить сор из избы и не информировать общественность. Причина? Сопротивление учительского профсоюза и юридические барьеры, защищающие права педагогов. По словам суперинтенданта, рекомендации экспертов проводить со школьными работниками специальные семинары по проблеме взаимоотношений работников школы с учащимися стоит учесть, однако этого мало. Необходимы более жесткие законодательные меры против нарушивших закон и более серьезные проверки их биографических данных, считает она.
Сексуальные домогательства в стенах школ - это не только нарушение этических норм и уголовных законов, но и умыкание миллионов долларов из кармана налогоплательщика. Только в г. Нью-Йорке за последние пять лет власти были вынуждены выплатить истцам, потребовавшим компенсации за моральный и физический ущерб, нанесенный их детям, 18, 7 млн. долларов. Слишком дорогая цена за скабрезные шуточки и половую распущенность...