«Заговор республиканцев» или естественнаЯ смерть?

Из штата в штат
№31 (484)

Раскол в профсоюзном движении Соединенных Штатов стал свершившимся фактом после заявления в прошедший понедельник о выходе из АФТ-КПП (Американская федерация труда – Конгресс производственных профсоюзов/AFL-CIO) двух крупнейших тред-юнионов: Service Employees International Union (SEIU)/ профсоюз работников сферы услуг – 1,8 млн. членов и Teamsters/профсоюз водителей грузовиков – 1,4 млн. членов. К двум гигантам присоединились и две организации помельче: United Food and Commercial Workers и UNITE HERE (она объединяет текстильщиков и работников гостиничного хозяйства).
Официальные претензии лидеров SEIU - Эндрю Стерна и Teamsters - Джеймса Хоффы к нынешнему руководству АФТ-КПП следующие: президент объединения Джон Свини и его команда не уделяют достаточного внимания привлечению в профсоюзы новых членов, ведут свою деятельность по старинке, Свини и его сторонники слишком увлечены политической деятельностью, выделяя на избирательные компании политиков значительные суммы из своего бюджета, вместо того, чтобы оказывать материальную поддержку текущей деятельности отраслевым тред-юнионам и так далее. Утверждая последние полгода, что они очень хотели бы избежать раскола, Стерн и Хоффа выдвинули, давайте называть вещи своими именами - ультиматум. Они потребовали возвращать профорганизациям до 50 процентов перечислений от собранных профсоюзных взносов, сократить штат штаб-квартиры АФТ-КПП в Вашингтоне, меньше расходовать денег на политические и избирательные кампании. Однако за границами ультиматума осталось основное требование Стерна и поддержавшего его Хоффы: усилить их собственную роль в определении политики АФТ-КПП, получить решающие голоса на выборах руководства и (вот где собака зарыта!) заручиться согласием Свини в поддержке Стерна, когда станет вопрос о новом лидере АФТ-КПП. Известно, что подавляющее большинство руководителей профсоюзов хотели бы видеть на этом посту не Стерна, а казначея АФТ-КПП Ричарда Трумку.
Напористость президентов SEIU и Teamsters легко объяснима: тред-юнионы - раскольники представляют богатые и быстро растущие отрасли сферы услуг и не хотят делиться с переживающими упадок промышленными профсоюзами. А если уж нас принуждают делиться, говорят их президенты, так за свои денежки мы хотели бы получить соответствующее нашему рангу положение. Дескать, кто платит, тот и заказывает музыку.
Я думаю, что г-н Свини сегодня локти себе кусает: ведь это с его подачи Стерна избрали главой SEIU, когда сам он перебрался в кресло президента АФТ-КПП. И вот как его протеже отблагодарил своего благодетеля, подложив ему огромную свинью.
Напомню, что последний раз раскол в американских профсоюзах имел место еще до 2-й Мировой войны: в 1938 году Конгресс производственных профсоюзов отделился от Американской федерации труда. Воссоединились они лишь в середине 50-х годов. Именно на этот период пришелся расцвет организованного рабочего движения в США: 1 из 3 рабочих и служащих частных предприятий состояли в профсоюзе. Сегодня таковых в частном секторе всего 8 процентов. А всего профсоюзы объединяют 13 млн. человек.
Справедливости ради отметим, что профорганизация Стерна – SEIU действительно одна из наиболее успешных в плане привлечения новых членов: в 1995 году в ней состояло 900 тысяч человек, сегодня 1,1 млн. Но дело здесь не только в правильной выбранной тактике, но и в структурных изменениях, наблюдаемых в американской экономике. Фабрично-заводская сфера неуклонно сокращается, теряя тысячи работников, а вот предприятия сервисного сектора, чьи сотрудники – члены SEIU, наоборот, значительно увеличили свою долю в хозяйственном организме страны. Это же относится и к трем другим организациям, решившим покинуть АФТ-КПП. На круг, они вносят в 120 млн. бюджет объединения 35 млн. долларов. Стерн и Хоффа, как было замечено выше, убеждены, что с их профвзносами поступают, мягко говоря, не разумно.
«Мы не должны тратить столько денег на политические кампании», - говорит Хоффа.
Мне так и хочется воскликнуть: какой бережливый и экономный товарищ! Можно подумать, что получи Хоффа требуемый «возврат» из собранных «тимстерами» профсоюзных взносов, он использует их по назначению. Как бы не так! Teamsters – один из самых богатых профсоюзов страны, между тем на профсоюзный ликбез его руководство выделяет сущие крохи. Мне в свое время случилось побеседовать с русскоязычными водителями – членами этого тред-юниона. «Элементарных вещей не знаем, - откровенно признались они, - например, как устраивать пикеты. Никто нас этому не учит...».
Цинично упрекая нынешнее руководство АФТ-КПП в увлечении политическими кампаниями, Стерн и Хоффа отлично понимают, на чью мельницу они льют воду. Им-то не знать, какие огромные пожертвования поступили и будут поступать в фонд Национального комитета Республиканской партии от корпоративной Америки. Демократам тоже что-то перепадает от бизнесменов, однако эти суммы не могут идти ни в какое сравнение с тем денежным потоком, который непрерывно течет в республиканские закрома. Вот почему моим однопартийцам так важна поддержка профсоюзов, интересы которых они традиционно защищают. Неужели Стерн, став президентом АФТ-КПП, поступал бы иначе? Мне трудно поверить, что созданная им в противовес главному объединению, коалиция Change to Win откажется от поддержки кандидатов на выборные должности. Сам в поле не воин...
«Единственный, кто рад происходящему, это президент Буш и его толпа», — заявил по поводу раскола глава профсоюза государственных служащих Джеральд Макенти.
Прав Макенти, прав на все 100 процентов. Амбиции Стерна могут иметь очень серьезные последствия как для профсоюзного движения страны в целом, так и для Демпартии в частности. Хотя президент SEIU пообещал сотрудничество с АФТ-КПП, многие демократы имеют все основания опасаться, что две организации окажутся не в состоянии успешно координировать свою деятельность в лоббировании важнейших вопросов внутренней и внешней политики. Тем самым, предоставив республиканцам отличные шансы, играя на противоречиях между двумя соперничающими тред-юнионами, проводить свой курс.
«Раскол – это сильный удар по организованному рабочему движению в нашей стране, - заявил Свини на конференции АФТ-КПП в Чикаго, - причем наши оппоненты в профсоюзном движении пошли на этот шаг в условиях мощных, не имеющих прецедента в прошлом, атак, которым мы подвергаемся со стороны корпораций и защищающих их интересы консерваторов. Отбивать эти атаки придется теперь в куда более худших условиях».
Сказанное Свини – прописная истина. Почему же тогда Стерн и Хоффа, пренебрегши, как говорится, объективной реальностью, решились на раскол в профсоюзном движении страны? Только ли личными амбициями они руководствовались, или кто-то очень поусердствовал, чтобы склонить их, говоря словами президента АФТ-КПП в Массачусетсе Роберта Хайнса, «к измене»? Как сторонник «теории заговоров» я не сбрасываю вторую версию со счетов. Противники демократов спали и видели, как бы внести сумятицу в профсоюзное движение. Сегодня им не стоит щипать себя за руку: то, что случилось в Чикаго, это, увы, не сон.
Впрочем, есть и другие мнения. Так, по словам, директора Центра международных исследований Института США и Канады РАН Анатолия Уткина, вряд ли можно увидеть в расколе профсоюзного движения «заговор республиканцев». «На деле единство профсоюзного движения Америки ушло в прошлое давно, ведь сегодня нет единой цели, которая бы его объединяла», — считает профессор Уткин. По его словам, спаду влияния профсоюзов способствовал неуклонный рост благосостояния Америки и те огромные средства, которые правительство выделяет на социальные нужды..
Как бы там ни было, но 25 июля должен теперь стать красным днем в республиканском календаре...


Наверх
Elan Yerləşdir Pulsuz Elan Yerləşdir Pulsuz Elanlar Saytı Pulsuz Elan Yerləşdir