ЗЛОКЛЮЧЕНИЯ ФРАНЦУЗСКОГО АДВОКАТА В УКРАИНЕ
60-летний французский адвокат Жан Панье, который провел 830 дней в украинских тюрьмах, намерен добиваться справедливости и возвращения своего потерянного в Киеве состояния. Он недавно вернулся в Париж после того, как 18 июня 2005 года был помилован президентом Виктором Ющенко перед визитом последнего во Францию. Он был осужден украинским судом в августе 2003 года на 8,5 лет - срок, который кассационный суд сократил до 4 лет, а также к штрафу в 4,2 миллиона долларов. «Моя жизнь погасла, как свеча», - резюмирует он свою киевскую историю на страницах французской газеты «Либерасьон», посвятившей судьбе адвоката два материала.
На ловлю счастья
Жан Панье, адвокат, специализирующийся на таможенных делах, решил попытать счастья в Украине, куда отправился в апреле 1992 года. Несколько месяцев спустя он купил квартиру в центре Киева и, сделав в ней «европейский» ремонт, выгодно продал. За этой операцией купли-продажи недвижимости последовало еще несколько не менее успешных сделок. Продолжая скупать квартиры, Жан Панье открывает адвокатскую контору для оказания помощи французским предприятиям, которые хотят обосноваться в Украине. В 1995 году он женится на украинке Татьяне Поляковой, она рожает ему вначале сына, а потом дочь.
Вместе с женой они активно занимаются бизнесом. Дела процветают до тех пор, пока однажды среди его клиентов не оказывается “крутой” деятель, которому в октябре 2001 года Панье сдает под офис помещение площадью в 170 кв. метров, но “крутой” не платит за аренду. Месье Панье добивается судебного решения на его выселение, но не может добиться от судебных приставов его осуществления. Наконец 29 ноября 2002 года он отправляется в этот офис вместе со слесарем. Тот взламывает замок, и Панье вместе со своим шофером вывозит из помещения мебель, компьютеры, досье и т.д. «Я сделал глупость, за которую во Франции отделался бы штрафом, - признает сегодня адвокат. - Но в Украине я имел дело с крупной шишкой. Его тесть оказался министром при Леониде Кучме и подкупал судей, милицию». «Конечно, он совершил ошибки, но нигде в мире человека не наказывают 8 годами тюрьмы за взлом двери квартиросъемщика», - говорит его друг Лионель Бангесмия, который создал во Франции «Комитет за освобождение Жана Панье». Квартиросъемщик обвинил его в том, что он уничтожил контракт на 4 миллиона долларов, заключенный в рамках программы ООН «Нефть в обмен на продукты питания». Жан Панье утверждает, что никакого контракта не было. По его словам, во время следствия ему пришлось 6 раз менять адвокатов, которых запугивал его противник.
Наконец, Панье упрекает посольство Франции в Украине в том, что оно его не поддерживало. Со своей стороны, посольство отрицает упреки, напоминая, что консул следил за процессом, а затем посещал заключенного в тюрьме.
В Украине, констатирует газета «Либерасьон», иностранцы, оказавшиеся за решеткой, не пользуются никакими привилегиями. Час прогулки в день в переполненном тюремном дворе, душ - раз в неделю и посещение - раз в месяц. «Когда туда входишь, - рассказывает Жан Панье, - больше всего поражает запах». В киевской тюрьме номер 13 ему пришлось раз 20 менять камеру. В одной из них было три десятка заключенных. «Они делали это, - отмечает адвокат, - чтобы меня дестабилизировать». Панье, который немного знает русский и украинский языки, кое-как объяснялся с другими заключенными: «Однако их уровень развития такой низкий, что мне не удалось добиться никакого прогресса. Целыми днями они только и говорили о киевском «Динамо»... Меня спасли затычки в уши». Благодаря им я чувствовал себя в одиночестве...» Жан Панье не любит слишком распространяться о тяжелых условиях тюремной жизни: «Помимо страданий, самое страшное - это чувство унижения... Однажды меня побил заключенный. Он хотел отнять мое одеяло, которое я ему не давал». Тем не менее, Панье удалось договориться с сокамерниками, которые раздобыли ему мобильный телефон. Он звонил во французское посольство, французскому депутату, находившемуся проездом в Киеве, журналистке, своему сыну и т.д. Проявив бойцовские качества, он даже добился того, что ему удалось подписаться на французскую газету.
Гол как сокол
В Украине дело Жана Панье давно уже получило широкий резонанс. В декабре 2002 года он выступил с заявлением о том, что его фирмы фиктивно объявляют банкротами, чтобы принудить покинуть Украину. Он утверждал, что это является следствием его развода с украинской гражданкой Татьяной Поляковой и «заговора правоохранительных органов». В Киеве даже проходила пресс-конференция на тему: «Кто такой французский адвокат Жан Панье: обманутый инвестор или международный аферист?» Ее участники, включая бывшую жену, пытались доказать его вину.
«Я поняла, что с самого начала он относился с презрением к нашей стране и к нам, - утверждала после развода Татьяна Полякова на страницах украинской прессы. - «Вы украинцы, люди низшего сорта», - любил говаривать он. «Как же я, человек низшего сорта, выучила твой язык, занималась бизнесом, а ты наш нет? - спрашивала я. «Вы, славяне, вообще к языкам способные», - отмахивался Панье. Но больше всего жгла, конечно, обида за то, что он совершенно не заботился обо мне. Хоть сына Валеру, конечно, любил. Да его и невозможно не любить. Так или иначе, я бросила мужа со всеми его благами, начиная с трехсотметровой квартиры и заканчивая французским гражданством. Жан мне этого не простил... Еще бы - человек «низшего сорта» отказался от него».
Вернувшись во Францию, Жан Панье оказался «гол как сокол». 22 июня ему удалось подойти к президенту Виктору Ющенко, когда тот выходил из украинской церкви, расположенной на парижском бульваре Сен-Жермен. Держа за руку своего 9-летнего сына Валерия, он подарил президенту свою книгу, посвященную таможне, написанную еще в 1990 году.
Жан Панье недавно обратился в украинский кассационный суд с ходатайством об отмене приговора, ибо только при этом условии он может вернуть свою собственность. Однако сессия Верховного суда Украины отложена до сентября.
После освобождения Жана Панье в украинской прессе, пишет «Либерасьон», появились статьи, обвиняющие его в неуплате налогов и в создании фиктивной фирмы на Кипре для проведения операций по недвижимости. Эту кампанию развернули, по словам пострадавшего, его противники. Так, украинский еженедельник «Наша держава» посвятил адвокату большую статью под красноречивым названием «Уголовные похождения парижанина в Украине». К сожалению, случаи недостойного, а то и преступного поведения зарубежных «бизнесменов» на украинском рынке не единичны, пишет журнал: «От этого часто страдает не только имидж страны, которую представляет лжеинвестор, но и отечественные предприниматели, доверившиеся иностранцам. Одни «гости» пытаются до нитки обобрать наших соотечественников, другие - отмыть «грязные» деньги. Чтобы предупредить преступные поползновения иностранцев в Украине, в Киеве не так давно был создан Фонд защиты чести и достоинства украинских предпринимателей от недобросовестных зарубежных партнеров».